Фрагмент для ознакомления
2
Стремительная интеграция робототехники в образовательные парадигмы, особенно в рамках дисциплин, связанных с информатикой, свидетельствует о переходе к экспериментальным методологиям обучения; этот переход не только расширяет педагогический аспект, но и значительно повышает мотивацию и вовлеченность учащихся. Актуальность данного исследования обусловлена растущим спросом на инновационные образовательные стратегии, отвечающие развивающейся технологической среде, в которой робототехника выступает в качестве квинтэссенции, способствующей практическому опыту обучения (парадигматический сдвиг по сравнению с традиционными, теоретическими способами обучения). Следовательно, проблемное поле данного исследования включает в себя определение эффективных методик интеграции робототехники в уроки информатики с двойным фокусом на повышение мотивации учащихся и закрепление теоретических знаний с приобретением практических навыков.
Исторически применение робототехники в образовательных учреждениях претерпело глубокую эволюцию: первоначально она воспринималась как нишевый, дополнительный инструмент, а теперь заняла центральное место в учебных программах (отмечен переход от факультатива к основному компоненту в программах, связанных с STEM). Этот исторический экскурс лежит в основе исследования, проясняя траекторию развития робототехники от периферийного до ключевого образовательного инструмента. Методологически исследование использует многогранный подход: сопоставление различных педагогических концепций, анализ их соответствия преподаванию робототехники и оценка их влияния на мотивацию учащихся и результаты обучения. Интегративный подход, представляющий собой синтез принципов информатики и инженерии, предполагает целостную образовательную парадигму, в рамках которой учащиеся работают как с теоретическими концепциями, так и с реальными приложениями, основанными на робототехнике.
Объектом данного научного исследования является систематическая интеграция робототехники в учебную программу по информатике, которая объединяет теоретические основы информатики с прагматическими, практическими приложениями, облегчаемыми робототехникой; параллельно предмет изучает возникающие вариации в мотивации и эффективности обучения учащихся, взаимодействие психологических и педагогических аспектов в образовательной среде. Цель данного исследования – выяснить педагогическую целесообразность и психологическое воздействие внедрения робототехники в процесс обучения информатике – переплетается с общей задачей катализировать смену образовательной парадигмы в сторону более интерактивной, ориентированной на вовлеченность среды обучения.
Задачи, сформулированные с особой точностью, включают: определение концептуальных основ робототехники и ее педагогического значения в современном образовании; углубленный анализ методологических основ, способствующих эффективному преподаванию робототехники; всестороннее рассмотрение теорий мотивации в контексте процессов обучения, интегрированных в робототехнику; эмпирическую оценку влияния робототехники на повышение вовлеченности учащихся и когнитивное усвоение принципов информатики.
Методологическая основа исследования базируется на междисциплинарном подходе, охватывающем педагогические теории, принципы робототехники и психологические аспекты мотивации учащихся. Дж. Дьюи предлагает основополагающий взгляд на образовательную экосистему, отстаивая парадигмы экспериментального обучения, которые перекликаются с интеграцией робототехники в преподавание информатики; действительно, формулировка Дьюи об обучении через действие предвосхищает педагогическую эффективность робототехники как канала для экспериментального вовлечения. М. А. Пинская и А. М. Михайлова выделяют «4К-компетенции» (критическое мышление, креативность, коммуникация и сотрудничество), рассматривая их развитие как важнейшие результаты современного образования – робототехника в этом контексте оказывается мощным катализатором развития компетенций.
В области эмпирических исследований Д. Ланчерос-Куэста и Р. Фабрегат, Г. Ардито, П. Мосли и Л. Сколлинз, З. Ху, X. Ли, З. Го, С. Цзян и X. Чжао, А. Иоанну и Э. Макриду, Е. Смирнова-Трибульска, Д. Станек и Д. Зегзула, К. Чанг, Дж. Ли, П. Чао, К. Ванг и Г. Чен, К. Ян, X. Лю и Г. Чен приводят ценные эмпирические данные об эффективности робототехники в образовании, уделяя особое внимание различным аспектам – от мотивации и вовлеченности до развития вычислительного мышления и креативности. Эти исследования в совокупности формируют методологический фундамент данного исследования, направляя его с помощью сочетания теоретических представлений, педагогических стратегий и эмпирических данных, тем самым способствуя всестороннему изучению роли робототехники в повышении уровня образования в области информатики и мотивации учащихся.
Новизна этого исследования заключается в междисциплинарном слиянии: синтезе интеграции робототехники и образования в области информатики, предвещающем педагогический ренессанс – слияние, способное перестроить образовательный ландшафт в сторону повышения когнитивной активности. Центральное место в этом инновационном подходе занимает прагматическое применение робототехники в качестве катализатора парадигм экспериментального обучения. В отличие от предыдущих исследований, в которых робототехника может рассматриваться только как техническое усовершенствование, данное исследование предлагает целостную интеграцию, в которой робототехника способствует как теоретическому, так и практическому просвещению. В исследовании раскрывается психолого-педагогическое воздействие робототехники на развитие «4K-компетенций» (критическое мышление, креативность, коммуникация, сотрудничество), что позволяет продвигать образовательную доктрину, выходящую за рамки традиционных методик обучения.
Уникальность данного исследования заключается в том, что оно использует методологические инновации, применяя комплексную аналитическую схему, в которой взаимосвязаны когнитивная и аффективная сферы, что позволяет выявить связь между мотивацией учащихся и их вовлеченностью в робототехнику. Исследование выходит за рамки простого эмпирического анализа и позволяет перейти к педагогическим стратегиям, которые используют робототехнику для дополнения традиционных учебных программ по информатике, тем самым способствуя развитию образовательной парадигмы, пронизанной интерактивностью и вовлеченностью. Этот двойной фокус – на метриках вовлеченности и когнитивных результатах – ставит исследование в авангард образовательных инноваций, делая его основополагающей ссылкой в дискуссии о современных образовательных стратегиях.
Центральное место в исследовании занимает гипотеза о том, что систематическое включение робототехники в уроки информатики значительно повышает внутреннюю мотивацию учащихся, тем самым улучшая их когнитивную активность и результаты обучения. Основываясь на синтезе теоретических представлений и эмпирических данных, эта гипотеза направлена на раскрытие сложной взаимосвязи между практическими возможностями обучения, предоставляемыми робототехникой, и внутренней мотивацией, которая побуждает учащихся к более глубокому изучению и пониманию. Благодаря применению новых методологических подходов и изучению различных педагогических практик, исследование стремится обосновать эту гипотезу, используя строгий аналитический подход для анализа динамики, происходящей в образовательных учреждениях, интегрированных в робототехнику.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверкин Ю. А. Информатика. 2-4 классы : методическое пособие / Ю. А. Аверкин, Д. И. Павлов. Москва, 2016. 40 с.
2. Дьюи Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. Москва, 1924. 168 с.
3. Иванова А. В. Формирование познавательного интереса младших школьников при обучении информатике с использованием электронных образовательных ресурсов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Иванова Ангелина Валерьевна. Москва, 2013. 216 с.
4. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. Москва, 1989. 416 с.
5. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. Москва, 2019. 76 с.
6. Курис Г. Э. Информатика. УМК для начальной школы. 3-4 классы : методическое пособие для учителя / авт.-сост.: Г. Э. Курис, М. С. Цветкова. Москва, 2013. 116 с.
7. Лесин С. М. Появление и развитие понятия «инженерная грамотность» в системе общего образования / С. М. Лесин, Л. Е. Осипенко, Д. А. Махотин // Вестник РМАТ. 2018. № 4. С. 92-98.
8. Матвеева М. М. Дидактические условия формирования естественно-научных представлений об окружающем мире в начальной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2011. 362 с.
9. Матвеева Н. В. Информатика. 2-4 классы : методическое пособие / Н. В. Матвеева, М. С. Цветкова. Москва, 2016. 128 с.
10. Педагогика начального образования / под ред. С. А. Котовой : учебник для вузов. Санкт-Петербург, 2019. 336 с. (Серия «Учебник для вузов»).
11. Ушакова М. А. Формирование интеллектуально-творческих компетенций младших школьников: на примере интеграции учебной и внеучебной деятельности : автореф. дис. . канд. пед. наук / Ушакова Марина Анатольевна. Ижевск, 2011. 233 с.
12. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология : монография / Н. К. Чапаев. 3-е изд., доп. и перераб. Екатеринбург, 2019. 372 с.
13. Ao, Y., & Yu, Z., 2022. Exploring the Relationship between Interactions and Learning Performance in Robot-Assisted Language Learning. Education Research International. https://doi.org/10.1155/2022/1958317.
14. Ardito, G., Mosley, P., & Scollins, L., 2014. WE, ROBOT: Using Robotics to Promote Collaborative and Mathematics Learning in a Middle School Classroom. The Middle Grades Research Journal, 9, pp. 73.
15. Chang, C., Lee, J., Chao, P., Wang, C., & Chen, G., 2010. Exploring the Possibility of Using Humanoid Robots as Instructional Tools for Teaching a Second Language in Primary School. J. Educ. Technol. Soc., 13, pp. 13-24.
16. Chang, C., Lee, J., Chao, P., Wang, C., & Chen, G., 2010. Exploring the Possibility of Using Humanoid Robots as Instructional Tools for Teaching a Second Language in Primary School. J. Educ. Technol. Soc., 13, pp. 13-24.
17. Chen, G., & Chang, C., 2008. Using Humanoid Robots as Instructional Media in Elementary Language Education. 2008 Second IEEE International Conference on Digital Game and Intelligent Toy Enhanced Learning, pp. 201-202. https://doi.org/10.1109/DIGITEL.2008.17.
18. Fu, T., Goldstein, M., & Goldstein, M., 2020. The Nuts and Bolts of Robotics in K-12 Classrooms: A Literature Synthesis. . https://doi.org/10.18260/1-2--35352.
19. Hu, Z., Li, X., Guo, Z., Jiang, S., & Zhao, X., 2023. The Impact of Autonomous Robot Design and Programming on Student Creativity. Journal of Artificial Intelligence Practice. https://doi.org/10.23977/jaip.2023.060704.
20. Huda, S., Zuhrie, M., Buditjahjanto, I., & Nurlaela, L., 2021. Implementation of Educational Robotic into Teaching-Learning Process to Enhance Students Skills in the Science and Technology. Journal of Physics: Conference Series, 1842. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1842/1/012062.
21. Ioannou, A., & Makridou, E., 2018. Exploring the potentials of educational robotics in the development of computational thinking: A summary of current research and practical proposal for future work. Education and Information Technologies, 23, pp. 2531 – 2544. https://doi.org/10.1007/s10639-018-9729-z.
22. Kangungu, S., & Yatim, M., 2020. Teaching Programming Using the Robot-Based Learning Approach. International journal of artificial intelligence, 7, pp. 22-28. https://doi.org/10.36079/lamintang.ijai-0702.145.
23. Karim, M., Lemaignan, S., & Mondada, F., 2015. A review: Can robots reshape K-12 STEM education?. 2015 IEEE International Workshop on Advanced Robotics and its Social Impacts (ARSO), pp. 1-8. https://doi.org/10.1109/ARSO.2015.7428217.
24. Lancheros-Cuesta, D., & Fabregat, R., 2022. Educational Robotics Intervention in the Motivation of Students. IEEE Revista Iberoamericana de Tecnologias del Aprendizaje, 17, pp. 131-139. https://doi.org/10.1109/rita.2022.3166856.
25. Safrudin, F., Budiyanto, C., & Yuana, R., 2021. The Influence of Educational Robotics to Abstraction Skill in High School. Journal of Physics: Conference Series, 1808. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1808/1/012018.
26. Smyrnova-Trybulska, E., Morze, N., Kommers, P., Zuziak, W., & Gladun, M., 2017. Selected aspects and conditions of the use of robots in STEM education for young learners as viewed by teachers and students. Interact. Technol. Smart Educ., 14, pp. 296-312. https://doi.org/10.1108/ITSE-04-2017-0024.
27. Smyrnova-Trybulska, E., Staniek, D., & Zegzuła, D., 2020. Robotics in Education. A Survey Report: A Case Study. International Journal of Research, 6, pp. 1-18. https://doi.org/10.31261/ijrel.2020.6.1.08.
28. Tzagkaraki, E., Papadakis, S., & Kalogiannakis, M., 2021. Exploring the Use of Educational Robotics in Primary School and Its Possible Place in the Curricula. Education in & with Robotics to Foster 21st-Century Skills. https://doi.org/10.1007/978-3-030-77022-8_19.
29. Yang, K., Liu, X., & Chen, G., 2020. The Influence of Robots on Students’ Computational Thinking: A Literature Review. International Journal of Information and Education Technology, 10, pp. 627-631. https://doi.org/10.18178/ijiet.2020.10.8.1435.
30. Zuhrie, M., Buditjahjanto, I., Nurlaela, L., & Basuki, I., 2021. Do educational robotics competitions impact students’ learning?. Journal of Physics: Conference Series, 1810. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1810/1/012045.