Фрагмент для ознакомления
2
Одной из особенностей детей с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации продуктивной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения детей с ОВЗ.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям детей методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Средства ИКТ и цифровые ресурсы дошкольных образовательных организаций позволяют всё это учитывать.
Увеличивать степень самостоятельности детей с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.
Занятия с детьми и обучение детей с ОВЗ проблема достаточно актуальная и очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный деятельностный процесс, но прежде всего - это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ всех тех образовательных программ, которые сегодня предусмотрены образовательными стандартами.
Это является актуальным и для дошкольников с ОВЗ. Замечено, что чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, а это значит, что у них должна быть к этому мотивация и не пропадала познавательная активность. В связи с этим, одно из важнейших условий эффективности воспитательно-развивающего процесса - это воспитание познавательного интереса, желания и привычки думать, стремление узнать что-то новое. Основными аспектами развития познавательной деятельности детей с ОВЗ можно отметить следующие:
-формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
-развитие памяти и внимания;
-формирование приёмов умственных действий;
-развитие речи и умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
-формирование познавательных навыков и умений, обдумывания и планирования своих действий, проверки результата своих действий.
Активизация познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является предъявляемый педагогом материал.
Возможностей разнообразить наглядность материала сегодня у педагогов достаточно. В первую очередь это информационно – коммуникационные технологии, что безусловно тоже можно отнести к соответствующим методикам, активизирующим познавательную деятельность детей с ОВЗ.
Отдельно можно в рамках каждой учебной дисциплины можно остановиться на интерактивных технологиях. Всё это также можно относить и к организационным условиям, имеющим отношение к цифровому образованию. Считается, что одна из самых популярных
образовательных платформ для создания онлайн – курсов, это онлайн -платформа Moodle. Перед началом ее использования необходимо зарегистрироваться и настроить курс под себя, то есть, установить продолжительность и доступ к курсу. В этой учебной системе разрешаются предоставления учебного материала самого разного формата: видео, аудио, текстовые документы, изображения и др.
В данной системе можно проводить опросы, тестирования, создавать глоссарии, заполнять анкеты и др. Учитель имеет возможность комментировать полученные результаты. Есть конечно и недостатки, в частности, сложный интерфейс и неполная поддержка русского языка, но все эти нюансы будут со временем решены.
Образовательная платформа Google Класс также играет важную роль в системе управления обучением. Электронные функции Класса дополняют традиционные учебные занятия и способствуют развитию смешанных форм обучения. Класс делает обучение более продуктивным. Здесь можно публиковать и оценивать задания, организовывать совместную работу и обеспечивать эффективное взаимодействие всех участников процесса. Учитель заполняет свою страницу на Google Класс.
Школьники с личными аккаунтами Google могут работать с Классом бесплатно. Входить можно с компьютера, со смартфона или планшета. Это упрощает доступ к платформе. Учитель может создавать курсы, выдавать различного рода задания, комментировать все работы школьников. Всё это можно делать в одном и том же сервисе.
В Классе можно работать с инструментами Google, такими как Диск, Документы, Календарь, Формы и др. С помощью Календаря можно планировать различного рода мероприятия и быть в курсе всех событий. Для учителя существует возможность проводить онлайн - тестирования, при необходимости.
Это позволит педагогу следить за результатами каждого ученика в отдельности, указать им на их ошибки и выдать индивидуальное задание. При необходимости педагог сможет связаться с родителями ученика. С Google Классом сонастроены иные образовательные приложения. К примеру, Explain Everything – цифровая, интерактивная доска. Этим приложением можно пользоваться во время прохождения различного рода вебинаров. Здесь же можно создавать презентации и визуальные истории. Это очень укрепляет работу учителя и ученика.
Makers Empire 3D – это программное обеспечение для 3D-дизайна.
Помогает преподавателям использовать возможности 3D-технологий для
обучения STEM, проектному мышлению и проектному обучению. В современной образовательной среде, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и всеми последующими ФГОС, ученик должен выполнять проекты и исследования.
Благодаря всевозможным приложениям учитель имеет возможность отслеживать, каким именно образом ребёнок работает над своим проектом. Надо заметить, что сама платформа Google Класс соответствует требованиям большинства учителей. Класс обладает широким инструментарием, и это дает возможность учителю успешно использовать смешанное обучение на уроках по любому предмету.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов, Л.И. Психологические основы социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности [Текст] / Л.И. Акатов. – Москва: Просвещение, 2014. – 276 с.
2. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с
ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общей редакцией Н.В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 - 95.
3. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с
ограниченными возможностями [Текст] / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – Москва:
ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
4. Большакова, Ю.В. Психолого-педагогические особенности
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в
инклюзивном образовательном пространстве [Текст] / Ю.В. Большакова. – Москва: Педагогика, 2012. – 349 с.
5. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с
ограниченными возможностями [Текст] / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева,
Т. А. Исаева. – Москва: Академкнига, 2005. – 247 с.
6. Егоров, П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному
образованию людей с особыми образовательными потребностями [Текст] /
П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – No 3. –
С. 35-39.
7. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
8. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика [Текст] / Под ред.
В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд–е 2-е, перераб. И доп. – Москва: ИКЦ
МарТ; Ростов–на–Дону: Издательский центр “МарТ”, 2009. – 352 с.
9. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития:
особенности речи, письма, чтения [Текст] / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер,
С. Г. Шевченко. – Москва: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
10. Косачева, Е.В. Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Косачева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 10 (352). - С. 162-164. - URL: https://moluch.ru/archive/352/78990/. https://moluch.ru/archive/352/78990/ (дата обращения: 05.04.2024).
11. Лебединская, К. С. Задержка психического развития [Текст] /
К. С. Лебединская. – Москва: Педагогика. – 2017. – 280 с.
12. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального
государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья: основные положения [Текст] / Н. Н. Малофеев // Российская академия образования. – Москва, 2008.
13. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в
развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. – Санкт–Петербург: Речь, 2014. – 220 с.
14. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе:
проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /
Е.В.Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II
междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два
комсомольца, 2012. — С. 141-143.
15. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/А. М. Прихожан.- Текст: непосредственный // Питер- СПб, 2009, 119 стр. https://юс123.рф/wp-content/uploads/2019/06/Psihologiya-trevozhnosti-doshkolnyj-i-shkolnyj-vozrast-.pdf (дата обращения: 05.04.2024).
16. Психическое здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной, Н.И. Гуткиной, А.М.
Прихожан и др. М.: Деловая книга, 2010. - 176 с.
17. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья [Текст] / под ред. Гусляковой Л. Г. – Москва: Социальное здоровье России, 2007. – 210 с.
18. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие [Текст] /
М. С. Староверова. - Москва: Владос, 2011. - 167 с.
19. Трушина, С.Н. Детская тревожность / С. Н. Трушина. - Текст непосредственный // Проект «Инфоурок», 2020. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/04/15/detskaya-trevozhnost (дата обращения: 05.04.2024).
20. Шипицына, Л.М. Психологическая диагностика отклонений
развития детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. М. Шпицина. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 92 с.