- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся в контексте современных требований
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Педагогика
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся в контексте современных требований"?34 страницы
25 источников
Добавлена 01.07.2024 Опубликовано: studservis
1615 ₽
3230 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся в контексте современных требований 5
1.1. Анализ понятия универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС 5
1.2. Особенности формирования универсальных учебных действий школьников в современной образовательной среде 15
Глава 2. Методические аспекты формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся 20
2.1. Организационно-педагогические условия формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся 20
2.2. Методические рекомендации по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся 24
Заключение 30
Список использованных источников 32
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузом, предусмотрено повышение качества образовательного процесса на каждой образовательной ступени. Формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся предусмотрено ФГОС, начиная с начального образования.
В ФГОС указано, что наиболее значимым ориентиром в образовании является развитие самостоятельности ученика, развитие его инициативы и ответственности как важного условия самоактуализации личности. Ученики всегда стремятся к самостоятельности, как в учебной деятельности, так и в любой иной. Это проявляется их готовностью, к различного рода действиям, без помощи взрослых.
В современном обществе востребованы многие личностные качества субъекта, в частности, самостоятельность в решениях и преодолении задач, творческая самореализация, творческий подход. Процесс формирования личностных свойств и качеств у обучающихся требует особого подхода. Чтобы сформировать у обучающихся навыки самостоятельной работы, необходимо перенести акцент с традиционного усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН) на деятельностный подход в обучении.
Самостоятельность в учебной работе позволяет ученикам осуществлять самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности. Самостоятельная учебная деятельность современных учеников является обязательной. Чем старше ученики, тем большее количество времени у них отводится на самостоятельную учебную работу и тем серьёзнее процесс самоподготовки школьников. Далеко не у всех, одинаковым образом протекают подобного рода процессы, и большую роль в развитии самостоятельности каждого субъекта играют учителя и педагоги. Самостоятельность субъекта представлена как одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой задачи и искать решения для этих задач. Говорить о том, что самостоятельность субъекта в рамках учебной деятельности сформирована на должном уровне, можно лишь в том случае, если субъект способен ставить перед собой учебные цели и продумывать пути их достижения. Достигать всего этого ученик должен самостоятельно, без посторонней помощи.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся в контексте современных требований.
Объект исследования: образовательный процесс в условиях требований ФГОС.
Предмет исследования: средства и способы формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся в контексте современных требований.
Задачи:
1. Провести анализ понятия универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить особенности формирования универсальных учебных действий школьников в современной образовательной среде.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся.
4. Предложить методические рекомендации по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся в контексте современных требований
1.1. Анализ понятия универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных учебных действий школьника. Интегративный характер способности субъекта к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться.
Проблемами самостоятельной учебной деятельности занимались исследователи В.Д. Иванов, Т.В. Маркова, М. Монтессори и др., что позволило выявить наиболее значимые обстоятельства формирования учебной самостоятельности субъектов. Самоподготовка является одной из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя. Самоподготовка характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.
Для этого необходимо формировать у ребёнка стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности. В современной образовательной среде сегодня принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из наиболее значимостей компетенцией ученика является его познавательная активность и самостоятельность в учебно-воспитательном процессе.
При определённых условиях, прежде всего, с помощью групповых методов обучения и формирования у школьников предметных и метапредметных результатов, выраженных в виде универсальных учебных действий (УУД), можно обеспечить повышенное эмоциональное положительное отношение учащихся к учебной деятельности.
В современной образовательной среде говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении способов развития способностей и активности школьников.
Познавательный интерес и активность детей, которые способствуют развитию самостоятельности и стремлению к самоподготовке, формируются в процессе субъект - субъектных отношений учителя и учеников. Это происходит в ходе реализации целостного образовательного процесса.
Прежде чем педагогу выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков. В системно – деятельностном подходе, который регламентирует ФГОС НОО, ученики должны демонстрировать, насколько успешно эти знания и навыки можно применять на практике.
Наличие познавательных способностей позволяет школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, но и эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Познавательный интерес и активность при работе в ученических группах позволяют формировать им личностно значимые качества, которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
В традиционной образовательной модели требования предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН). Сегодня школьнику необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе помимо ЗУН духовно-нравственного и социального опыта. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик.
Основной образовательной целью сегодня является необходимость научить школьников учиться в течение всей их жизни, чему несомненно поспособствует правильно отобранные педагогом средства и методы.
Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:
-регулятивные;
- познавательные;
- личностные;
- коммуникативные.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её перерабатывать и усваивать. Школьник должен хорошо понимать, какой именно ему информации недостаёт и должен осуществлять поиск недостающей информации. Формирование любого умения у младших школьников проходит через следующие этапы:
-представление о действии;
- первичный опыт и мотивация;
- приобретение знаний о способе выполнения действия;
- самоконтроль и коррекция;
-контроль умения выполнять действие.
Достижение в данном случае ожидаемого результата не принесёт один или несколько уроков. Лишь планомерное систематическое использование деятельностного способа обучения позволит сформировать познавательное универсальное учебное действие у школьников. Исходя из этого, педагогу всегда важно продумывать задания, вопросы и упражнения к каждому занятию [20].
Если при этом использовать подходящие и актуальные средства и формы работы с детьми, педагог может легко может пробудить у школьников ассоциативное мышление и память. Детям нравится работать с интерактивной доской, презентациями, моделями и таблицами [14].
С помощью подходящих средств обучения младшие школьники учатся работать самостоятельно. Они проявляют инициативу и легко уживаются с товарищами при работе в ученических группах. Они хорошо усваивают новые знания и принимают некоторые самостоятельные решения. Это, в свою очередь раскрывает их творческие способности, и они начинают себя чувствовать уверенной и осведомленной личностью.
Постепенно, всё больше увлекаясь процессами познания, ребёнок начинает сам принимать активное участие в подготовке к занятиям. Он делает мультимедийные презентации и готовит наглядные проекты. Но делать это школьник будет лишь в том случае, если всё это ему действительно интересно. Умелое использование презентаций, иллюстраций, схем, таблиц и моделей оказывает большую помощь в повседневной самостоятельной работе [9].
Ранее все нормативные требования сводились к предметному содержанию образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен был освоить ученик. Учителя и учебные программы определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету.
Постепенно стало очевидным, что полученный объём знаний не означает успешной социализации субъекта в дальнейшем. Сегодня ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить все универсальные учебные действия [18]. Задача педагогов и иных специалистов - всегда поддерживать у ребёнка познавательную мотивацию.
Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного образования. Под познавательными УУД понимают общеучебные, логические универсальные действия, в том числе, постановку и решение проблем. Познавательные УУД включают действия поиска, исследования, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
-общеучебные логические действия;
-постановка и решение проблемы.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её перерабатывать и усваивать. Школьник должен хорошо понимать, какой именно ему информации недостаёт и должен осуществлять поиск недостающей информации.
Формирование любого умения познавательных УУД у школьников проходит через следующие этапы:
-представление о действии;
- первичный опыт и мотивация;
- приобретение знаний о способе выполнения действия;
- самоконтроль и коррекция;
-контроль умения выполнять действие.
Чтобы научить школьника ставить и формулировать проблемы, учителю необходимо:
- сформировать у школьника такой опыт;
-сформировать умение видеть проблемы;
-сформировать ответ, что такое проблема и почему важно самому уметь ставить и формулировать проблемы;
-научиться умению формулировать проблемы;
-контролировать этот процесс.
Формировать познавательные УУД младших школьников можно различными способами. Исследователи П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе учения. Они проанализировали проблему самостоятельной деятельности учеников и сделали вывод, что самостоятельность в действиях является высшим уровнем активности. Познавательная активность – это прежде всего, интерес к учебной деятельности и к приобретению знаний. Она отражает интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков [23].
Возникновение познавательной активности у детей, зависит в первую очередь, от уровня развития ребенка, его опыта и знаний. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. В связи с этим, одной из важнейших задач педагогов должна стать задача выявления имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у младших школьников.
Интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное и имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания, интерес отличается наличием эмоционально – познавательного позитивного отношения, радости познания [11].
Появление радости познания свидетельствует о появлении интереса. Г.И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию и выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, познавательная активность становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.
Именно это позволит в дальнейшем формировать познавательную активность и коммуникативные УУД у младших школьников. Чтобы понять специфику мотивов младшего школьника, необходимо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Учитель начальных классов в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности детей, но при этом сталкивается с трудностью определения преемственности переходных возрастов, к примеру, при определении того, с какими возрастными особенностями приходит ребёнок из детского сада в начальную школу [13].
Учителя практики об этом хорошо знают и практически всегда используют на уроках игровые технологии, или их элементы. Игра как ведущий вид деятельности не прожита ребёнком до конца и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором, и далее.
Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего образования. В младшем школьном возрасте есть многие благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его интеллектуальных способностей и соответственно, для успешного проектирования развивающей образовательной среды в целом.
Учение – это ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой. Очевидно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В.В. Краевский, А. А. Вербицкий, В.К. Дьяченко и др. пытались найти наиболее эффективные методы обучения с целью активизации и развития у школьников познавательного интереса к содержанию обучения [19].
