- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Деловые игры в обучении школьной информатике
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Педагогика
33 страницы
25 источников
Добавлена 01.07.2024 Опубликовано: studservis
1900 ₽
3800 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования деловых игр в обучении школьной информатике 6
1.1. Классификация методов обучения в педагогике 6
1.2. Анализ понятия игровые технологии в условиях требований ФГОС 12
1.3. Использования игровых технологий и деловых игр на уроках информатики 18
Глава 2. Методические аспекты использования деловых игр в обучении школьной информатике 21
2.1. Разработка учебно-методического обеспечения при 21
использовании игровых технологий и деловых игр 22
2.2. Методические рекомендации по использованию деловых игр на уроках информатики 27
Заключение 30
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность работы. Модернизация российского образования осуществляется с целью обеспечения нового качества, которое обеспечивало бы актуальные запросы современного общества. В рамках требований ФГОС на каждой образовательной ступени образовательный процесс сегодня ориентируется на новые результаты образования. Процесс учения понимается, прежде всего, как процесс развития личности обучающегося.
Педагоги всегда ведут поиск наиболее эффективных способов для наилучшего обучения школьников не зависимо от того, в какой образовательной модели они работают, традиционной или инновационной. Тем не менее, в настоящее время поиск новых методов обучения приобретает на практике всё большее значение. Это связано с личностно ориентированным и системно - деятельностным подходом, регламентируемыми современным ФГОС СОО. Данной проблеме посвящено достаточно много исследований в педагогике и психологии.
Деловая игра – это один из методов активного обучения. Их проводят с целью оценки формируемых компетенций обучающегося, которые необходимы для осуществления учебной или профессиональной деятельности. Деловая игра может выступать методом обучения и оценочным средством. Такого рода метод характеризуется высокой степенью активности и интерактивности. Это требует достаточно большой подготовки со стороны педагога.
В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик, включая наглядность в обучении и ИКТ.
Основной образовательной целью сегодня является необходимость научить школьников учиться в течение всей их жизни, чему несомненно поспособствует использование инновационных образовательных технологий, в том числе игровых и правильно отобранная педагогом наглядность.
В настоящее время продолжается поиск новых методов обучения, связанных с интерактивными образовательными платформами, которые могут обеспечить личностно ориентированный подход в обучении. Сегодня много исследований проводят в области использования на уроках занимательного материала и игровых форм обучения.
Особое значение придают нестандартным формам уроков, с использованием интерактивных технологий, деловых игр и наглядности. Обучение школьников информатике – это решение самых необходимых образовательных задач, в частности, логических, дидактических, содержательных, связанных с обработкой большого количества информации, знакомство с системами счисления и др.
Именно эти проблемы необходимо решить при внедрении в образовательный процесс инновационных образовательных технологий и методик, которые предусматривают широкое использование деловых игр образовательном процессе. В связи с этим, перед каждым педагогом сегодня стоит задача научить учеников правильно работать с любой информацией и различными информационными источниками, чему способствует правильно подобранные педагогом технологии и методики обучения информатике.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования деловых игр в обучении школьной информатике.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках информатики в школе.
Предмет исследования: деловые игры в обучении школьной информатике.
Задачи:
1. Рассмотреть классификацию методов обучения в педагогике.
2. Провести анализ понятия игровые технологии в условиях требований ФГОС СОО.
3. Рассмотреть использование игровых технологий и деловых игр на уроках информатики.
4. Разработать фрагмент учебно-методического обеспечения при использовании игровых технологий и деловых игр.
5. Описать организационно-педагогические условия использования деловых игр на уроках информатики.
6. Предложить методические рекомендации по использованию деловых игр на уроках информатики.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования деловых игр в обучении школьной информатике
1.1. Классификация методов обучения в педагогике
Педагоги всегда стремились разнообразить свои уроки и учебные занятия, поскольку с течением времени практически всегда наблюдается снижение интереса учеников к традиционным занятиям. В образовательной среде существует понятие классификация методов обучения в педагогике. В дидактике выделяют следующие методы обучения:
1. Словесные методы. Это лекции, беседы, дискуссии, объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут.
2. Наглядные методы. К ним относят видеоматериалы, наглядные пособия, иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся и др.
3. Практические методы. Практические занятия, практические работы, творческие работы, опыт, упражнения, учебно-производительный труд
4. Обучение через создание проблемных ситуаций.
5. Работа с книгой - чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение и др.
В современной образовательной среде практически каждый учитель владеет инновационными педагогическими технологиями и методиками, которые в условиях личностно ориентированного подхода. регламентируемого ФГОС позволяет формировать у каждого школьника помимо предметных образовательных результатов, личностные свойства и качества. особую роль в этом процессе занимают игровые технологии и дидактические игры [17].
Под игровыми технологиями понимают вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, где складывается и совершенствуется самоуправление поведением субъекта. В понятие игровые технологии входит обширная группа приёмов и методов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Под дидактическими играми понимают вид учебных занятий, которые организуются с помощью игр. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая в данном конкретном случае используется в качестве основного метода. Деятельность участников в игре формализована.
В дидактической игре присутствует система оценивания и наличие регламента и правил. Школьники в любом возрасте отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций. У школьника в процессе обучения и воспитания формируется собственное отношение к учебному труду, а также к тем, кто его окружает. У него постепенно вырабатываются навыки и привычки правильного поведения в социуме [8].
Умения и навыки, которые формируются у школьников в процессе общения друг с другом и с взрослыми, своё дальнейшее развитие получают в игре. Здесь ученикам необходима квалифицированная помощь педагога, чтобы помочь организовать игру, которая побуждала бы их к активизации учебной деятельности, хорошим поступкам и пониманию многих вещей, которые их окружают.
Любая игра должна вызывать у школьника высокие чувства и эмоции. Любая, хорошо продуманная игра, или игровой приём является важным средством умственного воспитания и развития когнитивных способностей. Все те знания, которые получает школьник, находят в игре своё практическое применение и развитие.
Игровые роли ученики выбирают в соответствии со своими интересами. В процессе игры они учатся и развиваются. В игре они познают сущность основ наук, знакомятся с профессиями и др. В любой игре развиваются творческие способности личности. Хорошо организованная дидактическая игра создаёт ребёнку бодрое и радостное настроение. Любого рода игры делают жизнь детей полной и удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Большинство дидактических игр в их процессе отражает труд взрослых. В игре формируются многие моральные личностные качества школьника. В процессе игры возникает чувство товарищества и дружбы, ответственность перед коллективом за порученное дело, умение разрешать спорные вопросы и правильно общаться с другими детьми [6].
Игра – это важнейшая самостоятельная деятельность ученика. Она имеет большое значение в том числе, для становления индивидуальности и формирования ученического коллектива. При организации игровой деятельности в учебном процессе перед учителем встают достаточно сложные вопросы и проблемы. Очень важно, чтобы у школьника всегда сохранялась мотивация в игре. Все качества и свойства его личности проявляются и формируются в активной познавательной деятельности.
В зависимости от того, что человек делает и как делает, формируются его определенные задатки, склонности и черты характера. Любая личность формируется в деятельности. Чем больше и разнообразнее эти виды деятельности, тем многочисленнее и разнообразнее отношения с другими людьми. При этом интересы школьника становятся всё более разностороннее и разнообразнее. Он учится понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.
В развитии школьника большое значение имеет форма включения умственной деятельности, в деятельность практическую. Любая деятельность человека требует использования определенных движений и способов действия. Речь идёт о его сформированных умениях и навыках, или компетенциях.
При этом разумная деятельность человека не сводится лишь к навыкам. Любые действия должны выполняться осмысленно. Для этого человек учится самостоятельно использовать системы, или наборы освоенных им навыков. Педагогам при этом необходимо периодически оценивать, насколько верно происходит подобного рода научение школьника. Сам человек тоже должен критически оценивать полученный результат.
Ученику необходимо всегда проверять успешность своих выполненных действий, т.е. выполнять, помимо физических, еще иную систему умственных и мыслительных операций. Школьник, в силу своего возраста не всегда способен объективно оценить свои действия. Именно педагог в процессе контроля и диагностики способен дать объективную оценку того, насколько успешно, или не очень, развивается каждый ученик [19].
Всё это можно также отнести к условиям успешной игровой деятельности школьников. Существуют самые разные виды игр, наиболее подходящие для различного школьного возраста. Правильно подобранные игры позволяют успешно реализовать все запланированные учебные цели и задачи в образовательном процессе. Речь в данном случае может идти об играх с правилами. Различными группами дидактических игр и игр – драматизаций. Школьникам также нравится играть в ролевые и деловые игры.
Любая игра имеет свои специфичные особенности, но каждая из них является формой активного отражения для школьника окружающей его жизни. Любая игра осуществляется конкретными действиями действиями и при успешной игре школьник осваивает все необходимые действия в комплексе.
Можно также отметить, что игра – это способ самовыражения человека. В ходе мониторинга игровой деятельности школьников у педагога всегда возникает много вопросов. Каким образом можно направить каждого ученика на полезную и интересную игру, не подавляя при этом его активности и инициативности. Как устранять возникающие между школьниками обиды, конфликты и недоразумения. От способности учителя, решение подобного рода вопросов зависит всестороннее воспитание учеников и творческое развитие каждого из них.
Очевидно, что развитие самостоятельной игровой деятельности зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым школьником. Это общение должно протекать в форме равноправного и доброжелательного сотрудничества. Расширение знаний и умений школьников предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. Устанавливается связь между прошлым опытом учеников и их новыми знаниями. Педагоги практики отмечают, что планирование такой сложной деятельности, как игра детей, представляет затруднения у многих начинающих педагогов.
Для этого, прежде всего, необходимо обеспечить анализ игровой деятельности. Эта задача является достаточно сложной, поскольку разновидностей игр и игровых приёмов существует много. Вариантов анализа, соответственно, может также существовать достаточно много. Тем не менее, педагогу необходимо иметь обобщённый вариант анализа для любого вида игры. Обобщённая схема анализа игровой деятельности может выглядеть следующим образом [4]:
-подготовка учителя к игровой деятельности на уроке;
-разновидности игр и их роль и место в учебной работе с детьми;
-особенности использования игрового материала в каждом классе;
-соблюдение условий игры, качество игрового материала, сколько времени отводится на игру и др.;
-тематика игр, их содержание, длительность, отношение учеников к различным видам игр и др.;
-состояние игровых навыков и умений школьников;
-культура игры;
-как педагог использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности и др.;
-процесс окончания игры, подведение итогов, рефлексия, выставление оценок.
Для контроля и мониторинга любого процесса необходимы критерии и показатели для оценки сформированности любого свойства и качества. Чем больше диагностического материала будет наработано у педагогов для оценки действий учеников, тем объективнее будет оценка свойства, или действия.
Игра – это процесс саморазвивающийся и она никогда не будет развиваться по одной и той же схеме. Следовательно, при анализе процесса необходимо делать некоторые важные отметки, в частности:
-сколько учеников активно участвовало в игре;
-как распределялись роли в игре;
-какие игровые действия выполняли школьники в соответствии с ролями;
-чему ученики отдавали предпочтение во время игры, действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми и др.
Выбор игры педагогом будет зависеть от содержания того, или иного учебного предмета. Дидактические игры чаще применяют при изучении дисциплин математического и естественно – научного цикла. При изучении гуманитарного цикла дисциплин применяют практически все виды игр.
Всё это педагогу необходимо проделывать для того, чтобы определить, насколько комфортно ощущают себя школьники в процессе игры на учебных занятиях. По поведению учеников в ходе игры можно всегда определить, насколько близка им, или нет данная форма деятельности.
Если речь идёт о деятельности педагога, то здесь можно отметить, насколько широко он применяет различные приёмы при проведении игровой деятельности с учениками. Какие именно он использует приёмы и насколько расширяет их представления в ходе игры. Как часто педагог предлагает новые игровые действия, или новые роли и др. [24]. Педагог может предлагать и развивать сюжет. При этом можно особо отметить, как именно вовлекаются в процесс игры более робкие ученики. Насколько самостоятельны они в процессе игры, или, насколько быстро они договариваются между собой, всё это, безусловно, зависит от мастерства педагога.
Особенность любой дидактической игры заключается в том, что дети всегда решают какую-либо игровую задачу. К примеру, младшие школьники узнают времена года, и различают их признаки в игре «Какое время года». Они называют и перечисляют профессии людей в игре «Кем быть». Они воспринимают различного рода события из литературных произведений и др.
В педагогическом процессе дидактическая игра выступает как самостоятельная учебная деятельность. В разных возрастных категориях школьников педагогическое руководство при работе с дидактическими играми и игровыми технологиями имеет свою специфику.
Прежде всего, должны быть учтены возрастные особенности учеников, в соответствии с их психофизиологическими особенностями. При этом существуют общие единые правила при использовании дидактических игр и игровых приёмов, которые педагог всегда должен учитывать в своей работе.
1.2. Анализ понятия игровые технологии в условиях требований ФГОС
Сущность и значимость игр и игровых технологий в учебно – воспитательном процессе в настоящее время чрезвычайно велика. Игровые технологии пользуются большой популярностью не только в школе. Данные образовательные технологии популярны у старшеклассников и их часто применяют для обучения взрослых людей. Под технологией понимают практически обоснованную систему деятельности, которую человек применяет в определённых целях [6].
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на каждой из образовательных ступеней, активизация познавательной деятельности школьников приобрела особую актуальность. Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии.
В традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора. В условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки (ЗУН) в рамках изучаемых учебных дисциплин учебного плана. Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на уроках. Если не учитывать возрастные особенности школьников, игра может получиться либо слишком простой, либо сложной и непонятной.
При таком раскладе педагог не достигнет поставленных целей и задач в учебно – воспитательном процессе. Прежде чем использовать в своей профессиональной деятельности игровые технологии и приёмы, педагогу необходимо провести большую подготовительную работу. Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [10].
Г.К. Селевко указывал, чем именно дидактические игры отличаются от игр рядовых. В дидактических играх присутствует наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей, педагогического результата. Термины игровые технологии и игровое обучение – это не одно и то же. Смысл игрового обучения заключается в следующем. По форме работы – это игра. По содержанию – это учение.
Однако, сами по себе эти понятия довольно близки. Г.К. Селевко высоко ценил игровые технологии и всегда писал о том, что, если дидактическая игра проводится по всем правилам. И в соответствии со всеми предъявляемыми к ней требованиями, она даёт большой образовательный и воспитательный эффект.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Работать с проблемной ситуацией любому учителю не просто. Для этого необходимо постоянно поддерживать интерес всех учеников одновременно, особенно, если речь идёт об уроке. Проблемная ситуация гораздо лучше проживается всеми участниками в игровом воплощении [14].
Основу учебной деятельности в этом случае составляет игровое моделирование. Школьники действуют по игровым правилам, как и в ролевых играх. Игровая обстановка трансформирует позицию учителя, главная задача которого – выдать весь учебный материал.
При этом, он выполняет роль организатора, помощника и участника общего игрового действия. Итоги игры можно рассматривать с двух сторон, игровой и учебно-познавательной. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия. Важная роль в данной модели принадлежит заключительному обсуждению. В этой ситуации практически все ученики достаточно активны и готовы высказывать своё личное мнение. Все участники процесса совместно анализируют ход и результаты игры.
В арсенале учителя содержатся те игры, которые обогащают словарный запас и развивают новые представления. В ходе игры у школьников развивают память, внимание, наблюдательность, воля и др. Современная дидактика рассматривает игру как источник развития субъекта.
С.А. Шмаков считает, что человек играющий, выражает такую же существенную функцию как человек созидающий. В игре субъект самовыражается как личность и как индивид. При этом он получает разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. В процессе активного общения эти процессы всегда протекают продуктивно. Еще в 20-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обращал внимание на изменение содержания и динамики игры. Именно он исследовал педагогическое значение игры.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Учителя практики часто говорят, что организация даже не самой сложной игры требует от учителя много времени и большой подготовки.
Если педагогу – транслятору достаточно передать свои знания детям, то педагогу – проектировщику необходимо разработать целый сценарий. Тем не менее, в условиях реализации системно – деятельностного подхода ФГОС регламентирует индивидуальный подход к каждому ученику [2].
При рассмотрении классификаций учебных игр, предложенных исследователями, можно отметить, что чаще всего их разделяют по месту и по времени проведения.
Чаще всего игры классифицируют следующим образом:
- по области деятельности;
- по характеру педагогического процесса;
- по предметной области;
- по игровой методике;
- по игровой среде.
По области деятельности игры рассматривают физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические и др. По характеру педагогического процесса игры могут быть обучающие, контролирующие, познавательные, развивающие и др. [2].
Игры бывают предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные. По содержанию предметной области можно рассматривать игры математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные и др. Различных классификаций дидактических игр сегодня существует множество. Это можно объяснить тем, что педагоги практики оценили роль игровых технологий в учебно – воспитательном процессе.
Игровые технологии, несомненно, активизируют деятельность учащихся. Игры обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика. Они стимулируют речевое общение, способствуют формированию у школьников интереса и стремления, к изучению языков, проведению исследований, выполнению проектов и др.
О значении игровых приемов в обучении, к примеру, иностранному языку говорили известные методисты, такие как Е.И. Пассов, М.Н. Скаткин и др. М.Н. Скаткин указывал на то, что важно осознавать, каким именно дидактическим задачам должна способствовать игра, и на развитие каких психических процессов она рассчитана.
Игра – это, прежде всего, специально организованная деятельность, которая требует напряжения умственных и эмоциональных сил. В процессе игры необходимо уметь принимать решения. Нужно продумывать все ходы наперёд и принимать решения как именно поступить в той, или иной ситуации, что следует сказать оппоненту и др.
Желание решить все эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих учеников. Они испытывают азарт и соревнуются друг с другом. Практика показывает, что даже пассивные на уроке дети в процессе игры оживляются и часто дают ответы на вопросы, которые непосильны для других детей [11].
При постановке дидактических целей педагогу важно учитывать многие моменты, к примеру, каковы межличностные отношения в классе и будут ли дети играть друг с другом. Необходимо учитывать характер связи урока с предыдущим и последующим уроками. Не следует использовать при игре сложный учебный материал. каким образом необходимо учитывать формы организации познавательной деятельности и др.
По возможности педагогу необходимо продумать целеполагание для каждого этапа урока. лишь в этом случае можно будет по ходу действия корректировать игру школьников.
Главной целью любого урока было и остаётся выполнение учебной программы. Если разрыв между целью урока и его результатом произошёл, необходимо провести соответствующий анализ, в том числе на целесообразность использования игровых приёмов и методов. В условиях реализации ФГОС постановку целей урока необходимо увязывать с мотивацией учебной деятельности школьников.
Педагог анализирует, насколько осуществилось соответствие формы организации поставленной цели урока. Был ли педагог в процессе равноправным участником, к примеру, дискуссии на уроке. Каким образом в начале урока учитель создаёт ситуацию успеха или при помощи каких способов была им создана ситуация принятия учащимися учебной задачи и др. Результативность обучения будет проявляться в воспроизведении школьника своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму и др. [13].
Урок применения метапредметных и предметных знаний своей целью ставит применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности. Результат проявится в самостоятельном решение задач и выполнении упражнений повышенной сложности отдельными учениками класса.
Если речь идёт о сильном классе, то возможно с таким родом задач и упражнений справится весь класс и игровые формы проведения уроков здесь целесообразны. Для педагога главное понимать, что именно он сам хотел бы получить от каждого отдельно взятого урока. Для этого учителю необходимо продумать оптимальный темп урока и рассчитать время на каждый его этап. По окончании проведения урока рефлексия с учениками позволяет определить, насколько были достигнуты поставленные учителем цели.
Чтобы это произошло, педагог должен использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, которые повышают степень активности старших школьников и мотивируют их на учебную деятельность.
Интегративной целью процесса обучения является формирование коммуникативной компетенции школьника. На любом уроке, в соответствии с новыми образовательными стандартами необходимо усилить мотивацию школьника к познанию в рассматриваемой области, что, несомненно, можно обеспечить за счёт реализации игр и игровых технологий.
Таким образом, можно говорить о том, что использование игровых технологий в образовательном процессе в настоящее время чрезвычайно важна и актуальна. Игровые технологии пользуются большой популярностью, как у учеников, так и у педагогов.
1.3. Использования игровых технологий и деловых игр на уроках информатики
Педагоги всегда стремились разнообразить свои уроки и учебные занятия. В образовательной среде сегодня часто говорят об уроках современного типа. Он характеризуется следующим:
-тему формулируют сами ученики;
-цели и задачи урока формулируют ученики;
-ученики определяют границы знания и незнания;
-ученики сами планируют способы достижения намеченной цели.
Под деловой игрой понимают метод обучения, при котором субъект играет в «рабочий процесс» в какой-либо области. В процессе деловой игры моделируются реальные учебные или производственные ситуации. Перед участниками деловой игры поставлены задачи, которые им предстоит решить в реальной каждодневной работе. В ходе игры участники учатся принимать самостоятельные решения и добиваться поставленных перед ними целей [17].
Деловая игра на уроках информатике – это модель, в которой ученикам задана система задач или ситуаций. Деятельность учеников регламентирована ролевыми предписаниями и правилами. Ученики могут выступать в роли сотрудника, начальника, учителя, бизнесмена и др. Деловая игра имеет определённые преимущества, поскольку мотивирует познавательную деятельность учеников. Школьники чаще всего работают в группах и приобретают определённый комуникативный и социальный опыт.
Учитель осуществляет контроль за тем, какие на уроке осуществляются учебные действия, применяя при этом групповые и индивидуальные методы. Помимо учительского контроля школьники осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Сегодня школьники могут сами дать оценку своей деятельности и деятельности своих одноклассников. Сегодня практически на каждом уроке проводится рефлексия и она является обязательным этапом каждого урока [11].
Задача учителя на уроках информатики заключается в формировании у ученика информационной компетентности. Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как учитель организует проведение урока. Наибольший интерес у школьников вызывают игровые технологии. В процессе игры можно выработать у школьников умение мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к получению новых знаний, поскольку в процессе игры сохраняется устойчивая учебная мотивация. На уроке информатике могут быть использованы следующие деловые игры:
1. «Бюро программистов». Эта игра может быть использована для проверки и закрепления знаний. Её учитель может провести после изучения учебной темы «Текстовый редактор».
2. «Компьютерный салон». Эту деловую игру можно проводить после изучения темы по устройству компьютера. Также её можно провести в конце учебного года для повторения и закрепления темы.
3. «Вирусная эпидемия». Эта деловая игра может быть использована на вводном уроке при изучении темы по компьютерной безопасности.
Любая деловая игра, которую проводит педагог позволять формировать у школьников устойчивую учебную мотивацию, поскольку ученики всегда проявляют неподдельный интерес к деловым играм. Это позволяет обеспечить у школьников развитие творческих процессов и повышать его заинтересованность в учебном процессе. Деловые игры позволяют ориентировать школьников на какую-либо профессиональную деятельность, что позволяет готовить школьников к самостоятельной жизнедеятельности.
Благодаря деловой игре у каждого из школьников формируются ключевые компетентности, к которым относят информационную грамотность субъекта. Для этого важно создавать на уроках соответствующие игровые ситуации. Для создания на уроке информатики игровой ситуации учебный материал может быть представлен в виде:
- мультимедийных презентаций;
- интерактивных программ;
- графических демонстрационных и раздаточных материалов;
- видео, аудио фрагментов.
Возникающие на большом экране фантастические города, виртуальные партнеры, таблицы, карты помогают школьнику активно включиться в процесс обучения и позволяют формировать информационную компетентность [9]. В процессе деловой игры школьник учится:
-выделять из представленной информации лишь ту, которая необходима при решении поставленной задачи;
- переводить информацию из графического представления в текстовую;
- задавать вопросы, указывая на недостаточность информации, предложенной в презентации и др.
Образование на различных возрастных этапах, безусловно, накладывает отпечаток на выбор той или иной игровой технологии. Учителю крайне важно системно организовать использование всего комплекса игровых технологий на уроках, что будет выступать гарантией преемственности и взаимодополняемости педагогического процесса в разных возрастных группах и послужит эффективным средством формирования компетентностей учащихся на каждой ступени образования.
Глава 2. Методические аспекты использования деловых игр в обучении школьной информатике
2.1. Разработка учебно-методического обеспечения при
использовании игровых технологий и деловых игр
Самой важной частью уроков является его практическая часть и при этом ученикам необходимо работу выполнять самостоятельно. При этом школьники могут работать в парах или в малых группах. Такой подход к организации учебной деятельности даст возможность сформировать у школьников умения осуществлять целевой поиск сведений и использовать их на практике.
Практическая часть чаще всего занимает большую часть урока, но при этом никогда нельзя оставлять урок без рефлексии и подведении итогов. При подведении итогов очень важно, чтобы дети поняли, достигли они поставленных учителем целей, или нет. Оценка за проделанную работу ставится каждому ученику индивидуально, даже если они работали в группе. Здесь возможно их взаимное оценивание друг другом. При проведении рефлексии они вслух проговаривают, что на их взгляд им сегодня удалось, а что нет.
Главное, им нужно самим уточнить, каким образом нужно поступить, чтобы на уроке удалось выполнить всё запланированное. Это конечно при условии, что учитель сам не перегрузил урок учебными целями. Формирование положительной учебной мотивации должно рассматриваться педагогом как отдельная специальная задача.
Учебные мотивы всегда связаны с познавательными интересами учеников. Мотив присутствует всегда, если школьникам что - либо интересно. Опыт педагогов практиков показывает, что нестандартные формы проведения занятий поддерживают интерес к предмету и повышают мотивацию учения. Особенно это актуально, если речь идёт об усвоении сложного учебного материала. Рассмотрим конспект урока деловой игры «Собери ПК» по дисциплине «Информатика и ИКТ».
Цель проведения деловой игры: закрепить знания учеников о характеристиках основных устройств компьютерной системы.
Задачи урока:
1. Образовательные:
-научиться различать минимальную и свободную конфигурацию ПК;
-закрепить полученные знания и понятия классификаций различных периферийных устройств ПК;
-научиться формулировать функциональное назначение каждого устройства;
-активизация мыслительной деятельности и развитие творческих способностей школьников.
2. Развивающие:
-развить умение строить аналогии;
-развивать учебную мотивацию и интерес к предмету.
3. Воспитательные:
-приобретение навыков общения при работе в учебной группе;
-расширение специального словарного запаса школьников;
-формирование бережного отношения к окружающим предметам, взаимного уважения друг к другу.
Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Форма урока: деловая игра.
Образовательные результаты урока:
1. Должны знать:
-основные характеристики процессора, внутренней и внешней памяти, устройств ввода и вывода;
-функциональную схему компьютера.
2. Должны уметь:
-определять характеристики основных устройств компьютера;
-выбирать оптимальный вариант компьютерной системы.
Оборудование: компьютер, доступ к Интернету, карточки с изображением устройства компьютера, прайс-лист; тест, кроссворды.
Контроль на уроке: промежуточный и текущее оценивание полученных знаний и умений.
Этапы деловой игры:
1. Подготовительный.
2. Разминка.
3. Работа над кроссвордом.
4. Сборка компьютера.
5. Выполнение теста «Устройство компьютера».
6. Подведение итогов урока и рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока. Ученики разбиваются на учебные группы. Группы соревнуются между собой. Задача каждой группы заключается в том, чтобы набрать как можно большее количество баллов. Учитель выступает в роли ведущего и поддерживает активную беседу с каждой учебной группой.
Учителем подготовлен ряд заданий, каждое из которых оценивается по критериям:
-быстрота ответа;
-правильность ответа;
-краткость и логичность ответа;
-выделение существенной информации;
-помощь в группе друг другу.
Учитель на доске отражает полученные результаты каждой группы.
Ученики имеют выход в Интернет.
Перед ними присутствует схема устройства компьютера. Школьникам необходимо правильно сделать подписи к элементам персонального компьютера. На каждое задание отводится примерно по 5 минут.
После каждого выполненного задания учитель заносит результаты задания в специальную таблицу, где школьники имеют возможность видеть свои результаты. Ученики разгадали кроссворд, провели тестирование и перешли к деловой игре. Каждая учебная группа – это фирма, которая занимается продажей компьютеров. Ученики посмотрели базовую комплектацию компьютера, вспомнили основные понятия, поговорили подробно о внутренних устройствах системного блока, о том, что входит в его состав. В городе работают 3 фирмы по сборке компьютеров на заказ. Каждая из групп выступает в роли фирмы. Ученикам нужно придумать название и логотип фирмы. В фирму поступил заказ. Заказчик просит собрать компьютер, но точно не знает какой конфигурации он должен быть и какое дополнительное оборудование ему понадобится.
Задача каждой группы собрать рабочий компьютер с учетом сферы деятельности заказчика и пожеланий. Учитель каждой группе выдаёт своё задание от заказчика. Ученики решают в своих группах разные ситуации. В группах они сами составляют памятки для клиента и проводят консультации. На игру отводится 15-18 минут.
После проведения игры, когда каждая группа защитила свой продукт, учитель и ученики подводят итоги игры и проговаривают удачные и неудачные моменты по каждой группы. Победителя определяют все вместе на основе имеющихся критериев. В процессе рефлексии ученики высказывают своё мнение о том, насколько удалась игра. Учитель в конце урока задаёт домашнее задание.
При индивидуальном подходе к ребёнку у него формируется положительное, эмоционально-ценностное отношение к своей собственной учебной деятельности. Правильно выстроенный педагогический процесс позволяет увидеть ученику личностные смыслы собственной учебной, и любой иной продуктивной деятельности.
Педагогические условия – это преднамеренно созданная обстановка (среда), в которой представлен комплекс педагогических и психологических факторов, взаимоотношений, средств и др. Всё это в комплексе позволяет педагогу результативно реализовывать учебную и воспитательную работу.
Рассмотрим этот процесс на примере интеллектуальной деловой игры на уроке информатики: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные:
-представление о языках программирования;
-представление о программировании как о сфере профессиональной деятельности;
-представление о системе программирования КуМир.
2. Метапредметные.
А. Регулятивные:
-ставить цель – планировать достижение этой цели;
-планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
-искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения;
-оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекцию либо продукта, либо замысла.
Б. Познавательные:
-понимание назначения программирования;
-пользоваться возможностями системы программирования КуМир;
-синтезировать –составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить логические цепи рассуждений.
В. Коммуникативные:
-аргументировать свою точку зрения;
-выслушивать собеседника;
-вести диалог;
-развивать логическое мышление;
-признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
3.Личностные:
-проявление творческого отношения к процессу обучения;
-проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
В процессе игры школьникам необходимо рассмотреть следующие понятия:
-программирование;
-языки программирования;
-система программирования.
Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы:
-презентация «Программное обеспечение компьютера» из электронного приложения к учебнику;
-демонстрации к беседе «Системы программирования».
Правила игры: Игра состоит из 2 раундов. Каждый раунд содержит по 3 учебных блока, в каждом из которых есть 5 вопросов, имеющих различную стоимость в баллах. Школьники сами выбирают тему и стоимость вопроса (количество баллов, которые можно получить при правильном ответе на вопрос). В первом раунде задания не самые сложные и их должны выполнить все ученики класса. Во втором раунде вопросы более сложные. Ко 2 раунду допускаются учащиеся, набравшие по 300-400 баллов. Время на обдумывание вопроса – 10 секунд. Баллы за правильные ответы суммируются.
В зависимости от того, насколько школьники глубоко знают тему, учитель определяет время игры. Как было отмечено, игровые элементы лучше использовать в конце урока. При необходимости после игры учитель может провести фронтальный опрос по теме. Школьники (как будущие специалисты солидной фирмы) отвечают на вопросы:
-что такое программирование;
-что такое язык программирования;
-что называют системой программирования и др.
По завершении игры ученики (в качестве рефлексии) могут заполнить небольшую анкету и ответить на вопросы:
-сегодня я узнал;
-было интересно;
-у меня получилось;
-теперь я могу;
-было трудно;
-урок дал мне для жизни и др.
В конце урока учитель открывает слайд с домашним заданием и комментирует выполнение домашнего задания.
2.2. Методические рекомендации по использованию деловых игр на уроках информатики
В качестве рекомендаций можно рассматривать следующее. Учитель чаще всего использует не какой-либо отдельный метод в обучении, а совокупность методов. При подготовке к урокам, в том числе с использованием деловых игр ученики могут использовать в своей подготовке возможности различных образовательных платформ.
Для составления методических разработок по уроку с использованием игровых технологий можно рассматривать:
1. Босова Л.Л. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.).
2. Поляков К.Ю. Информатика. Учебник. Изд-во: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Рекомендации по разработке игр и игровых элементов по информатике сводятся к следующему. Применяя игру как форму обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности её использования. Для этого необходимо определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса.
Всякая учебная игра должна решать учебную задачу, посильную для её участников. Учитель определяет цели и задачи игры, её содержание и ход.
Все участники игры должны быть обеспечены методическими материалами: заданиями, инструкциями, реквизитом, документацией и др. Необходимо детей ввести в игру и подробно объяснить правила игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.
В зависимости от поставленных целей игры, учитель может сам назначать участников игры. Для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше. Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа.
На стадии кульминации игры максимально проявляется азарт играющих, и одновременно возрастает интерес и участников, и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбадривать играющего.
На заключительном этапе игры учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение. Чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры. При организации и проведении игровой технологии необходимо стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительных перерывах ученики теряют эмоциональный настрой, или забывают правила.
В тоже время следует учитывать утомляемость игроков, необходимость продумывания полученных результатов и др. Если отдельные игроки или игровые группы не в состоянии продвигаться по содержанию игровой технологии, учитель может поменять исходные данные и затем продолжить игру. Такой же подход в игровом процессе возможен, если одна или несколько игровых групп значительно опережают остальных по всем остальным показателям.
Очень важно учителю провести подведение итогов игры. Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат, что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились, так и игровой момент. Очень важно, чтобы ученики во время игры не ссорились. Чтобы избежать этих проблем, необходимо:
-перед началом подготовки к игре четко объявить критерии, по которым будет производиться оценка результатов;
-отметить положительные стороны команд, которые не заняли призовых мест;
-отметить, что мешало игре.
Также важно провести анализ проведённой игры. Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры. Учителю важно понимать каждого ученика. Анализ игры - это залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.
В условиях реализации ФГОС поиск и выделение необходимой информации является обязательным элементом информационной грамотности и культуры обучающихся. Системно - деятельностный подход, который заложен в основу ФГОС, главной задачей современной образовательной системы называет умение самостоятельно учиться. Все актуальные формы и методы, в том числе игровые, подразумевают непосредственное общение педагога и тех, кого он обучает. Деловые игры позволяют учителям достигать всех поставленных дидактических целей, которые они запланировали.
Заключение
В ходе анализа научной и психолого – педагогической литературы были сделаны следующие выводы. В каждом учебном разделе или теме предмета информатика можно использовать определенные виды дидактических, в том числе, деловых игр, которые целесообразно применять при изучении или закреплении темы.
Это могут быть игры – путешествия, КВН, интеллектуальные игры, загадки и ребусы. На основе проведенного анализа литературных источников по теме исследования можно сделать вывод, что уроки с использованием игровых моментов были введены в педагогический процесс как альтернатива традиционным урокам.
При использовании урока-игры, происходит активизация многих психических процессов. Главный отличительный признак игровых уроков – это их связь с творческой деятельностью школьников. При анализе описаний опыта учителей информатики были выявлены следующие, наиболее часто используемые формы уроков: урок-соревнование, урок-КВН, урок пресс-конференция.
Такого рода уроки приближают процесс обучения к реальной жизни. Урок-игра всегда предполагает введение, каких-либо новых элементов. Наиболее распространенным здесь является элемент игровой деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель работы достигнута и все поставленные в работе задачи решены.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст] / Н. В. Апатова. - Учебное пособие. - Москва: Российская академия образования, 2014. – 224 с.
2. Бобырев, А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в
условиях профильного обучения [Текст] / А.В. Бобырев. учеб. пособие //
Ростов: известия ЮФУ. Технические науки, 2019. – 275 с.
3. Бочарова, Л.И. Нестандартный урок как средство реализации
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования на уроках математики [Текст] / Л.И. Бочарова, М.В. Глебова, Н. А. Цыгунова // Вестник белгородского института
развития образования. – 2017. – No4(6). – С. 66-72.
4. Вербицкий, А. А. Методические рекомендации по
проведению деловых игр [Текст] / методическое пособие // А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова. – М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф. техн. обучения молодежи, 2004. – 158 с.
5. Денисова, Е. В. Дидактическая игра как элемент нестандартного урока информатики и ИКТ в 8-х классах [Текст] / Е.В. Денисова // Наука и
образование: проблемы и перспективы: Материалы XX Всероссийской
с международным участием научно-практической конференции
молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.)/
АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: РИО АГГПУ им. В. М. Шукшина,
2018. - С.574-578.
6. Дергачева, Л.М. Особенности подготовки и проведения
дидактической игры на уроках информатики [Текст] / учеб. пособие //
Л. М. Дергачева. – Москва: Информатика и образование, 2015. - 95 c.
7. Дергачева, Л.М. Методические аспекты использования учителем
дидактических игр на уроках информатики [Текст] / метод.
разработка // сост.: Л.М. Дергачева. - Москва: Информатика и
образование, 2004. – 42 с.
8. Дидактические требования к разработке дидактических игр по
информатике на основе применения ИКТ [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5639839/page:4 (дата обращения: 03.04.2024).
9. Зубрилин, А. А. Игровой компонент на уроках информатики [Текст] /
практикум для поступления в ЭК // А.А. Зубрилин - М.: Информатика и
образование, 2016. – 52 с.
10. Зубрилин, А.А. Загадки в обучении информатики [Текст]/
А.А. Зубрилин // гуманитарные науки и образование. – 2014. – No3. –
С. 9-13.
11. Исмайилова, Б. И. Использование нестандартных методов обучения
школьников на уроке информатики [Текст]/ Б. И. Исмайилова //
Социология, психология, педагогика. – 2018. – No1. – С. 76-83.
12. Ибрагимова, К. Ю. Использование игр в учебном процессе [Текст]/
К.Ю. Ибрагимова//педагогический менеджмент и прогрессивные
технологии в образовании: Сб ст. Х Междунар. Науч.-метод. конф.-
Пенза, 2003. – С. 43-48.
13. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и
совсем необычные уроки [Текст] / Научно-практич. пособие для
учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов
пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич,
Т.П. Лакоценина. - Ростов-н // Д: Изд-во ―Учитель, 2006. – 175 с.
14. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики [Текст] / учебное пособие для студентов пед. Вузов // М. П. Лапчик. – Москва: Академия, 2016. - 624 с.
15. Пайгачев, Н.В. Педагогические технологии использования
дидактических игр в учебном процессе [Текст] / Учебно-метод. пособие // Н.В. Пайгачев. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2017. - 104 с.
16. Пискунова, В.И. Использование занимательных задач на уроках
информатики [Текст] / В.И. Пискунова // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2013. – No7. – С. 41-45.
17. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст] / учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. – Москва: Владос-пресс, 2004. -
365 с.
18. Полчанинова, Т.В. Применение нестандартных уроков в
педагогической деятельности [Текст] / Т.В. Почанинова // Вестник
научных конференций. – 2016. – No 7. – С. 91-93.
19. Петрова, Н. Б. Практическое пособие для учителей и классных
руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных
заведений, слушателей ИПК [Текст] / Н.Б. Петрова. — Воронеж: ЧП
Лакоценин С.С, 2017. — 175 с.
20. Радягабов, Т.Е. Роль дидактических игр как средство обучения
[Текст] / Т.Е. Радягабов // Вестник Таджикского национального
университета. – 2015. – No4 (68) – С. 389 -392.
21. Салангина, Н.Я. Нестандартные формы организации уроков [Текст]/
Н.Я. Салангина, Е.А. Нещадимова// Вестник научного общества
студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2014. – No1. – С. 235-240.
22. Семакин, И.Г. Информатика [Текст] / методическое пособие для 7–9
классов // И.Г. Семакин, М.С. Цветкова. – Москва: Бином.
Лаборатория знаний, 2016. - 160 с.
23. Система дидактических игр [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://alma-mater-spb.ru/wp-content/uploads/2012/10/games.pdf (дата обращения: 03.04.2024).
24. Угринович, Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в
основной и старшей школе [Текст] / методическое пособие для учителя
/ Н. Д. Угринович. – Москва: Бином, 2008. –153 с.
25. Шершенова, М.А. Игровые методики в начальном курсе информатики / М. А. Шершенова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 465-467. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66478/ (дата обращения: 03.04.2024).
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней