Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «детский коллектив» и его особенности в младшем школьном возрасте
Человек, будучи существом социальным, практически с рождения включается в малые и большие группы. Первичной является семья, затем детский сад, школа, колледж или университет, трудовой коллектив. Кроме этого, он может находиться в составе творческих объединений (например, художественная самодеятельность), среди членов спортивного клуба, инициативной группы жильцов своего подъезда, в определенных условиях также образующих коллектив, как, допустим, при организации товарищества собственников жилья, и проч. Как видно, людям важно осознавать свою принадлежность к остальным, особенно в детском возрасте. Для ребенка быть в коллективе значит приучаться взаимодействовать со сверстниками, отстаивать собственную позицию, достигать компромисса между личными интересами и позицией большинства. Будучи микромоделью социума, детский коллектив дает возможность понять, как устроено общество и по каким законам функционирует. Именно поэтому необходимо обращение к искомому вопросу.
Термин «коллектив» произошел от латинского «collectives» — собирательный. Иными словами можно сказать, что социальная группа, которую объединяют общие цели, ценностные ориентации и совместная деятельность всех членов группы, можно назвать единым словом «коллектив». Это - специально организованные и обладающие органами самоуправления целеустремленные личности [11].
Учитывая вышеприведенные формулировки, уточним, что такое детский коллектив. В словаре Г.М. Коджаспировой дано два определение: первое относится к системе воспитания в условиях детского коллектива, второе – к самому объединению. Детским коллективом является «детская группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности» [13, с. 127]. С точки зрения заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.А. Сластёнина, детский коллектив есть не что иное, как «организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности [27, с.320]. В понимании Л.П. Крившенко, действительного члена Международной педагогической академии, анализируемое понятие необходимо связывать с объединением учащихся, «имеющих общественно значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистическими отношениями [15, с.143].
По убеждению исследователя Н.В. Семеновой, определение детского коллектива следует связывать со специально организованной средой, являющейся «действенным фактором развития индивидуальных и социальных сил ребенка как равноценных, взаимодействующих и взаимообусловленных» [29, с. 53]. В работе указанного автора перечислены условия, при которых детский коллектив обретет воспитательный потенциал.
Во-первых, жизнедеятельность класса должна осуществляться на основе самоуправления. Во-вторых, ученическое сообщество должно придерживаться высоких нравственных законов. В-третьих, «культивируется равная ценность личности и общества, индивидуального и социального, что помогает одновременно и сохранению собственного «Я», и ценности коллектива для личности» [29, с. 53]. В-четвертых, подчинение члена коллектива общим решениям происходит на добровольной основе и сопровождается самоконтролем. В-пятых, взаимодействие между взрослыми и детьми основывается на идее субъект-субъектных отношений. В-шестых, во всех сферах жизнедеятельности коллектива личность проявляет активность.
Советский педагог А.С. Макаренко полагал, что коллектив подобен живому организму, так как формируется, развивается, распадается. На первой стадии, согласно Макаренко, происходит становление класса: отношения учащихся обусловлены характером совместной деятельности, целями и задачами. Ведущая роль принадлежит наставнику, так как он должен сформировать «органы управления коллективом, разработать правила, положения и принципы, обязательные для исполнения всеми членами» [17, с. 11]. На второй стадии, когда учащиеся привыкнут друг к другу, выдвигаются лидеры: актив выполняет требования педагога, но и сам создает правила, исходя из представлений об общей пользе и вреде. Говоря иначе, действие приводятся механизмы самоорганизации и саморегуляции. Третья стадия связана с расцветом коллектива: учащиеся имеют общий опыт, дают сходные оценки происходящему; такое объединение формирует целостную, нравственную личность. Четвертая стадия ассоциируется с движением: благодаря усвоенному коллективному опыту каждый умеет предъявлять к себе высокие требования; процесс воспитания переходит на уровень самовоспитания. Между описанными этапами нет четких границ: последующая стадия как бы наращивается на предшествующую. На всех стадиях каждый член детского коллектива оказывается под одновременным воздействием трех сил – наставника, актива, своих товарищей. В целом же можно отметить, что А.С. Макаренко была создана особая социокультурная среда, которая служила благодатной основой для «здорового, духовно богатого устойчивого воспитательного организма, а каждый ребенок был его органической частью» [8, с. 217].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абраменко В.В. Совместная деятельность младших школьников как условие гуманного отношения к сверстникам/В.В. Абраменко//Вопросы психологии. - 1980. – №5.– С.32–40.
2. Андриевская В. В. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников /В.В. Андриевская. –1985. – № 4. – 12 с.
3. Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе / Л.В. Байбородова. – Ярославль, 2011.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009.
5. Брагуца А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагуца // Начальная школа. - 2011. - №6. - С.53 - 55.
6. Венецкая А.Б. Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках в начальной школе // Начальная школа плюс до и после.-2009.- №1. -С. 86-89.
7. Виноградова М. Д.. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 2000.
8. Витковская И. М. Обучение младших школьников в совместной деятельности: учебно–методическое пособие / И. М. Витковская. – Псков: ПГПИ имени С. М. Кирова, 2000.
9. Гаврилычева Г.Ф. и др. Обучение младших школьников навыкам коллективной деятельности//Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / под ред. И.Б Первина. - М.: Педагогика, 2005.
10. Голованова М. С. Изучение психологических особенностей младших школьников с целью создания атмосферы сотрудничества в начальных классах гимназии / М. С. Голованова // Психология обучения. – 2019. –№ 7. – С. 97-101.
11. Гражданцева В.А. Педагогика сотрудничества как условие развития личности / Начальная школа. -2020.- №6.- С.19-20.
12. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: кн. для учителя / В.К. Дьяченко. – Москва: Просвещение, 2001.
13. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников // Начальная школа. -2011. -№5. -С.50-57.
14. Журавлёв А.Л. Психология совместной деятельности. -М.: Ин-т психологии РАН, 2005.
15. Земленская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках // Начальная школа.- 2008. -№3.- С.48-51.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М.: Просвещение, 2008.
17. Зоткина Е.Ю. Перестройка форм учебного сотрудничества ребенка со взрослым в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии.- 1987.- № 2.- С. 37-40.
18. Иванова И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у учащихся оценки результата деятельности //Начальная школа.- 2011.- №2.- С.90-94.
19. Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 2009.
20. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Москва: Изд–во АСТ, 2010.
21. Крушельницкая О. И. «Все вместе» Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. – М.: Сфера, 2004.
22. Леонова Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е. В. Леонова // Начальная школа. - 2011. - №7. - С.91 - 96.
23. Малахова Ю.И. Совместная деятельность как объект междисциплинарного исследования // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. ст. / Редкол.: В.В. Бущик (отв. ред.), Д.И. Наумов, И.Ю. Никитина. -Минск: БГПУ, 2013.
24. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
25. Панюшкин В.П. Групповые методы обучения как средство формирования сотрудничества учащихся // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Под ред. Л.М.Фридмана.- М., 2008.
26. Поздеева С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе/С. И. Поздеева; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Том.гос. пед. ун-т. - Томск: Дельтаплан, 2004.
27. Прозументова Г. Н. Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность // Школа совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе.- Томск: Дельтаплан, 2010.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000.
29. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. – М., Педагогика, 2009.
30. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. - М.: Национальный книжный центр, 2015.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -[Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/
32. Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. -1993. -№2.-С. 21-34.
33. Шкуричева Н. А. Методическая работа учителей по формированию позитивных межличностных отношений первоклассников / Н. А. Шкуричева // Начальная школа. – 2010. – № 7. – С. 12–15.
34. Якобсон С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: сборник научных трудов. – Москва, 2011.