- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Правовое регулирование социального обеспечения инвалидов
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Право социального обеспечения
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Правовое регулирование социального обеспечения инвалидов"?34 страницы
25 источников
Добавлена 01.07.2024 Опубликовано: studservis
2070 ₽
4140 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВАЛИДНОСТИ 6
1.1.Понятие и особенности признания лица инвалидом 6
1.2.Критерии определения групп инвалидности 9
2. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ 15
2.1.Формы и способы социальной защиты инвалидов 15
2.2.Медицинское и медико-протезное обслуживание инвалидов 20
2.3.Система реабилитации и абилитации инвалидов 25
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 32
Фрагмент для ознакомления 2
В последние годы в Российской Федерации на смену терминам «советское государство», «социалистическое государство» приходит термин «социальное государство», а такие определения, как «благосостояние народа советов», «рост уровня жизни советских людей» заменены определением «защита населения в социальной сфере». И этот вовсе не формальная замена терминов: за ней находится смена государственного и общественного строя и как следствие – коренное преобразование социального статуса людей.
Конституция РФ определяет, что Россия является социальным государством, основная политика которого прямо направлена на образование условий, которые обеспечивают достойный уровень развития и жизни человека.
Актуальность исследования определяется следующими причинами:
1) в первую очередь, ростом в условиях современности учреждений социального обслуживания по организации поддержки людей в социальной сфере;
2) во-вторых, объективной потребностью рассмотрения проблем людей-инвалидов и поиск самых эффективных способов для их разрешения;
3) в-третьих, необходимостью повышения социальной поддержки граждан, в особенности, его самых уязвимых слоев.
Главным образом, требуется социальная защита инвалидов, подлежащая осуществлению при помощи постоянных денежных выплат-пенсий. Разнообразные выплаты компенсационного характера также могут помочь всем нуждающимся категориям населения. Пенсия по инвалидности является самой «ранней» разновидностью обеспечения пенсией, как в нашем государстве, так и в иных странах.
Несмотря на рост количества инвалидов в России еще крайне мало учреждений, ведущих работу по оказанию им материальной, социальной, социально-медицинской и иной помощи. Одной из наиболее важных проблем инвалидов признается их не включенность в общественное производство, т.к. лишь часть регионов активно занята открытием рабочих мест, что отрицательно сказывается на их психологическом состоянии и материальном положении.
Одним из базовых направлений деятельности любого государства, несомненно, выступает образование достойной жизни лицам, достигшим пенсионного возраста. Особо значительными субъектами обеспечения в пенсионной сфере, по нашему мнению, выступают инвалиды, так как у них значительно ограничена, а порой и вовсе отсутствует возможность обеспечить собственное существование. Правовое положение индивида в структуре социальной защиты населения прямо зависит от большого количества факторов.
Страховые пенсии по инвалидности признаются базовым источником существования для некоторых слоев населения. По этой причине, обеспечение пенсией на территории нашего государства должно всегда быть стабильным и устойчивым. За годы перестройки и преобразований в Российском государстве сделано многое для того, чтобы построить правовое государство. И, главным образом, это нашло выражение в изменении системы самого пенсионного обеспечения.
Правовое значение, в частности, обладают время наступления инвалидности, а также ее тяжесть и причина. В новом законодательстве в пенсионной сфере условия назначения пенсий по инвалидности практически не дифференцированы, в сравнении с ранее существовавшими нормами значительно упрощены.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с социальным обеспечением инвалидов.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие особенности социального обеспечения инвалидов.
Цель данной работы – комплексное исследование правового регулирования социального обеспечения инвалидов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и особенности признания лица инвалидом;
2) изучить критерии определения групп инвалидности;
3) изучить формы и способы социальной защиты инвалидов.
4) исследовать медико-протезное и медицинское обслуживание инвалидов;
5) рассмотреть систему реабилитации и абилитации инвалидов.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников и литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВАЛИДНОСТИ
1.1.Понятие и особенности признания лица инвалидом
В статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» говорится, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, связанное с заболеваниями, последствиями травм либо дефектами, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и вызывают потребность его социальной защиты.
Ключевым в этом определении признается медико-биологический аспект инвалидности (нарушение человеческого здоровья со стойким расстройств функций организма). Инвалидность можно определить таким нарушением состояния здоровья, которое нельзя устранить, или смягчение либо устранение последствий которых требует продолжительного времени.
Экономическая составляющая инвалидности, которая вытекает из медицинской, выражает утрату или снижение способности к оплачиваемому труду. В рамках пенсионного законодательства это выражено очень отчетливо – нарушения здоровья должны привести к утере трудоспособности. Между тем, на законодательном уровне не отдается приоритет одной лишь утере трудоспособности, отмечается, что нарушение здоровья должно повлечь ограничение жизнедеятельности, то есть к полной либо частичной утере лицом возможности либо способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно общаться, передвигаться, ориентироваться, контролировать собственное поведение, обучаться, трудиться. Способность заниматься трудовой деятельностью предполагает способность заниматься трудовой деятельностью согласно требованиям к объему, содержанию, условиям и качеству исполнения работы (службы) .