Как уже было отмечено, ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует также формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными.
Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий это один из современных приоритетов начального образования и проектирование развивающей образовательной среды заключается также в успешном формировании у младшего школьника всего комплекса УУД.
Современный образовательный процесс регламентируют требования ФГОС. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход и это в корне отличает современное образование от традиционного. Традиционные уроки, как основная форма обучения, не удовлетворяют сегодня потребности учащихся в самовыражении. При личностно ориентированном подходе, который тоже является сегодня чрезвычайно актуальным, школьники получают уникальную возможность самовыражения и самопознания в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Обучение младших школьников происходит маршрут «педагог – ученик – наглядное пособие». Познавательные УУД, которые педагоги сегодня формируют у школьников педагоги, относятся к метапредметному результату.
Можно рассмотреть примеры заданий, которые помогут сформировать у детей познавательные УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.
1. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. На этапе актуализации знаний у детей формируются общеучебные действия. Они учатся структурировать знания и контролировать процесс и результаты деятельности. если при этом использовать средства наглядности, педагог может легко может пробудить у школьников ассоциативное мышление и память. Детям нравится работать с интерактивной доской, презентациями, моделями и таблицами [17].
Очень продуктивны уроки с использованием визуальных наглядных средств. Также успешно можно использовать аудиовизуальные технические средства. Это, прежде всего, мастерское чтение текстов, применение мимики и жестов, использование соответствующей атрибутики и бутафории и др. многие из этих средств дети в состоянии изготовить сами. Создавая таблицы и схемы, младшие школьники учатся составлять план, работают над развитием речи. В систему дидактических игр для младших школьников целесообразно вводить средства наглядности.
В учебной деятельности младших школьников с применением средств наглядности выделяются следующие составляющие:
- предварительный анализ текста;
-перевод текста на знаково-символический язык;
- работа с моделью;
- сопоставление результатов, полученных на модели, с реальностью. Используя наглядные средства в начальной школе, педагоги пришли к единодушному выводу. Грамотно используемая наглядность в учебном процессе способствует повышению интереса у младших школьников. У них развиваются умения сравнивать и выделять главное. Использование наглядных средств обучения обладает силой способности делать любой сложный объект более понятным и доступным.
Применение наглядных средств обучения подразумевает совместную работу учителя и учеников при основательном изучении исследуемого предмета, объекта или явления. Удобство использования наглядных средств обучения заключается в том, что они позволяют выразить основную мысль, или идею при помощи условных знаков. К примеру, при составлении схемы, важное значение приобретает выбор графического элемента, и способа композиционного объединения блоков схемы [14].
Э.А. Красновский считает, что познавательная активность – это особое проявление всех сторон личности школьника. Это интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся и определяют изменения содержания образования.
Поиск эффективных путей, которые повышают качество усвоения учебного материала, характерен также, для педагогической практики. Педагоги понимают, что здесь необходима целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников.
Познавательная деятельность субъекта – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Данная направленность субъекта характеризуется постоянным стремлением к познанию, следовательно, к более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь у отдельно взятого субъекта, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению.
Познавательная активность всегда носит поисковый характер. У школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом, его поисковая деятельность всегда совершается с увлечением и от этого, он испытывает эмоциональный подъем и радость.
Познавательная активность – это один из важнейших мотивов учения школьников и её действие очень сильно. Под влиянием познавательного процесса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Именно познавательная активность является одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на создание светлой и радостной атмосферы обучения. Отношение учащихся к учению обычно характеризуется активностью.
В структуре активности можно выделить следующие компоненты:
-готовность выполнять учебные задания;
-стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий дома и в классе.
Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга. Более активные школьники, как правило, более самостоятельные. К показателям познавательной активности младших школьников можно отнести прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях и самостоятельность при решении учебных задач и др.
Здесь можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением самих учащихся к процессу учения, их стремление к познанию, осознанное и самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков. Сегодня помимо усвоения знаний, умений и навыков, необходимо формировать у детей универсальные учебные действия. Считается, что универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
1.2. Особенности формирования универсальных учебных действий школьников в современной образовательной среде
Учёба чрезвычайно важна для каждого школьника, поскольку учение является процессом преобразования самого себя в плане приобретения новых компетенций. Ведущая учебная деятельность субъекта определяет изменения психики и направление его потребностей и стремлений. Уже на этапе младшего школьного возраста необходимым является развитие умений школьника правильно оценивать свою деятельность, владение приемами самообучения и самоконтроля. Навыки самоконтроля и самообучения не появляются сами по себе. Очевидно, что большая роль в этом процессе принадлежит учителю.
