Фрагмент для ознакомления
2
Общеобразовательные действия включают в себя: самостоятельную постановку познавательной цели, поиск полезной информации, структурирование полученных знаний. Учащиеся должны уметь осмысленно и произвольно выражать свои мысли, как письменно, так и устно. Решать поставленные задачи необходимо, находя свой собственный алгоритм и решая возникшие проблемы творчески и с поиском необходимой информации.
Необходимо развивать когнитивные способности школьников с помощью УУД. Математика в начальных классах помогает развивать логику при решении задач, составлении диаграмм. Краткое описание условия задачи дает учащимся определенный алгоритм, который они впоследствии могут использовать для решения более сложных вариантов.
Регулятивные качества обеспечивают организацию учащимися своей деятельности. Фактически, они должны уметь организовывать себя. Для этого нужно научиться ставить цели и достигать их. В учебной деятельности необходимо будет применять некоторые принципы.
Целеполагание учит детей ставить учебные задачи и соотносить уже известный материал с незнакомым. Требуется дальнейшее планирование - это означает, что ученик должен определить последовательность действий при решении задачи, разработать конкретный план и следовать ему. Прогнозирование поможет вам увидеть предварительный результат и степень усвоения, а также сроки получения результата.
Контроль, коррекция и оценка действий помогут развить способности к самоконтролю. Контролируя и сравнивая свою работу с предложенной моделью, корректируя свои действия в соответствии с правильным решением, ребенок учится правильно принимать решения и разрабатывать конкретный план действий. Также требуется саморегуляция - умение мобилизовывать собственные силы и преодолевать возникшие препятствия.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную осведомленность и учет мнений других людей по тому же вопросу. Детям необходимо учиться слушать других, вступать в диалог и учиться обсуждать возникшие проблемы мирным путем, вести дискуссии и строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Для развития этих качеств учителю необходимо будет создавать ситуации, в которых предусмотрено сотрудничество между учащимися. Например, можно применить УУД по технологии: предложить учащимся совместно поработать над проектом, разделив класс на группы. Для начальных классов даются следующие задания: “найдите различия в одних и тех же предметах, выполненных разными техниками” или “какие инструменты нужны или не нужны при выполнении определенного задания”. Заданий можно придумать множество, главное, чтобы они развивали коммуникативные навыки каждого ребенка в классе.
Для развития учебных навыков и личностных качеств детей введены новые стандарты. Федеральный государственный образовательный стандарт "Школа России" - федеральный государственный образовательный стандарт, введенный 1 сентября 2011 года на всей территории Российской Федерации. Это предъявляет ряд требований к процессу обучения в школах.
В первую очередь, требования предъявляются к формированию личности учащегося, а не только к приобретению необходимых знаний и навыков. Таким образом, система полностью отказывается от старой программы обучения. Среднее общее образование должно формировать личность учащегося. Результатом обучения являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Неотъемлемой частью нового стандарта является введение универсальных учебных действий. Для внедрения новых методов была разработана программа UUD. Для каждого предмета составлен отдельный учебник, помогающий учителям развивать необходимые навыки.
Наряду с приобретением стандартных учебных навыков и воспитанием личности учащегося внедряется методика для ознакомления младших школьников с информационно-коммуникационными технологиями, а также для развития способности сознательно их использовать. Как это выглядит на практике?
Тематическое планирование с помощью UUD позволит с самых первых уроков увидеть в учениках личностей с их собственными способностями. Поскольку особенностью новых стандартов является не только формирование личности ученика, но и внедрение современных технологий, преподавателю потребуется хорошая подготовка. Требования включают, наряду с обычными навыками традиционного письма, введение набора текста с клавиатуры на компьютере. Это поможет вашему ребенку быстро освоить новые технологии и развить память, логику и способность общаться со сверстниками.
Сегодня появилась целая система учебников по новым стандартам Федерального государственного образовательного стандарта "Школа России". Они прошли федеральную экспертизу и получили положительные отзывы Российской академии наук. Все учебники включены в рекомендованный федеральный список. Они пересмотрели свой подход к образованию. Материалы объясняют, что такое UUD и как применять его на практике. Согласно новым стандартам, учебники направлены на развитие универсальных учебных действий у учащихся. Они также содержат методику вовлечения детей в образовательный процесс при изучении всех школьных предметов.
Школьная программа UUD помогает учителям формировать у детей данные навыки с помощью современных учебных пособий. В учебники включены специальные задания, которые развивают способность школьников самостоятельно формулировать учебное задание по заданной теме или конкретному уроку.
Увеличено количество заданий и вопросов образовательного и увлекательного характера, а также для работы в группах или парах. Они помогают ученику сосредоточиться на собственной точке зрения и связать имеющиеся знания с реальными событиями.
В учебниках есть новые разделы, помогающие осмыслить изученный материал: “Чему научились вы. Чему научились мы”, “Проверьте себя и оцените свои достижения”. Разделы "Наши проекты", "Страницы для любознательных" и "Выскажите свое мнение" помогут учителям развить необходимые навыки у младших школьников.
Что может быть нового и как включить требования современных стандартов в процесс обучения? В этом поможет опыт опытных учителей. Что важнее всего формировать у учащихся начальной школы? Технология UUD требует, чтобы учитель был внимателен к своим ученикам.
Ему нужно будет развивать в детях умение оценивать собственную работу, для этого необходимо разработать алгоритм оценки их работы. В данном случае важно не сравнивать учеников друг с другом, а показать прогресс ребенка по сравнению с его прошлой работой.
Учитель должен вовлекать детей в открытие новых знаний. Для этого необходимо будет вместе обсудить, для чего нужно задание, как его можно применить в жизни.
Еще один момент: именно учитель технологии обязан помогать детям учиться сотрудничеству в группе. Этот базовый навык общения развивается только при совместной работе. Здесь необходимо научить детей сообща обсуждать задачу, находить коллективное решение вопросов и анализировать результат.
Для формирования всех видов навыков потребуется высококачественное планирование UUD, особенно с младшими школьниками. Пока дети еще ничему не научились, вы можете использовать различные методы и задания. Например, любимая детская игра "Найди отличия". Вы можете указать количество отличий или попросить детей найти их и поделиться с одноклассниками.
Существуют различные типы заданий, которые направлены на формирование универсальных учебных действий. Например, участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, визуальное, моторное и вербальное восприятие музыки.
3 класс (ФГОС) с УУД уже может справляться с более сложными задачами, включая упорядочивание, составление вспомогательных схем, работу с различными типами таблиц, исправление "намеренных" ошибок, поиск необходимой информации в предложенных источниках, взаимный контроль.
Для проверки знаний можно использовать CONOP (викторину по конкретной проблеме), интерактивное аудирование, задания “подготовь рассказ...”, "опиши устно...”, “объясни...”.
Технологии могут стать опорой в развитии универсальных учебных действий.
УУД по физическому воспитанию
Может показаться, что на таком уроке, как физкультура, нельзя воспитать в детях нравственные навыки. Но это далеко не так. Новые методы обучения и развитие правильного отношения к собственному здоровью помогают использовать УУД в физическом воспитании.
Именно тренер может побудить вас вести здоровый образ жизни. Как развивать навыки у детей, занимаясь физкультурой? Давайте начнем с того, какие универсальные способности можно развить.
Во-первых, ребенок должен уметь организовывать свою деятельность, избирательно применять средства для достижения цели.
Во-вторых, уметь активно сотрудничать с командой, объединять усилия с коллегами для достижения коллективных целей.
В-третьих, только на физкультуре можно научиться преподносить информацию просто, в выразительной и яркой форме, в процессе общения и сотрудничества с одноклассниками и взрослыми.
Какие личностные качества приобретут учащиеся? Можно научиться общаться и сотрудничать со сверстниками на основе принципов уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. Не менее важно уметь выражать положительные качества личности и управлять своими чувствами в различных нестандартных обстоятельствах. Эти результаты помогут вырастить уравновешенную личность. Физическое воспитание будет способствовать дисциплине, трудолюбию и настойчивости в достижении целей.
Каждый урок изобразительного искусства должен быть направлен на решение предметных задач и формирование определенных качеств ребенка. УУД по ФГОС по изобразительному искусству помогает развить необходимые навыки у младших школьников.
Пример учителя может вдохновить учащихся на то, чтобы они охотнее объясняли свои впечатления от увиденной картины, подбирали слова для выражения эмоций, рассказывали старшим и товарищам об увиденном.
Совместное творчество детей, разделенных на пары или группы по несколько человек, позволяет быстро приобрести положительный опыт решения коммуникативных и регулятивных задач: здесь дети учатся и ведут беседу, и даже отстаивают свое мнение, уважают мнение партнера, ориентируются на конечный результат, причем не личный, а общий. Все это позволяет быстро влиться в коллектив и приобрести положительные качества.
Для наглядности приведем пример совместного творчества. Детям было дано задание нарисовать варежки на своих руках в группе. Как вы можете оценить их совместную работу с точки зрения предпринятых ими действий? Уровни оценок различаются.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1983.
2. Давыдов В.В., Мясищев В.Н. Педология. - М.: Педагогика, 1986.
3. Зимняя И.А. Психология обучения школьников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
4. Кравцова Е.Е. Коммуникативные универсальные учебные действия в структуре ключевых компетенций // Вестник ТГПУ. - 2010. - № 5 (103).
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
6. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Просвещение, 1979.
7. Маркова А.К. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 1972.
8. Мясищев В.Н. Проблемы педологии. - М.: Педагогика, 1988.
9. Петровский А.В. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
10. Психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2008.
11. Селигман М. Обучение обучению. - М.: Смысл, 2000.
12. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2005.
13. Устинова О.В. Формирование коммуникативных УУД младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности // Современная зарубежная психология. - 2015. - № 4.
14. Федоров А.И. Психология управления образовательным процессом. - М.: Просвещение, 1988.
15. Хуторской А.В. Педагогика: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2008.
16. Шаронова Е.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Педагогика. - 2012. - № 3.
17. Зайцева Н.Н. "Формирование коммуникативных умений у младших школьников через коллективное творчество: методика и практика".
18. Романова Е.Е. "Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в условиях коллективной творческой деятельности".
19. Морозова А.А. "Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников в процессе коллективных творческих занятий".
20. Попова И.И. "Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста через коллективное творчество".