Условия признания гражданина инвалидом:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, связанное с заболеваниями, а также последствиями травм, другими дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (частичная либо полная утеря гражданином возможности либо способности осуществлять самостоятельное обслуживание, ориентироваться, передвигаться, общаться, контролировать собственное поведение, обучаться либо трудиться);
- необходимость в социальных мерах защиты, в том числе реабилитация.
Наличие одного из перечисленных условий не признается основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
К причинам инвалидности следует отнести общее заболевание, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, военная травма, трудовое увечье, заболевание, которое было получено на военной службе или связанное с Чернобыльской атомной электростанцией и др. От них напрямую зависит состояние пенсионного обеспечения инвалида, выплата возмещений и предоставление разнообразных льгот .
Необходимо признать, что именно отсутствие возможности либо ограниченная возможность трудиться признается основным критерием во время признания лица инвалидом, т.к. это прямо отражается на доходах данного лица.
Согласно актам Международной организации труда пенсия по инвалидности подлежит предоставлению в случае неспособности заниматься определенной оплачиваемой деятельностью, когда подразумевается, что данная неспособность будет постоянной, либо когда она не может быть устранена на момент истечения предусмотренного периода постоянной либо временной трудоспособности (ст. 8 Конвенции № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967 г.)) .
Изменения в состоянии дохода лица, которые связаны с оставлением службы (работы) либо переходом на иную работу, а также сложности в жизни, испытываемые инвалидом, формируют социальный аспект инвалидности. Именно этот аспект, наравне со ставшим традиционным экономическим, признается приоритетом в государственной политике при оказании поддержки инвалидам.
В Декларации о правах инвалидов, которая была провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г. , инвалидом считается лицо, которое не в состоянии самостоятельно обеспечить в полной мере либо частичности потребности нормальной личной и (либо) социальной жизни вследствие недостатка, врожденного либо нет, его либо ее умственных либо физических способностей. Возможность осуществлять трудовую деятельность непосредственно входит в понятие «обеспечение потребностей стабильной личной и (либо) социальной жизни», но им не ограничивается. Этот подход в самой большей мере отражается в законодательстве о защите инвалидов.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96) , определяет, что термин «инвалидность» включает в себя существенное число разных функциональных ограничений, встречающихся среди населения во всех мировых государствах .
Люди могут стать инвалидами из-за умственных, физических либо сенсорных дефектов, психических заболеваний либо состояния здоровья. Данные заболевания, дефекты, состояния по собственному характеру могут обладать временным либо постоянным характером, то есть этот термин выражает медицинский компонент понятия «инвалидность» по отечественному законодательству.
Термин «нетрудоспособность» предполагает утрату либо ограничений возможностей участия в общественной жизни наряду с другими. Он подразумевает отношение между инвалидом и обществом. Данный термин используется для того, чтобы подчеркнуть недостатки окружения и большинства аспектов деятельности общества, к примеру, в сфере информации, образования и связи, ограничивающие возможности инвалидов принимать участие в общественной жизни наряду с другими, то есть определяет социально-экономические компоненты инвалидности .
1.2.Критерии определения групп инвалидности
Инвалид – это лицо, которое обладает нарушением здоровья со стойким расстройством внутренних функций организма, которое было обусловлено болезнями, последствиями травм либо дефектами, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и вызывают необходимость его защиты в социальной сфере.
Ограничением жизнедеятельности признается полная либо частичная утрата лицом возможности либо способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно, общаться, контролировать собственное поведение, ориентироваться, передвигаться, обучаться и заниматься деятельностью в трудовой сфере.
В зависимости от уровня расстройства функций организма и степени ограничения жизнедеятельности лицам, которые были признаны инвалидами, определяется соответствующая группа инвалидности, а лицам в возрасте до восемнадцати лет определяется категорий «ребенок-инвалид» .
Определяют три категории (группы) инвалидности.
К первой группе следует отнести граждан, которые полностью утратили способность регулярно профессионально трудиться в обычных условиях и нуждаются в постороннем уходе на постоянной основе.
Ко второй группе инвалидности следует отнести тех, кто потерял способность регулярно и на профессиональной основе трудиться, однако, в отличие от инвалидности первой группы не обладает необходимостью в постоянном уходе и надзоре.
Если утрата способности регулярно трудиться происходит частично, то данных граждан следует отнести к третьей группе инвалидности. Признание гражданина инвалидом осуществляется на основании решения Государственной службы по экспертизе в медико-социальной сфере. Механизм и условия признания лица в качестве инвалида определяется на основании решения Правительства РФ.
Медико-социальная экспертиза - это установление в определенном порядке потребностей освидетельствуемого лица для принятия мер социальной защиты, в том числе и реабилитацию, на основании оценки ограничений жизнедеятельности, которые были вызваны стойким расстройством определенных функций организма.
Медико-социальная экспертиза подлежит осуществлению с учетом комплексной проверки состояния организма на основании анализа социально-бытовых, психологических, клинико-функциональных, профессионально-трудовых данных лица с применения критериев и классификаций, которые разрабатываются и подлежат утверждению в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Государственная служба медико-социальной экспертизы занимается следующими вопросами:
1) установление группы инвалидности, ее сроков, причин, времени наступления, потребности инвалида в разных видах социальной защиты;
2) разработка программ индивидуального характера для реабилитации инвалидов;
3) исследование причин и уровня инвалидности населения;
4) участие в комплексной разработке программ профилактики инвалидности, социальной защиты и реабилитации инвалидов;
5) установление степени утраты трудоспособности лиц, которые получили трудовое увечье либо профессиональное заболевание;
6) установление причин смерти инвалида в том случае, когда действующим законодательством РФ предусмотрено предоставление определенных льгот семье умершего.
Признание лица инвалидом производится государственными учреждениями федерального уровня при проведении медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза подлежит осуществлению с учетом комплексной проверки состояния организма на основании анализа социально-бытовых, психологических, клинико-функциональных, профессионально-трудовых данных лица с применения критериев и классификаций, которые разрабатываются и подлежат утверждению Министерством здравоохранения и социальной развития РФ.
Медико-социальная экспертиза осуществляется для определения структуры и уровня ограничения жизнедеятельности гражданина и его потенциала при реабилитации.
Специалисты бюро должны ознакомить гражданина и его представителя с условиями и порядком признания гражданина инвалидом, а также давать соответствующие разъяснения гражданам по вопросам, которые связаны с определением инвалидности.
В качестве условий признания гражданина инвалидом следует отнести следующие:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством определенных функций организма, которые обуславливаются последствиями травм либо иными дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная либо частичная утрата лицом способности либо возможности осуществлять самообслуживание, ориентироваться, общаться, передвигаться, контролировать собственное поведение либо заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в специальных мерах социальной защиты, в том числе реабилитацию.
В зависимости от уровня расстройства функций организма и степени ограничения жизнедеятельности лицам, которые были признаны инвалидами, определяется соответствующая группа инвалидности, а лицам в возрасте до восемнадцати лет определяется категорий «ребенок-инвалид».
При определении лицу группы инвалидности в одно и то же время устанавливается согласно критериям и классификации, уровень ограничения его способности к деятельности в трудовой сфере (I, II и III степень ограничения) или группа инвалидности определяется без ограничения способности к деятельности в трудовой сфере.
Инвалидность первой группы определяется на два года, на вторую и третью группы – на один год. Степень ограничения способности к деятельности в трудовой сфере определяется на аналогичный срок, что и группа инвалидности.
Категория «ребенок-инвалид» определяется на один либо два года или до достижения гражданином восемнадцатилетнего возраста.
В том случае, если гражданин будет признан инвалидом датой определения инвалидности признается день поступления в бюро соответствующего заявления гражданина о проведение экспертизы медико-социального характера.
Инвалидность определяется до первого числа месяца, который следует за месяцем, на которым установлено проведение очередной экспертизы медико-социального назначения гражданина, т.е. переосвидетельствования.
Без определения срока переосвидетельствования инвалидность определяется в случае выявления при осуществлении мероприятий реабилитационного характера невозможности устранения либо уменьшения уровня ограничения жизнедеятельности гражданина, который был вызван стойкими изменениями морфологии, нарушениями и дефектами органов и систем организма.
При признании гражданина инвалидом, причиной инвалидности выступает трудовой увечье, общее или профессиональное заболевание, инвалидность с детства; инвалидность из-за получения ранения (увечья) в детстве, которая связана с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны; заболевание или военная травма, которая была получена во время прохождения военной службы; инвалидность, которая связана с катастрофой на Чернобыльской атомной электростанции; непосредственным участием в деятельности подразделений особенного риска и радиационных воздействий; другие причины, регламентированные российским законодательством.
В том случае, если будут отсутствовать документы, которые подтверждают факт трудового увечья, профессионального заболевания, военной травмы либо иных установленных российским законодательством обстоятельств, признающихся причиной инвалидности, таковой считается общее заболевание. В таком случае гражданину оказывается помощь в сборе данных документов. При предоставлении в бюро медико-социальной экспертизы соответствующей документации причина инвалидности изменяется с момента предоставления данных документов без повторного освидетельствования инвалида.
Подводя итог данной главе, можно сделать вывод о том, что инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, связанно с болезнями, последствиями травм либо дефектами, влекущее за собой ограничение жизнедеятельности и вызывающее потребность его социальной защиты.
К условиям признания гражданина инвалидом следует отнести:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, связанное с болезнями, последствиями травм либо дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (частичная либо полная утеря гражданином способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, общаться, ориентироваться, контролировать собственное поведение, обучаться либо заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость в мерах социальной защиты, в том числе реабилитацию и абилитацию.
2. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ
2.1.Формы и способы социальной защиты инвалидов
Инвалидность знакома любому обществу, и любое государство соответственно уровню собственного развития, возможностям и приоритетам создает социально-экономическую политику по отношению к инвалидам.
В течение последних лет в мире сформировались устойчивые тенденции и системы образования политики защиты инвалидов. Правительства разных государств вырабатывают подходы к решению проблем данной социальной группы, оказания помощи общественным и государственным институтам в установлении и практической реализации политики, которая адресована инвалидам .
