Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания старшеклассников во внеурочной деятельности
1.1. Современная практика патриотического воспитания старшеклассников в условиях реализации ФГОС СОО
Что такое патриотизм, и какое место он занимает в жизни современной российской молодёжи – это не формальные вопросы. Гражданский патриотизм был и остаётся одной из фундаментальных основ российской государственности. Проблемы патриотического воспитания и формирования гражданина своей страны были актуальны во все времена. Современный период становления Российской Федерации не является исключением [5].
Патриотизм – это прежде всего, любовь к Родине. Чувство привязанности и преданности своей стране. Патриотизм можно рассматривать как политический принцип и социальное чувство, в связи с чем, эта тематика никогда не перестаёт быть актуальной и постоянно обсуждаемой общественностью.
Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, в частности, Н.А. Добролюбов, Н.В. Ипполитова, В.Г. Чернышевский и др. Патриотизм российской молодёжи – это гордость достижениями и культурой своей великой Родины, осознанная любовь к своему народу и преданность традициям своего народа. Патриот своей страны всегда испытывает желание сохранять культурные особенности своего этноса и идентифицирует себя с другими представителями своего многонационального народа.
Это может означать только одно, что патриот всегда будет стремиться к защите интересов своего народа. Подобного рода привязанность к своей стране есть сочетание множества самых разнообразных чувств, которые нельзя описать в нескольких словах. Речь идёт об этнических, политических, культурных, исторических и других аспектов современного социума [12].
Патриотизм – это, в том числе готовность к защите своей Родины от врагов. Это искреннее чувство горести, в случае неудач и бед своей страны. Отношение к патриотизму в нашей стране никогда не было однозначным. Можно говорить о том, что явление антипатриотизма всегда существовало где-то рядом и эмиграция российских граждан за рубеж в непростые для страны периоды всегда наглядно это демонстрирует.
Ситуация в этом направлении кардинально изменилась в век информационных технологий. На молодых людей негативная информация об их стране обрушилась со всех сторон. Информация чаще всего противоречивая и неоднозначная, с пониманием которой даже не каждый взрослый сможет беспристрастно разобраться [8].
Безусловно, каждый думающий человек независимо от возраста всегда понимает, что он произносит, особенно в наше время, когда каждая сказанная фраза моментально становится достоянием всей общественности. При этом нельзя не понимать, что с молодёжью необходимо работать и её необходимо воспитывать. И если, обучить чему либо, способного человека можно достаточно быстро, то воспитать его за пару недель, чтобы он при этом стал вдумчивым, рассудительным и справедливым, практически невозможно.
Патриотизм людей – это качество духовное. Оно продолжает занимать доминирующее положение, как среди зрелого населения, так и среди большинства молодёжи. События последнего времени это не раз подтверждали. Но вопрос о том, как прививать любовь к Родине у молодых, и когда это лучше делать остаётся открытым. Подростковый возраст был и остаётся наиболее подходящим периодом для формирования морально-нравственных качеств и ценностей.
В этом возрасте человек, ещё, не будучи взрослым, прекрасно понимает к чему в жизни ему нужно стремиться, чтобы получить одобрение социума. Он задумывается о том, как он будет жить и кем он способен стать в современном обществе. Процессы саморазвития и самоактуализации ещё не запущены в полной мере и подросток не всегда осознаёт, что в этой жизни очень многое зависит от него самого.
Очень непросто разбудить в человеке осознание своих собственных сил и ресурсов, которые позволили бы ему ощутить себя самодостаточным и дееспособным. Здесь вновь необходимо возвращаться к современной образовательной среде, поскольку именно она должна всем этим заниматься, как это когда-то было во времена СССР. Сейчас времена изменились и сегодня нельзя говорить о том, что в СССР было всё идеально и правильно, если такое вообще возможно [21].
Тем не менее, учитывая все последние происходящие события в мире, необходимо вновь признать, что система образования в СССР выполняла не только функции обучения, но в первую очередь, она выполняла функции развития и воспитания молодого человека. От того, насколько будут сейчас правильно сформированы взгляды, и чувства молодёжи зависит будущее нашей страны.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Антонова, А.Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А.Д. Антонова, Е.С. Сафронова, М.Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 02.04.2024).
2. Агапова, И.А. Мы – патриоты: классные часы и внеклассные мероприятия: 10 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2018. –366 с.
3. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] / Н.В. Адаева // Человек и образование. -2012. -N1. –с.130-133.
4. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015. –N 4. –с.78-80.
6. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н. Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
7. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания [Текст] / К.Ю. Белая // От сентября до сентября. – 2008. – No6. – С. 15-17.
8. Быков, А.С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/ (дата обращения: 02.04.2024).
9. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации [Текст] / Под ред. Н.К. Беспятовой, Д.Е. Яковлева. – М., 2006. – 192 с.
10. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст] / Т.С. Буторина. – СПб.: КАРО, 2014. – 224 с.
11. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] /А.Н. Вырщиков // Монография. –Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». - 2016. -172 с.
12. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2015. – No6. – С. 59-63.
13. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. -686 с.
14. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
15. Ефремова, Г.А. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / Г.А. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. – No 8. – С. 17 - 20.
16. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
17. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: ИПК, 2015. –150 с.
18. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. - No 9. -С. 28 - 35.
19. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —156 с.