Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена требованиями Федеральных государственных образовательных стандар-тов начального образования к личности учащегося. В тексте сказано о том, что к концу обучения в младших классах он должен продемонстрировать готовность действовать самостоятельно в любых видах деятельности. Формирование данных умений осуществляется как в ходе уроков, так и вне занятий. Действенным способом формирования самостоятельности школьника вне занятий является выполнение домашней учебной работы, в процессе которой ребенок учится структурировать свое время, расстав-лять приоритеты (какие уроки сделать вначале, а какие – потом), доводить начатое до конца.
В отечественной педагогике в дореволюционный период проблемы орга-низации домашней учебной работы изучали В.П. Вахтеров, Е.Н. Водово-зова, И.Я. Герд, Н.Н. Запольский, Р.В. Куницкий. Вопросы организации домашней учебной работы в советской школе поднимались в трудах Г.А. Аракеляна, Н.Г. Дайри, Л.Н. Скаткина В.А. Сухомлинского, З.П. Шабали-ной. Связь домашней учебной работы и организации самостоятельной ра-боты школьника описана К.В. Бардиным, А.К. Громцевой, В.Е. Гурьяно-вым, С.В. Ивановым, С.В. Калининой, Н.Н. Поспеловым, Е.С. Рябунским. Вопросы нормирования объема домашней учебной работы исследованы А.А. Кирсановой, З.С. Поповой, С.Л. Мендлиной.
Объект исследования – образовательный процесс в начальных классах. Предмет исследования – место домашней учебной работы в структуре об-разовательного процесса в начальных классах.
Гипотеза исследования: организация домашней учебной работы учащихся начальных классов будет эффективной, если:
учителем разъяснена родителям их роль в организации домашней учебной работы и представлены письменные методические рекомендации;
учитель целенаправленно отводит объяснению содержания домашне-го задания определенный этап урока;
учитель использует многообразие видов домашней учебной работы на каждом уроке.
Сформулированные объект и предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза обусловили постановку цели – представить опыт организации домашней учебной работы учащихся начальных классов. Наличие цели позволяет обозначить следующие задачи:
1) обозначить проблему организации домашней учебной работы уча-щихся в отечественной и зарубежной школе;
2) раскрыть понятие и назначение домашней учебной работы, перечис-лить виды домашней учебной работы;
3) описать опыт организации домашней учебной работы в начальных классах, проанализировать полученный результат.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследо-вания), эмпирические (формирующий педагогический эксперимент, коли-чественная и качественная оценка полученных результатов).
Прикладная значимость исследования заключается в разработке разных видов заданий по русскому языку, математике и окружающими миру, предназначенных в качестве домашней учебной работы младших школь-ников. Данная информация может стать полезной учителям, работающим в начальных классах.
Источники, используемые в работе: диссертационные исследования, моно-графии, учебные пособия, методические рекомендации, публикации в пси-холого-педагогических изданиях, публикации в периодических изданиях, адресованных педагогам.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Проблема организации домашней учебной работы учащихся
в отечественной и зарубежной школе
В настоящее время домашняя учебная работа является неотъемлемым компонентом образовательного процесса отечественных и зарубежных школ. Первые упоминания о домашних заданиях относятся к эпохе Древ-него Рима. Ритор Квинтилиан утверждал, что наличие природных данных вкупе с самостоятельным учением помогут достичь совершенства. Полити-ческий деятель и адвокат Плиний Младший учился под руководством сво-его дяди-наставника, который приучал его при выполнении домашнего за-дания делать выписки. После падения римской империи домашним рабо-там учащихся уделялось не так много внимания, и лишь в 16 – 17 веках, когда были образованы Братские школы, «в их уставах стали оговари-ваться задания, предполагающие самостоятельную работу дома» [4, с. 52].
В учебных заведениях того времени процесс обучения сводился к механи-ческому заучиванию. От ученика требовалось практически дословное вос-произведение больших отрывков: «Часто обучающиеся не могли запом-нить весь объем в школе, поэтому часть его приходилось заучивать дома» [31, с. 71]. Чешский педагог Я. Коменский считал, что ученики должны выполнять домашнюю работу, однако настаивал на необходимости ее предварительного объяснения педагогом. Оно должно быть настолько по-дробным, «чтобы учащемуся понадобилось лишь быстро перечитать один раз вечером и один раз утром» [4, с. 53].
Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский неодно-кратно писал «о важности формирования умения работать самостоятельно в процессе выполнения домашней учебной работы» [10, с. 192]. Как и Я. Коменский, русский педагог-новатор был убежден в том, что «домашние задания можно задавать только после специальной подготовки школьни-ков к их выполнению» [10, с. 193]. К.Д. Ушинский был против самостоя-тельной работы маленьких детей: «он отрицал их задавание в начальной школе» [31, с. 72]. Писатель-гуманист Л.Н. Толстой также придерживался взгляда о посильной нагрузке на детей, вследствие чего «отменил в своей Яснополянской школе домашние задания, назвав это времяпрепровожде-ние испорченным вечером ученика» [3, с. 45].
В светских учебных заведениях отношение к самостоятельной работе уча-щихся было иным. В Уставе для прогимназий и гимназий, утвержденном в 1871 году, за каждым классом закреплялся наставник, который был обя-зан «оказывать помощь ученикам после уроков при подготовке домашне-го задания» [13, с. 255]. Такое положение сохранилось вплоть до 1917 го-да, а с 1918 издается Декрет «О единой трудовой школе», в соответствии с которым «домашние задания были отменены» [31, с. 72]. Спустя пять лет от идеи пришлось отказаться по причине резкого падения уровня знаний, «поэтому домашние задания были вновь введены» [31, с. 72].
Российский и советский педагог Е.Я. Голант, принимавший участие в лик-видации безграмотности, настаивал на необходимости развития самостоя-тельности детей. В то же время «он утверждал, что многочисленные вы-полнения домашних заданий далеко не всегда можно рассматривать как самостоятельную работу» [14, с. 946], если она направлена на повторение. В 30-е – 40-е годы домашняя работа в начальных классах становится неотъемлемым компонентом учебного процесса. В 50-е – 60-е годы разра-батываются методические рекомендации по разъяснению содержания до-машних заданий. В середине 70-х годов издаются Санитарные правила, оговаривающие допустимое время самостоятельных домашних заданий школьников. В 90-е годы систематические исследования в области органи-зации домашней учебной работы не проводились. В новом тысячелетии вышли нормативные документы, в соответствии с которыми в первом классе домашние задания отменены.
Проблему организации домашней учебной работы для школьников в раз-ных странах мира решают по-своему. Так, например, в начальных классах Финляндии ее не задают [27]. Домашние задания появляются в средних классах и то на нерегулярной основе – все зависит от качества освоения ребенком конкретной дисциплины. В процессе общения со школьником педагог принимает решение о том, какие именно аспекты нуждаются в бо-лее пристальном внимании. Индивидуализация касается содержания у
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Алексеева О.В. Домашняя работа как одна из форм занятий с уча-щимися по предмету // Начальная школа. Плюс до и после. – 2014. № 12. – с. 58-61.
2) Апиш М.Н. Способы повышения мотивации к выполнению домашне-го задания в начальной школе в условиях ФГОС НОО // Методы и меха-низмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике: сб. статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: АЭТЕРНА, 2018. – с. 31 - 34.
3) Арбузова Е.Н. Теория и методика обучения биологии в 2 ч. Часть 2. – 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бака-лавриата. – М.: Юрайт, 2018. – 319 с.
4) Бурдина А.Э. Домашние задания или «испорченный вечер ученика» // Молодежный научный форум: сб. ст.. конф. – 2014. № 9-10(16). – с. 52-57.
5) Верисова А.Д. Особенности школьного образования в Китае // Со-временные научные исследования и инновации. – 2015. № 11. – с. 770-772.
6) Витковский А. Домашние задания: новый подход к организации и содержанию // Первое сентября. – 2014. № 9.
7) Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.
8) Галеева Н.Л. Дидактический потенциал форм, видов и приемов учеб-ной работы // Иностранные языки. – 2012. № 4. – с. 17-19.
9) Горячев М.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие. – Самара: Самарский университет, 2013. – 187 с.
10) Горячева И.А. Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педаго-гической классики. – М.: Институт психолого-педагогических проблем дет-ства РАО, лаборатория психологической антропологии, 2010. – 304 с.
11) Домашняя учебная работа: глоссарий // Российское образование: фе-деральный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php? page_id=50&op=word&wid=91. – Дата обращения: 09.07.2018.
12) Злобина И.П. Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Пер-вое сентября». – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb. – Дата обра-щения: 09.07.2018.
13) Иванов А.В. Теория и практика воспитания в России и за рубежом: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Перспектива, 2015. – 470 с.
14) Ивошина Т.Г. Формирование учебной самостоятельности школьни-ков. история проблемы // Известия Пензенского государственного педаго-гического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. № 24. – с. 945-950.
15) Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для студ вузов. – М.: Кно-рус, 2015. – 744 с.
16) Котова С.А. Педагогика начального образования. Учебник для ву-зов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.
17) Кузьминский А.И. Технология и техника школьного урока: учебное пособие для студ. вузов. – Ростов/н/Д.: Феникс, 2012. – 180 с.
18) Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 12-е изд. – М.: Академия, 2014. – 608 с.
19) Перепелкина Е. Домашнее задание: отменить или оставить? // Учи-тельская газета. – 2012. – 9 апреля.
20) Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студен-тов вузов. – М.: Академия, 2015. – 474 с.
21) Претворяя в жизнь идеи инклюзивного образования: опыт соседних стран / Под ред. Э. Кесялахти, С. Вяюрюнен. – Рованиеми: Центр Ла-пландского Университета, 2013. – 133 с.
22) Рогозина Т.В. Система домашних заданий как фактор обеспечения качества образовательного процесса: дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2011. – 245 с.
23) Родионов М.А. Многомерный подход к оценке эффективности до-машней учебной работы школьников по математике // Известия Пензенско-го государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2010. № 18 (22). – с. 231-233.
24) Руководство по приему в школы Кипра / Координатор Г. Караллис. – Никосия: Министерство образования и культуры Кипрский педагогиче-ский институт, 2017. – 44 с.
25) Рябуха А.П. Домашнее задание: каким оно должно быть? // Геогра-фия. Всё для учителя! – 2012. № 4. – с. 9-12.
26) Сафонова Н.В. Норвежская система образования: история и совре-менность / Н.В. Сафонова, О.А. Короленко // Скандинавские чтения: этно-графические и культурно-исторические аспекты: сборник. – СПб: МАЭ, 2012. – с. 326-333.
27) Син Е.Е. Школьное образование Финляндии как феномен XXI века // Известия Кыргызской академии образования. – 2016. № 1(37). – с. 21-26.
28) Степанова С.Н. Реформа начальной школы Англии // Начальная школа. – 2012. №4. – с. 76-80.
29) Тартарашвили Т.А. США. Инструменты регулирования качества образования: монография. – М.: ЗАО «Новые печатные технологии», 2015. – 448 с.
30) Терехова Н.В. Дидактика начального образования: учеб. пособ. – Тюмень: ТГУ, 2013. – 148 с.
31) Ускова И.В. Развитие дидактических представлений о домашней учебной работе школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2017. №3. – с. 71-76.
32) Фицула М.М. Педагогика: Учебное пособие. – Ростов/н/Д: Феникс, 2011. – 560 с.
33) Хилтунент Е. Школьная мечта по-европейски // Первое сентября. – 2014. – 8 июня.
34) Хуторецкий М.В. Уроки американской школы // Химия и жизнь. – 2011. № 10. – с. 47-54.
35) Чэнь М. Характеристика современной системы образования в Китае (на примере начальной школы) / М. Чэнь, Н.М. Наговицына // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – с. 222-227.
36) Шапошникова Т.Д. Начальная школа в Японии // Начальная школа плюс до и после. – 2009. № 4. – с. 61-64.