Через положительную мотивацию к обучению педагоги могут закреплять желаемые формы поведения школьника и тем самым помогать формированию у него положительных личностных качеств, в процессе выполнения самостоятельной работы. Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Можно сказать, что под самостоятельностью чаще всего понимают свободу и независимость от принуждений и внешних влияний, в том числе, независимость от посторонней поддержки и помощи. Самостоятельность субъекта приводит к независимым действиям и смелым суждениям.
Педагоги рассматривают самостоятельность как одну из волевых сфер личности. Либо под этим они понимают сформированное умение субъекта не поддаваться влиянию различных факторов, а действовать лишь на основе своих личных взглядов и побуждений. Можно так же говорить о том, что самостоятельность – есть обобщенное личностное свойство субъекта, которое проявляется в инициативности и личной ответственности за свою деятельность [7].
Педагоги всегда играют достаточно большую роль в развитии самостоятельности школьника. Как правило, это осуществляется через организацию различных видов деятельности, и в первую очередь учебной деятельности.
В.Д. Иванов определил некоторые аспекты самостоятельности субъекта:
-адекватная реакция на критику;
-адекватная самооценка;
-внутренняя дисциплина.
Если проанализировать, к примеру, учебную деятельность двух школьников одного возраста, можно безошибочно определить, кто именно их них является более самостоятельным, т.е., более целеустремлённым и более уверенным в себе.
Любая учебная деятельность является содержательной, но самостоятельной она становится лишь тогда, когда умения субъекта становятся устойчивыми навыками и переходят в способность человека, то есть, можно говорить о том, что ребёнок овладел данным видом работы в полной мере. Самостоятельность может быть представлена как одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой конкретные и посильные задачи.
Про самостоятельность субъекта на высшем уровне можно говорить лишь тогда, когда субъект способен самостоятельно ставить перед собой цель, определять задачи, для того, чтобы практическим путём достичь поставленной цели. При этом сам субъект продумывает пути решения поставленных задач и способен соотнести исходную цель с полученными результатами. Педагоги считают, что самостоятельность школьника есть конкретный итог воспитания и самовоспитания субъекта.
Многие исследователи приходят к мнению, что самостоятельность субъекта есть качество интегративное. При этом необходимо отметить, что видов самостоятельных работ, которые могут выполнять школьники, чрезвычайно много. Причём это могут быть самостоятельные работы самые простейшие, которые могут усложняться до самостоятельных исследовательских работ. В процессе самоподготовки школьники постепенно овладевают всеми группами УУД, личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными.
Чтобы иметь представление о том, насколько сформированы УУД у каждого школьника, необходимо проводить соответствующую диагностику. Для определения уровня сформированности УУД каждой группы можно использовать соответствующие методики., к примеру:
- методика «Беседа о школе»;
- проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»
-рефлексивная самооценка учебной деятельности;
- шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой) и др.
Формирование каждой группы УУД школьников происходит в соответствии с требованиями учебной программы. Для каждого занятия педагог прописывает методы и пути формирования УУД. Задачей педагога является необходимость подведения детей к самостоятельной постановке задач. Чтобы ребёнок понимал, что ему необходимо делать в процессе самоподготовки, он должен понимать границы своего знания и незнания.
В процессе самоподготовки, дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. Прочитав задание, младшие школьники анализируют его, чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий и др. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают уже выполненные. В этом процессе педагог формирует сразу несколько видов УУД_
-регулятивные (самоконтроль, самооценка);
-познавательные (использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания и др.).
Ученики начальных классов, к примеру, много фантазируют и у них хорошо развито воображение. К примеру,ознавательные УУД, которые педагоги сегодня формируют у школьников, также относятся к метапредметному результату. Можно рассмотреть примеры заданий, которые помогут сформировать у детей познавательные УУД в начальной школе.
1. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Создавая таблицы и схемы, младшие школьники учатся составлять план, работают над развитием речи и др., к примеру:
- делать предварительный анализ текста;
-переводить текст на знаково-символический язык;
- работать с моделью;
- сопоставлять результаты, полученные на модели, с реальностью.
Грамотно используемая педагогом наглядность при самоподготовке способствует повышению интереса у младших школьников. У них развиваются умения сравнивать и выделять главное. Использование наглядных средств обучения обладает силой способности делать любой сложный объект более понятным и доступным.
Удобство использования наглядных средств обучения заключается в том, что они позволяют выразить основную мысль, или идею при помощи условных знаков. К примеру, при составлении схемы, важное значение приобретает выбор графического элемента, и способа композиционного объединения блоков схемы.
Применение наглядных средств в процессе обучения, формирует учебную деятельность младших школьников и облегчает усвоение учебного материала. Это приводит к существенной концентрации внимания детей и укрепления их знаний. Это всегда дает возможность ученикам видеть целостную картину события или явления.