Политика государства на данный период времени остается главным публичным механизмом в установлении, легализации, категоризации инвалидности и продолжает выступать значительным компонентом в конструировании поддержании зависимого положения людей с ограниченными возможностями. В данном смысле статус людей с инвалидностью в некоторых государствах связан с низким уровнем развития и не всегда эффективным юридическим контекстом в части установленных механизмов практической реализации законов и ответственности за его выполнение.
В отечественных дебатах о социальной политике по отношению к инвалидам наравне с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о выгодах и затратах, а качество и объем имеющихся мер социальной защиты пока стоят на втором месте по важности. В социальном законодательстве и программах имеются необходимые требования интеграции и доступности, между тем, в практической деятельности пока далеко не всегда можно вести речь о возможности и готовности обеспечивать и достигать намеченных целей.
Диапазон главных предположений в отношении характера недееспособности и спектр социальных проблем инвалидности определяют многообразие социально-политических, культурных условий. Из всех можно определить одну базовую проблему, общую для большинства стран. Все дело в том, что маргинализация инвалидов на современном этапе, как и раньше, связана с «измерением» человеческой ценности на основе возможности трудиться и не выступать в качестве иждивенца. Между тем, вопрос состоит не только и не всегда в том, что инвалид не в состоянии физически трудиться, но зачастую в том, что на системы производства (заводы, фабрики, рабочие места) накладываются дополнительные требования и обязательства гибких методов работы, решения вопросов, которые связаны с процедурой и ритмами труда человека с ограниченными возможностями. В рассматриваемом случае пересекаются интересы государства и рынка. Работодателю довольно часто удобнее осуществлять вспомоществование и благотворительность, нежели изменять трудовые условия согласно индивидуальным потребностям каждого человека. А механизм социальной защиты в капиталистических странах современного типа в большей мере управляется категориями человеческой полезности для рынка. В равной степени неадекватна в рассуждениях точка зрения патернализма, создающая иждивенческие настроения, а также позиция невмешательства: «сумей самостоятельно продать себя на трудовом рынке». Политика социальной поддержки инвалидов должна основываться на базе формирования условий для одинакового участия людей с ограниченными возможностями в общественной жизни.
Формирование доступной окружающей среды для инвалидов подразумевает вслед за признанием одинаковых прав инвалидов на участие в общественной жизни создание эффективного рынка услуг, где инвалиды все больше и больше признаются потребителями, у которых имеются специфические требования, спрос на отдельные товары .
Концепция равного гражданства оценивает людей с ограниченными возможностями не в качестве лиц с «остаточной трудоспособностью», а в качестве достойных граждан, как потребителей специальных товаров и услуг. Подобное смещение акцентов способствует к отказу в отношении инвалидов как «поврежденных» людей и возникновению отношения к инвалидам как к людям с особенными, дополнительными потребностями. Между тем, инвалид не считается только пассивным потребителем товаров и услуг. Если общество желает интегрировать инвалидов – это подразумевает процедуры повышения их статуса в рыночных, социально-экономических отношениях. Социальная политика РФ на современном этапе не создает иждивенческие настроения, ориентируя инвалидов на активную позицию по отношению к занятости, самостоятельной жизни, но пока еще не действуют полностью механизмы пресечения произвола и дискриминации работодателей по отношению к инвалидам. Дискриминационные действия работодателей оправдываются ими с точки зрения требований рыночной системы экономики, а прецедентов восстановления справедливости и вынесения наказания за нарушение конституционных гарантий пока еще недостаточно.
Именно поэтому современным специалистам, которые заняты в системе социального обслуживания, следует владеть нормативно-правовую базу работы с инвалидами, а также знать механизмы ее применения и уметь добиваться гарантий законодательства, привлекая правоведов и активистов общественных организаций для защиты тех, чьи права были ущемлены .
Для того, чтобы удовлетворить социальные потребности на уровне мировых стандартов создается механизм мер социальной защиты юридического, организационного, социально-экономического характера, который гарантируется государством путем соответствующих нормативных, юридических источников, регулирующих некоторые особенности социальной жизни разных категорий граждан.
Система социальной защиты современности представляет из себя механизм предотвращения рисков социального характера, адекватный и актуальный в условиях рыночной системы экономики. Социальная защита признается элементом государственной деятельности в области защиты прав.
Развитие механизма социальной защиты и соответствующего законодательства предопределило создание социального права, признающегося системной правовой отраслью и представляющей комплекс норм права, регламентирующих отношения в обществе, формирующиеся по поводу и в связи с практической организацией и осуществлением социальной защиты граждан для смягчения социального напряжения в обществе.
Социальная защита государства предоставляется лицам, которые по объективным причинам (возраста, состояние здоровья, сложные обстоятельства в жизни и др.) не в состоянии позаботиться о себе надлежащим образом. К получателям подобной социальной поддержки следует отнести безработных, инвалидов, детей-инвалидов, многодетных, ветеранов и инвалидом Великой Отечественной войны, боевых действий и другие .
Каждый гражданин РФ, имеющий инвалидность, имеет право на получение полагающихся ему мер поддержки.
1. Выплата пенсии;
2. Выплата дополнительных сумм (ЕДВ, субсидии);
3. Компенсационная выплата за оплату по найму государственного жилья и коммунальных услуг;
4. Улучшение жилищных условий;
5. Все виды медицинской помощи в соответствии с законом о здравоохранении;
6. Санаторно - курортное лечение;
7. Оснащение техническими средствами реабилитации;
8. Получение лекарственных препаратов;
9. Реабилитационные мероприятия;
10. Психологическое сопровождение;
11. Патронаж;
12. Получение инклюзивного образования и обучение на дому (для ребенка - инвалидов);
13. Льготы при поступлении в учреждения средне - профессионального и высшего образования;
14. Трудоустройство на квотируемые рабочие места;
15. Право на безбарьерный доступ в общественные учреждения.
Данные услуги обеспечиваются различными структурами - Пенсионным фондом, социальными службами, отраслевыми региональными министерствами. На какие именно меры поддержки может рассчитывать инвалид, становится ясно после процедуры установления ему инвалидности и оформления реабилитационной карты. Государственные учреждения при оказании большинства видов услуг, положенных инвалиду, запрашивают именно этот документ.
На основании заключений медико-социальной экспертизы людям, имеющим группу инвалидности выдают средства технической реабилитации, назначают лечение, в том числе и санаторно - курортное, выносят решение о необходимости патронажа.
Вышеперечисленные меры поддержки устанавливаются на федеральном уровне и являются обязательными во всех субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, региональные власти вправе предусматривать дополнительные меры для инвалидов, которые живут в границах определенного субъекта. К примеру, в виде бесплатного проезда на общественном транспорте .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие института социальной защиты имеет большую актуальность для такого слоя граждан, как инвалиды, которые нуждаются в особенном протекционизме со стороны общества и государства. Инвалиды являются одним из самых социально уязвимых категорий граждан и самым многочисленным «меньшинством» в обществе, так ка проблемы со здоровьем отрицательно воздействуют на качество их жизни, снижая, при этом, возможность адаптации.
Понятие социальной защиты инвалидов установлено на законодательном уровне и представляет из себя механизм «гарантированных государством юридических, экономических мер, мер социальной поддержки, призванных обеспечивать инвалидам условия для замещения, преодоления ограничений жизнедеятельности и направленных на формирование их одинаковых с иными гражданами возможностей участия в общественной жизни».
Физиологические нарушения инвалидов предполагают введение особенных медицинских и реабилитационных мероприятий, а также использования системы общественных и государственных мер для организации специального образования по профессии и особенных мер трудоустройства, выплат пособий, пенсий, компенсаций и гарантий получения льгот, а также реального доступа к объектам социальной инфраструктуры.
2.2.Медицинское и медико-протезное обслуживание инвалидов
Медицинская помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья производится медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь.
Существуют проблемы социально-медицинского обслуживания инвалидов и на дому, и в стационарных учреждениях. Законодательная база по этим вопросам требует доработки в области определения критериев качества оказываемых услуг и максимальном приближении этих услуг к инвалиду.
Люди, имеющие отношение к той либо другой группе инвалидности, часто вынуждены принимать лекарственные средства для поддержания собственного здоровья в нормальном состоянии. В связи с тем, что современные препараты многим не по карману, бесплатные лекарства являются единственным реальным выходом из положения. Притом в данный список входят не только российские, но и «зарубежные» препараты, закупаемые у импортных поставщиков.
Для получения бесплатного лекарства в аптеке, необходимо изначально получить рецепт, выписываемый специалистом. В обратном случае ни одна аптека не сумеет выдать лекарство.
Оказание медицинской помощи инвалидам производится в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи – в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» .
В них устанавливаются:
1) условия и разновидности оказания медицинской помощи;
2) нормативы объема медицинской помощи;
3) нормативы материальных затрат на единицу объема медицинской помощи;
4) нормативы финансового обеспечения на душу населения;
5) процедура возникновения и система тарифов на медицинскую помощь;
6) критерии доступности и качества медицинской помощи.
Государственные органы власти на уровне субъектов РФ на основе Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи утверждают свои ежегодные территориальные программы. С целью обеспечения прав и законных интересов инвалидов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, которая оказывает первичную медицинскую и санитарную помощь, осуществляются работы, связанные с устройством поручней, перил, ремонтом пандусов, входных групп зданий, модернизации лифтов, расширению дверных проемов, путем передвижения внутри зданий, а также оборудованию санитарных комнат.
В рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи оказываются следующие виды помощи:
- медико-санитарная помощь первичного характера включает в себя лечение самых распространенных заболеваний, отравлений, травм и иных состояний, которые требуют неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику болезней, осуществление мероприятий, связанных с проведением профилактических прививок и осмотров, диспансеризации женщин в период беременности, здоровых детей и лиц с хроническими болезнями, предупреждению абортов, гигиеническое и санитарное просвещение граждан, а также проведение иных мероприятий, которые связаны с оказанием гражданам медико-санитарной помощи первичного характера;
- скорая медицинская помощь оказывается гражданам безотлагательно при состояниях, которые требуют срочного медицинского вмешательства (травмы, несчастные случаи, отравления, иные болезни и состояния), подразделениями и учреждениями скорой медицинской помощи муниципальной либо государственной системы здравоохранения;
- медицинская помощь специализированного характера (в т. ч. с высокими технологиями) предоставляется гражданам в медицинских организациях при болезнях, которые требуют специальных методов лечения, диагностики, применения уникальных, сложных либо ресурсоемких медицинских технологий.
Для того, чтобы получить медицинскую помощь, граждане вправе выбрать врача, в т. ч. врача общей практики и лечащего врача (при согласии врача), а также выбрать медицинскую организацию согласно договору на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию .
Согласно Федеральному закону «О государственной социальной помощи» инвалиды (в том числе инвалиды войны, дети-инвалиды) вправе получить дополнительную бесплатную медицинскую помощь, которая включается в состав комплекса социальных услуг, предоставляемых некоторым категориям граждан.
Дополнительная бесплатная медицинская помощь предполагает
- обеспечение лекарственными препаратами (средствами); изделиями медицинского назначения; специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, которое осуществляется с целью профилактики основных заболеваний.
На уровне субъектов РФ также утверждается Перечень лекарственных препаратов (средств) и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан, обладающих правом на получение государственной социальной помощи .
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями производится согласно индивидуальным программам реабилитации, прорабатываемыми государственными учреждениями медико-социальной экспертизы федерального уровня. Протезы, технические средства реабилитации, протезно-ортопедические изделия, которые передаются инвалидам, ветеранам на бесплатной основе в безвозмездное пользование, не могут быть отчуждены третьим лицам, в т. ч. подарены либо проданы.
Если техническое средство реабилитации, установленное индивидуальной программой реабилитации, не может быть предоставлено инвалиду, а протез – ветерану либо если данные лица сами обеспечили себя данным изделием при помощи приобретения за свой счет, им выплачивается возмещение в размере фактически понесенных расходов, но не больше стоимости технического средства реабилитации, которое должно быть предоставлено инвалиду, ветерану по индивидуальной программе реабилитации.
Во время обеспечения инвалида протезами или протезно-ортопедическими изделиями:
- первичное и сложное протезирование производится на основе лечебных и профилактических учреждений, стационаров сложного протезирования с изготовлением при необходимости лечебно-тренировочных протезов;
- ортопедическая обувь, а также обувь на протезы и ортопедические аппараты для инвалидов, ветеранов, имеющих культи обеих верхних конечностей, а также культю одной верхней конечности и деформацию кисти другой конечности, выдается с конструктивными элементами, которые обеспечивают возможность самостоятельного надевания обуви.
Финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации производится за счет средств федерального бюджета, передаваемых на данные цели Фонду социального страхования РФ, а инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет средств, которые выделяются из бюджета федерального уровня на содержание учреждений и органов, которые исполняют наказания .
2.3.Система реабилитации и абилитации инвалидов
В последние годы растет внимание к разным аспектам реабилитации и абилитации в качестве одной из самых актуальных медико-социальных проблем. Проводятся научные изыскания по обоснованию разных видов программ реабилитации и выработке критериев оценки их эффективности, формированию инновационных технологий реабилитации.
Необходимо отметить, что термин «реабилитация» в целом и «реабилитация» инвалида, в частности, получил обширное распространение после принятия ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». В соответствии со статьей 9 этого Закона, реабилитацией инвалидов признается система и процедура полного либо частичного восстановления способностей инвалида к социальной, бытовой и профессиональной деятельности.
Реабилитация инвалидов прямо направлена на устранение либо возможно более полное возмещение ограничений жизнедеятельности, которые вызваны нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, с целью социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной самостоятельности, а также интеграции в общество.
Реабилитация – это процедура, главная цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные интеллектуальные, физические, психические и (либо) общественные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им средства реабилитации для изменения их жизни, а также расширения рамок их самостоятельности .
Из этого определения «реабилитации» исходит определенная аналитическая схема самой процедуры реабилитации, включающей в себя следующие структурные элементы (реабилитационные конструкты):
- социальная реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью в качестве социального субъекта;
- педагогическая реабилитация, которая обеспечивают реабилитацию человека в качестве субъекта деятельности;
- психологическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
- медицинская реабилитация, обеспечивающая реабилитацию на уровне биологического организма человека.
Все вышеуказанные элементы формируют идеальную модель процедуры реабилитации. Она считается универсальной и может быть применена при стратегическом планировании каждого центра либо учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который ставит перед собой целью предоставления наиболее полного комплекса услуг реабилитации .
Ратификация Россией Конвенции ООН «О правах инвалидов» отчетливо показала, что в нашем государстве не полностью соблюдаются права инвалидов в части их доступа к объемам социальной инфраструктуры, информации, связи, транспорту, а также к иным услугам и объектам, которые предоставляются населению.
Устранение перечисленных недостатков по отношению к лицам с ограниченными возможностями потребовало внесения определенных изменений в нормативную и законодательную базу.
К примеру, главу 3 и статью 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» дополнили термином «абилитация».
Абилитация инвалидов – это система и процедура возникновения отсутствовавших у инвалидов способностей к социальной, бытовой, профессиональной и другой деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов прямо направлены на устранение либо возможно более полное возмещение ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью их социальной адаптации, в том числе достижение ими материальной самостоятельности и интеграции в общество.
Абилитация - это социальные либо лечебные мероприятия в отношении инвалидов, которые направлены на их адаптацию к жизни. В более широком смысле абилитация является подготовкой к определенному роду деятельности .
В связи с вышеизложенным сложилась объективная потребность формирования единого процесса реабилитации и абилитации, что, в свою очередь, потребовало внесения определенных изменений в существующую нормативно-правовую базу.
Если рождается ребенок с функциональными ограничениями, это значит, что не сможет развить все функции, которые ему необходимы для нормальной жизни, либо, вероятно, функциональность данного ребенка не будет развита так же, как и функциональность его сверстников. Ребенок, несмотря ни на что, остается ребенком: с потребностью во внимании, любви и воспитании в соответствии с собственной уникальной натурой, и к нему следует относиться, главным образом, как к ребенку.
Слово «абилитация» имеет латинское происхождение - «habilis», что значит «быть способным». Абилитация предполагает «делать состоятельным» и применяется вместо слова «реабилитировать», используемое в смысле восстановления утерянной способности, т.е. абилитация – это процедура, главная цель которого заключается в приобретении либо развитии еще не сложившихся навыков и функций, в сравнении с реабилитацией, предполагающей восстановление утерянных функций вследствие травмы либо болезни. Исходя из этого, вытекает, что данная процедура наиболее актуальна по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Хотя используется и к иным людям, моральное здоровье которых было подорвано (например, осужденным). Абилитация предполагает не только желание лечить либо модифицировать умственные либо физические расстройства, это также предполагает обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути были заблокированы, и адаптировать окружающую среду для возмещения отсутствующих функций.
Необходимо отметить, что поздно начатая абилитация может быть в результате сложно выполнимой и малоэффективной. Так, к примеру, может быть в том случае, если лети с грубыми задержками развития речи и церебральными параличами начинают получать соответствующую помощь только в возрасте 8-11 лет. Опыт последних лет свидетельствует о том, что система педагогических, лечебных, логопедических и иных мероприятий следует начинать уже с первого года жизни.
Мероприятия по реабилитации начинаются с первых дней болезни либо получения травмы и осуществляются беспрерывно при условии поэтапного построения программы.
Мероприятия по абилитации могут быть начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями в развитии.
Абилитация является разносторонней процедурой, которая в одно и то же время обращает внимание на разные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизни, которая более всего приближена к нормальной. Нормальная жизнь в этом контексте предполагает жизнь, которую имел бы ребенок при отсутствии собственных функциональных ограничений .
Таким образом, можно отметить, что реабилитация и абилитация – это совокупность мер, которые направлены на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья. Задача реабилитации и абилитации заключается в помощи инвалидом как можно успешнее социализироваться, устроить свою личную и профессиональную жизнь.
Заключение
В настоящий период времени инвалидов следует отнести к самому социально незащищенному слою населения. Их доход существенно ниже среднего, а потребности в социальном и медицинском обслуживании намного выше. Они в меньшей мере обладают возможностью получить образование, не всегда способны заниматься трудом. Многие их них не имеют семьи и не стремятся принимать участие в жизни общества. Все это свидетельствует о том, что инвалиды в нашем обществе считаются сегрегированным и дискриминированным меньшинством.
Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, связанное с болезнями, последствиями травм либо дефектами, влекущими к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее объективную потребность его социальной защиты.
Принято выделять три группы инвалидности.
В первую группу инвалидности входят граждане, в полной мере утратившие способность регулярно и профессионально трудиться в обыкновенных условиях и требующие постоянного ухода со стороны иных лиц.
Во вторую группу инвалидности входят те, кто потерял способность регулярно и профессионально трудиться, но, в сравнении с инвалидностью первой группы не имеют необходимость в надзоре и уходе на постоянной основе.
Если утеря способности профессионально и регулярно трудиться произошла лишь в части, то этих граждан относят к третьей группе инвалидности.
Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности считается структурным элементом политики государства, практические результаты которого обеспечат инвалидам одинаковые с иными гражданами права и возможности. Вместе с тем, предполагается, что инвалид сумеет получить относительную самостоятельность в быту, в городе (ином населенном пункте), в условиях обучения и труда. Поэтому следует сформировать условия для инвалида в образовательной, жилой градостроительной и производственной среде.
Реабилитация инвалидов представляет из себя процедуру осуществления разных мер, которые направлены на устранение либо возможно более полное возмещение ограничений жизнедеятельности, связанных с нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Кроме самого определения реабилитации на нормативном уровне предусмотрена и ее цель: восстановление социального положения инвалида, достижение им материальной самостоятельности, его социальная адаптация. К категории отрицательных явлений для формирования системы реабилитации относится отсутствие точного отграничения полномочий государственных органов власти РФ, субъектов РФ, местных органов самоуправления в сфере реабилитации инвалидов.
Значительным недостатком в реабилитации инвалидов признается отсутствие развитой правовой базы на уровне регионов. Она считается все еще слабой, а ее последующее развитие сдерживается в силу отсутствия необходимого финансирования мероприятий, связанных с реабилитацией инвалидов в том либо другом регионе. Следовательно, исходя из вышеизложенного, актуальным является вопрос разработки Федерального закона «О реабилитации инвалидов».
В рамках проекта закона необходимо:
1) легализовать основные понятия, которые раскрывают содержание и сущность реабилитации;
2) на законодательном уровне предусмотреть базовые принципы в сфере реабилитации инвалидов;
3) отграничить полномочия региональных и федеральных государственных органов власти в сфере реабилитации;
4) на законодательном уровне предусмотреть права инвалидов на реабилитацию и установить гарантии данных прав;
5) регламентировать процедуру инвестирования денежных и других средства в область реабилитации с целью ее стимулирования;
6) установить формирование многопрофильной комплексной системы медико-социальной реабилитации;
7) установить совокупность мер по реабилитации профессиональной, медицинской, социальной реабилитации;
8) регламентировать научное, информационное, финансовое, кадровое обеспечение реабилитации инвалидов.
Фрагмент для ознакомления 3
Нормативные правовые акты:
1. Конвенция N 128 Международной организации труда «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (Вместе с Международной стандартной промышленной классификацией всех отраслей хозяйственной деятельности)(Заключена в г. Женеве 29.06.1967) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1531 - 1552.
2. Декларация о правах инвалидов (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс
3. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) // Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) О государственной социальной помощи // Российская газета, N 142, 23.07.1999
5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 10.07.2023) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации // Российская газета, N 234, 02.12.1995
6. Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497 О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов // Собрание законодательства РФ, 02.01.2023, N 1 (часть II), ст. 302
7. Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (ред. от 27.01.2024) О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями // Российская газета от 15 апреля 2008 г. N 81
Научная и учебная литература:
8. Ванесян А.Д., Козлова Н.Н. Проблемы социальной защиты инвалидов в современном мире // Наука и современность. Сборник научных статей. - 2022. - С. 188-189.
9. Великанов К.В., Карасик Л.В. Проблемы правового регулирования социальной защиты инвалидов // Журнал «Территория науки». - 2022. - № 1. - С. 33-34.
10. Владимирова О.Н., Логинова Е.Т., Матвеева М.В., Деденева И.В. Современные тенденции медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов // Состояние и перспективы развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Сборник научных статей. – 2021. – С. 76-77
11. Жаворонков Р.Н. Конституционные основы признания лица инвалидом // Реабилитация - XXI век: традиции и инновации. Сборник научных статей. - 2022. - С. 9-10.
12. Жерихова И.А. Защита прав инвалидов (социально-правовой аспект) // Журнал «Научное образование». -2023. - № 1 (18). - С. 276-279.
13. Захаренко И.С. Социально-правовая защита лиц с ограниченными возможностями в РФ // Актуальные проблемы юридической науки и практики. Сборник научных статей. - 2020.- С. 91-94.
14. Зиязов Р.А., Черникова Т.А. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов как важнейший инструмент их реабилитации // Журнал «Colloquium-journal». - 2020. - № 34-3 (86). - С. 4-6.
15. Конакова Е.В. Роль индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов // Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами. Сборник научных статей. - 2022. - С. 101-103.
16. Короп Л.А. Исследование подходов к формированию системы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Журнал «Государственное управление». - 2021. - № 24. - С. 129-130.
17. Куликов Е.И. Организационно-правовые основы реабилитации и абилитации инвалидов // Журнал «Наука XXI века: актуальные направления развития». - 2020. - № 2-2. - С. 184-186.
18. Лосева М.В., Тимофеев К.А., Лайковская Е.Э. Роль и место медицинской реабилитации в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов // Актуальные вопросы современной юридической науки и здравоохранения. Сборник научных статей. - 2021. - С. 791-792.
19. Ляхов А.И. К вопросу о социальной защите инвалидов и свойственных ей проблемах в РФ // Журнал «Аллея науки». - 2022. - Т. 1. - № 5 (68). - С. 153-155.
20. Мачуха Е.Г., Цопанова А.Г., Ломтева К.В. Проблемы реализации законодательства о социальной защите инвалидов // Управление государственное, муниципальное и корпоративное: теория и практика. Сборник научных статей. – 2022. – С.77-78
21. Мохова А.В. Общие основания признания лица инвалидом // Журнал «Epomen. Global». - 2022. - № 30. - С. 58.
22. Носырева А.Е., Гаврилова А.В. Соотношение реабилитации и абилитации инвалидов // Журнал «Актуальные проблемы государства и права». - 2023. - Т. 7. - № 1 (25). - С. 35-36.
23. Пономаренко Г.Н., Владимирова О.Н. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов // Общественное здоровье и здравоохранение с основами медицинской информатики. Национальное руководство. Сер. «Национальные руководства». – Москва. - 2022. - С. 690-696.
24. Право социального обеспечения: учебник и практикум / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 451 с.
25. Симонова Н.С. Правовой статус инвалидов: российский и международный опыт // Журнал «Студенческий вестник». - 2023. - № 42-4 (281). - С. 58-61.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней