Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Очевидно, что оценка сложности задачи может существенно различаться при ее решении разными людьми так же, как и ее новизна должна быть сопоставлена с возможностями конкретного человека, решающего данную задачу.
Можно оценить сложность задачи с точки зрения ее отнесения к творческой или рутинной, а также с точки зрения оценки степени участия именно творческого процесса, если принять во внимание возможность ее решения путем перебора применяемых при этом доступных средств.
Рождаясь, новая личность получает в дар уникальный характер. Человеческая натура может состоять из черт, унаследованных от родителей, а может проявляться в совершенно ином, неожиданном качестве.
Натура не просто обуславливает поведенческие реакции, она специфично влияет на манеру общения, отношение к окружающим и собственной персоне, к работе и решению задач. Черты характера человека создают у личности определенное мировоззрение.
Данное исследование опирается на идеи в области психодиагностики, содержащиеся в трудах Л.С. Выготского, Е.М. Борисовой, Л.Ф. Бурлачука, Ю.З. Гильбуха, К.М. Гуревича, И.В. Дубровиной, Ю.М. Забродина, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова и др.
Для того чтобы провести нашу экспериментальную работу, мы поставили главную цель исследования: изучить влияние субъективных факторов решения сложных задач.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что уровень тревожности во многом предопределяет эффективность решения сложных задач.
Объект исследования - Субъективные факторы решения сложных задач.
Предмет исследования - факторы решения сложных задач.
Задачи исследования:
1. подобрать методики по исследованию эффективность решения диагностических задач;
2. провести опытно-экспериментальную работу, направленную на изучение влияния уровня тревожности на эффективность решения диагностических задач.
тревожность диагностический эмпирическое исследование
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ
1.1 УРОВНИ СЛОЖНОСТИ ЗАДАЧ
Сложность задачи — менее очевидное условие творческого интеллектуального акта. В первую очередь это связано с сильно различающимися субъективными возможностями и умениями, проявляющимися в решении задач разными людьми.
Очевидно, что оценка сложности задачи может существенно различаться при ее решении разными людьми так же, как и ее новизна должна быть сопоставлена с возможностями конкретного человека, решающего данную задачу.
Можно оценить сложность задачи с точки зрения ее отнесения к творческой или рутинной, а также с точки зрения оценки степени участия именно творческого процесса, если принять во внимание возможность ее решения путем перебора применяемых при этом доступных средств.
Более быстрый результат за счет творческого процесса является критерием степени его участия в решении задачи.
Информация, необходимая для решения задачи, может быть приобретена путем дополнительной работы. Часто бывает, что такая информация у субъекта творчества имеется, однако ее существенные особенности аккумулированы в его подсознании и труднодоступны для осознанного анализа.
Принципиальное отличие приведенного определения творческого интеллекта от других принятых во многих работах определений и понятий творчества и интеллекта заключается в нескольких моментах.
Во-первых, творческий результат — это не просто новый результат независимо от его ценности, а именно результат, необходимый для удовлетворения некоторой потребности.
Во-вторых, в получении творческого результата подчеркивается необходимость участия интеллекта, т. е. каких-то развитых умений, знаний и других средств, без которых новую сложную задачу практически решить невозможно (при этом случайное решение маловероятно, хотя иногда возможно).
Класс сложности задачи отражает уровень затрат для получения решения этой задачи. Для описания множества задач вводится абстракция этого описания, базирующаяся на трёх компонентах:
Абстракция результата
Абстракция входных данных
Абстракция алгоритма
Абстракция результата
В теории вычислимости рассматриваются только задачи с множеством значений {0; 1}, т.е. задачи, дающие положительный или отрицательный ответ на конкретный вопрос. Все остальные задачи сводятся к этому классу задач фиксацией искомого значения (напр. «Существует ли...?»). Переформулировка повышает сложность задачи не более чем полиномиально, а значит несущественно.
Существуют задачи, получения результата для которых невозможно (напр. проблема останова машины Тьюринга), однако встречаются они редко и потому игнорируются.
Абстракция входных данных
Для описания класса сложности входные данные описываются множеством условий I (напр. для задачи коммивояжёра I : G={V,E}, k, G — граф, k — искомое значение минимального пути), что затрудняет обобщение задачи. Поэтому вводится понятие строковой задачи — т.е. задачи получения из битовой строки длины (полученной конкатенацией битовых представлений всех исходных данных задачи) n ответа в виде I(n) → {0; 1}.
Абстракция алгоритма
Для унификации понятия «алгоритм» используется асимптотическое поведение его пространственной и временной сложности. Для градации уровней сложности используется вид алгебраической функции сложности. В основном различают уровни сложности nk (k — константа), 2nk и проч. Эта оценка должна быть верхней оценкой худшего случая работы алгоритма.
Классы сложности
P — полиномиальное время; наиболее часто используется в вычислениях, поскольку задачи этого класса могут быть решены за реальное время
PSPACE — полиномиальные затраты памяти
EXP — экспоненциальная временная сложность
ESPACE — экспоненциальные затраты памяти
NP — для задач этого класса неизвестны эффективные алгоритмы решения, поэтому рассматриваются алгоритмы проверки правильности решений (полный перебор вариантов)
Задача называется NP-полной, если:
1. Эта задача принадлежит к классу NP
2. Любая задача, принадл
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берман Н.Д., Кузьминых Т.С. Решение задач оптимизации транспортной логистики в mathcad prime 3.1 (на примере транспортной задачи) / Лучшая научно-исследовательская работа 2017 сборник статей победителей VII Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 12-16.
2. Верченко И.А. Решение учебных задач как метод диагностики творческого мышления студентов / Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 3 (18). С. 132.
3. Гилев А.А. Методика измерения уровня выполнения когнитивных операций в практикуме по решению физических задач / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 5. С. 209-216.
4. Гуревич Ю.Л., Прокопенко Ю.А. Применение алгоритмов при решении физических задач / Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2010. № 1. С. 178-182.
5. Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач, направленных на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций / Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 40-45.
6. Денисова А.В., Оржековский П.А. Решение творческих задач как способ преодоления стереотипов мышления / Химия в школе. 2011. № 6. С. 32-36.
7. Илюхин А.А., Попов А.К. Решение типа сен-венана в задаче изгиба цилиндрического тела концевыми нагрузками / Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 1. С. 34-41.
8. Ларионова И.А. Задача и её решение в социально-педагогической деятельности / Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 1. С. 45.
9. Ларченкова Л.А. Решение физических задач как средство диагностики и преодоления психолого познавательных барьеров при изучении физики / Физическое образование в ВУЗах. 2012. Т. 18. № 2. С. 58-70.
10. Лыскова В.Ю., Лысков A.M., Федосова Т.М. Электронный ресурс "решение задач на движение для начальной школы" как средство решения математических текстовых задач Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2007. Т. 12. № 1. С. 166-170.
11. Майер Р.В. Основная задача математической теории обучения и ее решение методом имитационного моделирования / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 2-2. С. 36-39.
12. Макаренко О.В. Динамика когнитивного стиля "ригидность-флексибельность" через решение творческих задач учащимися (семиклассниками): на материале задач естественнонаучного цикла / диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Бийский государственный педагогический университет. Бийск, 2003
13. Макаренко О.В. Динамика когнитивного стиля "ригидность-флексибильность" через решение творческих задач учащимися (семиклассниками) (на материале задач естественнонаучного цикла) / автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Национальный исследовательский Томский государственный университет. Бийск, 2003
14. Медынцев А.А. Влияние имплицитной подсказки на автоматические процессы обработки информации в задаче на решение анаграмм / Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 1. С. 23-37.
15. Медынцев А.А. Влияние иррелевантной информации на работу интуитивного компонента в задаче на решение анаграмм / Когнитивная наука в Москве: новые исследования Материалы конференции. Под редакцией Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. 2017. С. 245-250.
16. Медынцев А.А., Колбенева М.Г., Питт С.А. Влияние имплицитной подсказки на решение "озарением" в задаче на разгадывание анаграмм / Вестник науки и образования. 2017. № 2 (26). С. 109-116.
17. Налимова О.О. Использование интерактивных видов деятельности при решении учебных задач в курсе естествознания 5 класса / Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 2 (22). С. 368-371.
18. Пермогорский М.С. Влияние предварительного опыта решения задач "транзитивного" типа на успешность решения задач "нетранзитивного" типа / Мир психологии. 2016. № 3 (87). С. 265-273.
19. Сизова М.Н. Обобщенный способ рассуждения при решении математической задачи как вариант постановки и решения учебной задачи / ученый. 2016. № 5-6 (109). С. 88-90.
20. Терехова Н.В., Ставринова Н.Н. Деятельностный подход как основа системы подготовки будущих педагогов к решению исследовательских задач / Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 3 (18). С. 119.
21. Чудина Н.В. Решение противоречивых социальных задач детьми дошкольного возраста / Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 2. С. 93-98.