С помощью наглядных средств обучения младшие школьники учатся работать самостоятельно. Они проявляют инициативу и легко уживаются с товарищами. Они хорошо усваивают новые знания и принимают некоторые самостоятельные решения. Это, в свою очередь раскрывает их творческие способности, и они начинают себя чувствовать уверенной и осведомленной личностью.
Дети не рождаются с готовыми знаниями и развитой способностью к познаниям. Педагогу необходимо учить их различным видам познавательной деятельности и формировать у них интерес к познанию. Когда речь заходит о результатах учебной деятельности младшего школьника, то оцениваются те знания, которыми овладели младшие школьники.
При формировании, к примеру, естественнонаучных понятий особое значение имеет наблюдение за окружающей природой, следовательно, педагогом должна быть предусмотрена работа с натуральными объектами. Ученик начальной школы знаком со многими представлениями о диких животных. Он умеет их отличать и рассказывать о том, как питается медведь и как он проводит зиму и др.
Глава 2. Методические аспекты формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся
2.1. Организационно-педагогические условия формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся
Организационно-педагогические условия – это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, которая обеспечивает сохранение целостности и полноты образовательного процесса, а также, его целенаправленности и эффективности [17].
Таким образом, можно говорить о том, что одним из важных педагогических условий будет являться правильно выстроенный педагогический процесс. Педагог всегда понимает, что основным условием успешности решения данной задачи является то, что он должен исходить из интересов ученика. Для этого учителю важно организовать эмпатическое общение и сопереживание.
Педагог создаёт атмосферу принятия ученика и всех его продуктивных проявлений. Здесь можно отдельно останавливаться на ИКТ, что, несомненно, можно относить к условиям организационным. Важно сформировать у ученика положительное, эмоционально-ценностное отношение к своей собственной учебной деятельности. Правильно выстроенный педагогический процесс позволяет увидеть ученику личностные смыслы собственной учебной деятельности.
Работа в процессе самоподготовки по отдельным учебным темам в основном уже знакома учащимся. Такая работа всегда организуется с опорой на их самостоятельную деятельность. При выполнении самостоятельных работ по предмету, ученики должны понимать, какой вид работы и как оценивается педагогом. Для этого педагог разрабатывает соответствующие критерии и показатели оценивания вида выполненной самостоятельной работы в процессе самоподготовки. Такого рода систему оценивания называют балльно-рейтинговой и чаще применяют для оценивания школьников основного звена и старших школьников.
Младшие школьники тоже должны хорошо понимать, за что именно они получают качественную, или количественную оценку педагога, иначе они быстро потеряют учебную мотивацию. В группе продлённого дня в основном пребывают младшие школьники, но иногда это может распространяться на школьников основной школы. Педагог сам адаптирует оценку деятельности учеников в процессе самоподготовки, в зависимости от возраста школьников.
Дети пишут рефераты, делают доклады и сообщения, заполняют таблицы, выполняют проектные виды работ и др. Очевидно, что подготовить качественный реферат – это не то же самое, что найти в учебнике определения для тех, или иных терминов. В связи с этим педагог для каждого вида самостоятельной работы составляет шкалу оценивания. Оценка есть индивидуальный подход и ранжирование всех самостоятельно выполненных заданий.
Ранжирование заданий дает возможность ученикуправильно рассчитать свои силы, полнее раскрыть индивидуальные качества и объективно оценить собственный уровень знаний. Чаще всего сохраняется до сих пор пятибалльная система оценивания учебных достижений:
1. 1 балл - слабые успехи.
2. 2 балла – посредственные.
3. 3 балла – достаточные.
4. 4 балла –хорошие.
5. 5 баллов - отличные.
Уровень соответствия личных учебных достижений ученика по формализованной шкале представляет собой не что иное, как учебный рейтинг.
Если у педагога в этом вопросе выстроена своя собственная система индивидуального оценивания, и на каждый вид работы существуют критерии и показатели оценивания, дети быстро привыкают к такой модели и в какой-то мере могут управлять этим процессом.
Если есть желание получить за выполненную работу более высокий балл, ученик предварительно знакомится со всеми инструкциями педагога по правилам выполнения той, или иной самостоятельной работы.
На основе этого процесса можно соотнести традиционную пятибалльную и балльно-рейтинговую системы оценивания:
1.100–80 баллов (высокий уровень) — «отлично», отметка 5.
2. 79–60 баллов (продвинутый уровень) — «хорошо», отметка 4.
3. 59–40 баллов (пороговый уровень) — «удовлетворительно», отметка 3.
4. Ниже 40 баллов (низкий уровень) — «неудовлетворительно», отметка 2.
Данная система оценивания хорошо себя зарекомендовала на практике.
В рамках каждой учебной темы педагог может использовать задания однотипного характера, в частности:
-выделить основное правило в параграфе;
- указать новые термины, составить соответствующую таблицу и др.
Опираясь на схемы, таблицы и правила в учебнике, педагогом организуется самостоятельная работа учеников. При этом очень важна правильная самостоятельная работа с учебником, или иными методическими материалами, рабочими тетрадями и др. Это можно обозначить как самое важное условие. Необходимо обращать внимание учеников на логику изложения теоретических сведений и проверять их осознание и усвоение.
При самостоятельном выполнении упражнений учебника выявляются те проблемные моменты, которые, так или иначе связаны с изучением прошлого материала. Педагогу необходимо убедиться, что материал каждым учеником усвоен. Для этого можно использовать самые разнообразные средства контроля и соответствующие педагогические приемы работы:
- четкая логика объяснения нового материала;
- сопоставление явлений, категорий, правил;
-соревнование, кто быстрей и лучше запомнит;
- графическое обозначение содержательных признаков;
- мнемонические приемы при освоении формулировки правил;
-широкая наглядность: таблицы, схемы, правила и др.
На каждом из этих этапов есть высокая вероятность того, что правильно организованная самостоятельная работа учеников будет успешной, поскольку такие виды работ школьники уже выполняли многократно. Педагогу целесообразно чередовать виды самостоятельной работы.
Самостоятельно ученики могут работать лишь в том случае, если есть уверенность в том, что подавляющее большинство учеников понимают, о чём идёт речь в том, или ином учебном материале.
От педагога требуется не только продуманный план каждого занятия при самоподготовке, но и непрерывное возвращение к уже изученным разделам. Лишь в этом случае можно будет говорить об установлении связей нового учебного материала, с ранее изученным. При этом начальный этап изучения любой новой темы должен представлять собой самостоятельную актуализацию знаний и умений школьников по изучаемой теме.
Здесь можно использовать приём самооценивания. Каждый из них учитывает то, что ему уже известно в данной учебной теме. При этом важно, чтобы ученики не переоценили своих возможностей, иначе они не справятся с теми самостоятельными видами работ, которые педагог запланировал выполнить.
При выполнении самостоятельной работы они могут сверять свои полученные результаты с результатами других учеников. Для этого может быть организована самостоятельная работа в парах, или в микрогруппах. Если они хотя бы частично с учебным материалом уже ранее встречались, в этом случае самостоятельную работу можно выполнять чаще и больше, но при этом материал не должен быть сложным.
Самоподготовка ученика направлена в первую очередь на формирование устойчивых умений и навыков в конкретной учебной теме. В этом случае педагог может использовать следующие приёмы и методы:
-коллективное изучение материала учениками с помощью различных средств обучения;
-работа в группах;
- самостоятельное изучение материала учениками с последующим обсуждением полученного результата и др.
Проектные технологии являются наиболее подходящими для организации самостоятельной работы субъекта.
2.2. Методические рекомендации по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся
Специалисты, которые разрабатывают дидактическое, методическое и контрольно-оценочное обеспечение данного процесса готовы сегодня предложить:
-практические материалы для самостоятельной учебной работы, в четкой структурированной форме;
- достаточное количество наглядных и практических материалов, готовых методических разработок и алгоритмов выполнения самостоятельной работы.
Педагогу необходимо убедиться, что материал каждым учеником усвоен. Для этого можно использовать самые разнообразные средства контроля и соответствующие педагогические приемы работы.
Важно, чтобы учитель, проверяя работу ученика, показал своё отношение к шкалированию выполненной учеником работы. Можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с детьми. Шкалирование можно использовать при самооценке детей.
После решения учебной задачи педагог детям предлагает на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка. Это может быть плюсик, крестик и др. Сам учитель при этом может использовать буквенные обозначения:
1. А – аккуратность.
2. П – правильность.
3. С – старание.
4. Т – трудность и др.
Желательно, чтобы самооценка ребёнка и оценка педагога совпадали, иначе у ученика может быть сформирована неадекватная самооценка. Если педагог согласен с мнением ученика, он обводит его крестик красным кружком, если не согласен, то ставит свои баллы. В дальнейшем желательно провести анализ итогов самооценки школьников и оценки педагога.
Если речь идёт об изучении нового материала, можно выполнить прогностическое самооценивание. Дети ознакомились с учебным материалом и им предложено оценить свои возможности при её выполнении. Педагог им предлагает поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?».
Далее педагог предлагает сравнить полученный результат с образцом.
Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком. Это означает, что у него присутствует адекватная самооценка, и он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы ученика не соответствует выбранной оценке, то его значок обводится квадратом.
В процессе всей самоподготовки ученики самостоятельно контролируют свою работу на рабочих листах и используют условные знаки. В конце урока с их помощью они оценивают уровень своих знаний и умений по теме урока, к примеру:
1. «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный.
2. «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный.
3. «+» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный.
4. «!» - ответил по своей инициативе, ответ правильный.
5. «0» - не ответил.
УУД не формируются в процессе самоподготовки в каком-либо единственном виде. Все группы УУД формируются системно и комплексно. Формирование, к примеру, коммуникативных УУД обеспечивают возможности сотрудничества детей. Они учатся слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Дети сами распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться и вести дискуссию.
Педагог при этом должен быть способен организовывать сотрудничество школьников таким образом, чтобы постоянно поддерживать их активность и инициативность, что в свою очередь позволит всегда на высоком уровне поддерживать учебную мотивацию каждого ребёнка.
Это не может быть обеспечено в рамках какого-либо одного учебного предмета, поскольку речь идёт о формировании личностных качеств детей. Речь идёт об определённой деятельности, между учителем и учеником. Специалисты считают, что именно сформированность всех УУД это сумеет обеспечить. Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в ходе учебной развивающей деятельности.
Рассмотрим этапы формирования любого умения при наличии развивающей образовательной среды:
-наличие устойчивой мотивации ребёнка;
-первичный опыт выполнения действия;
-формирование нового алгоритма действия;
-самоконтроль ученика;
- коррекция учителя.
Любая деятельность нацелена на конкретный результат. Результат может быть достигнут лишь в том случае, если есть обратная связь субъектов взаимодействия. Вероятно, сложно говорить об этом по отношению к каждому ребёнку, поскольку у учителя есть свои конкретные цели и задачи, особенно, если речь идёт об усвоении нового материала.
Но при этом важно понимать, что никто лучше учителя не знает возможностей и ресурсов каждого ученика. Одни дети любят рассказывать, другие любят слушать. Некоторые дети хорошо владеют подготовкой мультимедийных презентаций, другие любят делать сообщения и др.
Здесь для учителя главное – максимально обеспечить их продуктивную самостоятельную учебную деятельность, чтобы учебная мотивация ребёнка продолжала оставаться как можно дольше. Учителя практики всегда отмечают, что чем старше становятся дети, тем больше становится проблем именно с учебной мотивацией.
Деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач. Дети уже в младшем возрасте должны уметь работать с информацией. Сегодня - это способность субъекта работать в сети Интернет и продуктивная работа в ученических группах на уроке. При этом, речь идёт об организации учебного сотрудничества различных уровней, в частности:
-учитель – ученик;
-ученик – ученик;
-ученик – группа.
Целесообразно рассмотреть критерии результативности занятия, выстроенного на основе системно – деятельностного подхода.
1. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Ребёнок способен обнаружить своё незнание и оценить свою готовность. Ребёнок должен видеть причины собственных затруднений и др.
2. Учителем используются разнообразные педагогические технологии (прежде всего, проектные и учебно-исследовательские), а также соответствующие им формы, методы и приемы обучения, которые позволяют повысить степень активности младших школьников.
3. Учитель владеет технологией диалога.
4. Учитель обучает детей формулировать проблемы и правильно адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения.
6. Дети хорошо владеют навыками самоконтроля и самооценки.
7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика.
8. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию и иное мнение.
9. Стиль и тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества.
10. Психологический комфорт для каждого ученика на уроке.
Таким образом, лишь в этом случае можно будет говорить об успешном формировании всех групп УУД у каждого школьника, о спроектированной образовательной развивающей среде для младшего школьника и дифференцированный подход к каждому ученику.
Главная задача учителя сегодня - это уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную и познавательную деятельность младших школьников, в том числе при самоподготовке. Особое внимание при этом стоит обратить на проектную деятельность.
Проектная деятельность в школе – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, которая имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата в виде проекта как конечного продукта. Это позволяет формировать все группы УУД одновременно.
Таким образом, можно говорить о том, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций детей. Дети могут и должны чувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель всегда сможет им помочь, и направить их действия в правильном направлении.
Главным здесь становится сотрудничество и возникает взаимопонимание между всеми участниками процесса, повышается работоспособность и мотивация к учению. На каждом из этих этапов работы есть высокая вероятность того, что правильно организованная самостоятельная работа учеников будет успешной.
Заключение
В ходе анализа научной и психолого – педагогической литературы были сделаны следующие выводы. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусмотрено повышение качества образовательного процесса на каждой образовательной ступени. Формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся предусмотрено ФГОС, начиная с начального образования.
В ФГОС каждого образовательного уровня указано, что наиболее значимым ориентиром в образовании является развитие самостоятельности ученика, развитие его инициативы и ответственности как важного условия самоактуализации личности. Ученики всегда стремятся к самостоятельности, как в учебной деятельности, так и в любой иной. Это проявляется их готовностью, к различного рода действиям, без помощи взрослых.
В современном обществе востребованы многие личностные качества субъекта, в частности, самостоятельность в решениях и преодолении задач, творческая самореализация, творческий подход. Самоподготовка школьников играет в этом процессе большую роль. Процесс формирования личностных свойств и качеств у обучающихся требует особого подхода. В связи с этим существует необходимость в инновационных методах обучения самостоятельной деятельности субъектов.
Основной образовательной целью сегодня является необходимость научить школьников учиться в течение всей их жизни, чему несомненно поспособствует правильно отобранные педагогом технологии и методики самостоятельной работы школьников.
Использование педагогом подходящих средств, системно и в комплексе помогает школьникам убедиться в истинности приобретенных знаний. Это обеспечивает разностороннее и полное формирование у детей конкретного образа и делает полученные знания осознанными. Это содействует выработке у школьника эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, и повышает к ним интерес. Подтверждено на практике, что соответствующие средства, используемые педагогом, делают процесс усвоения знаний и формирование учебных умений более легким, поскольку всё это постоянно поддерживает внимание ребенка.
Учителю необходимо создавать собственный фонд продуктивных средств диагностики и мониторинга успешности формирования УУД школьников в процессе самоподготовки, учитывая при этом и наличие мультимедиа. Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута и все поставленные в работе задачи решены.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. – 480 с. – ISBN 978-5-7638-4045-2. – Текст: непосредственный.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с. – ISBN 978-5-496-00013-2. – Текст: непосредственный.
3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации / А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 72 с. – ISBN 5-7695-0816-7. – Текст: непосредственный.
4. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 04.04.2024). - Текст: электронный.
5. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 04.04.2024). - Текст: электронный.
6. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 288 с. - ISBN 978-5-7555-4085-1. – Текст: непосредственный.
7. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» / Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2010. – 46 c. – ISBN 978-5-490-22413-2. – Текст: непосредственный.
8. Клепинина, З.А. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилаев. – Москва: Академия, 2008. -246 с. – ISBN 978-5-534-10513-0. – Текст: непосредственный.
9. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников / Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3. - С.26-29. – ISBN 978-5-496-00013-0. – Текст: непосредственный.
10. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010. – 142 с. – ISBN 978-5-2245-4045-5. – Текст: непосредственный.
11. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47. – ISBN 978-3-1618-4044-7. – Текст: непосредственный.
12. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 144 с. – ISBN 978-5-499-34813-8. – Текст: непосредственный.
13. Логинова, О.Б. / Планируемые результаты начального общего образования / О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2010. – 343 с. - ISBN. – Текст: непосредственный.
14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М.Мотюшкин – Москва: Директ-Медиа, 2008. -354 с. – ISBN 978-8-433-00019-9. – Текст: непосредственный.
15. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Н.В. Медведева. - журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2011 – №7. – С.44-47. – ISBN 5-7786-0815-8. – Текст: непосредственный.
16. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2006. - 180 с. – ISBN 978-5-496-00013-0. – Текст: непосредственный.
17. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников / Н.О.Мостова, И.Н. Агафонова, 2005. – 193 с. – ISBN 978-5-491-69013-7. – Текст: непосредственный.
18. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2011 – №4. – С.27-30. – ISBN 5-7790-0867-4. – Текст: непосредственный.
19. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова / Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39. – ISBN 978-5-491-00613-4. – Текст: непосредственный.
20. Петерсон, Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы / Л.Г.Петерсон – Москва: 2009. – 40 с. – ISBN 978-1-495-15013-4. – Текст: непосредственный.
21. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39. – ISBN 978-5-499-66313-1. – Текст: непосредственный.
22. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников / С.Ю. Прохорова. - Управление начальной школой. – 2013. – №8. – С.29-34. – ISBN 5-5542-4677-9. – Текст: непосредственный.
Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей / Д.Я. Райгородский. - Бахрам-М, Самара, 2008. -367 с. – ISBN 5-5441-4673-1. – Текст: непосредственный.
23. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков // -Москва: – 2012. -157 с. – ISBN 978-5-492-01413-8. – Текст: непосредственный.
24. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова // Начальная школа. - 2016. - №2.4- С.45-49. – ISBN – ISBN 5-5542-4677-1. – Текст: непосредственный. – Текст: непосредственный.
25. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И.Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 04.04.2024). - Текст: электронный.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней