Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста
1.1 Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста
Познавательное развитие детей дошкольного возраста — одно из самых значимых направлений в педагогике, направленное на развитие личности всесторонней, любознательной. Говоря про познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста, мы имеем в виду развитие всех сфер личности ребенка посредством познания себя, других людей, природу, животных и окружающий мир в целом [1, с. 65].
Познавательное развитие – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, которая активизирует психические процессы, деятельность человека, его познавательный потенциал [2, с. 5].
Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста включают в себя следующие аспекты:
1. Игровое мышление: Дети дошкольного возраста активно учатся через игру. Игра является основным способом познания окружающего мира, формирования представлений о нём и развития когнитивных функций.
2. Сенсорное восприятие: В данном возрасте дети активно используют свои ощущения для изучения окружающего мира. Они усваивают информацию через зрительное, слуховое, тактильное и другие виды восприятия.
3. Развитие речи и мышления: Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием речи и мышления. Дети начинают активно использовать язык как средство познания и общения.
4. Фантазия и творчество: В этом возрасте дети обладают высокой фантазией и творческим потенциалом, что способствует более гибкому и нетрадиционному подходу к решению задач и познанию нового.
5. Кратковременная концентрация внимания: Дошкольники обычно имеют ограниченную способность сосредотачиваться на длительное время, поэтому методы обучения и игры должны быть адаптированы к их возрастным особенностям.
Эти особенности являются ключевыми при изучении познавательного развития детей в дошкольном возрасте.
Дети взрослеют в мгновение ока, начиная с раннего детства и заканчивая подростковым периодом становления! В этот момент происходит волшебство. Наблюдение за тем, как ваш ребенок растет эмоционально, а не только физически, вызывает у вас родительскую гордость и вызывает приятные воспоминания.
Узнайте, что вы можете сделать, чтобы улучшить когнитивное развитие детей дошкольного возраста, и узнайте, каковы четыре основных этапа когнитивного развития детей.
Что такое когнитивное развитие?
Когнитивное развитие относится к развитию мышления, умозаключений, умения решать проблемы и творческих навыков. Когнитивное развитие всего мозга гарантирует, что ваш ребенок растет умственно и эмоционально. Согласно известному психологу Жану Пиаже, дети оказываются такими же умными, как и взрослые, разница заключается лишь в их мыслительных процессах.
Вопреки распространенному мнению, дети не впитывают информацию как губка и не пытаются разобраться в окружающем мире. Их восприятие и перспективы развиваются и обостряются в результате когнитивного развития [5, с. 22].
Основные этапы когнитивного развития в раннем детстве
На каждом этапе развития вашего ребенка происходят некоторые изменения в плане когнитивного развития. Когда ваш ребенок появляется на свет, он проходит четыре основных этапа когнитивного развития, которые перечислены ниже:
1. Сенсомоторная стадия
На этом этапе дети впитывают ощущения и восприятие мира с помощью своих двигательных органов чувств. Они радостно идут по жизни и в полной мере наслаждаются окружающим миром, обучаясь, в частности, посредством манипуляций с предметами и прикосновений. Это когда активизируются их органы чувств, поскольку они продолжают осмысливать сенсорное восприятие и узнавать об окружающем мире.
2. Предоперационный этап
Период времени в возрасте от двух до семи лет называется предоперационным этапом. Это этап, когда дети не в состоянии разобраться в логике, но способны понимать образы и символические представления информации. Проще говоря, это когда они учатся визуально, и их память, воображение и творческие способности начинают формироваться. Дети обычно не понимают точки зрения других, и именно тогда они начинают усваивать основные слова языков.
3. Конкретный операционный этап
Дети начинают осознавать свое окружение и воспринимать чувства других людей в возрасте от семи до одиннадцати лет. Именно тогда происходит эмоциональное развитие, поскольку они начинают осознавать эмоции других людей и понимать внешние события. Абстрактное и гипотетическое мышление остается проблемой, но с этого момента начинают закладываться основы логического мышления и анализа.
4. Формальный операционный этап
Период от двенадцати лет до совершеннолетия называется формально-операционной стадией. Именно тогда дети начинают развивать свои навыки логического мышления и осваивать абстрактные рассуждения и концепции. Систематическое планирование и решение логических задач начинают формироваться в мозге в эти годы.
Советы по развитию когнитивных навыков у детей
Есть несколько способов, которыми вы можете ускорить когнитивное развитие вашего ребенка. Вот наши десять лучших рекомендуемых советов для улучшения когнитивного развития в раннем детстве.:
1. Пойте песни
Поощряйте ребенка подпевать вам. Это способствует развитию памяти и созданию ассоциаций между словами и образами.
2. Идентификация шума
Научите своего ребенка распознавать различные звуки в слове. Будь то пение птиц, бег воды или скрежет посудомоечной машины, попросите ребенка определить звуки и соотнести их с предметами или действиями, относящимися к его повседневному окружению.
3. Игра с алфавитом
Вырежьте фрагменты алфавита и прикрепите их скотчем в разных местах вашего дома. Предложите ребенку заняться поиском алфавита и последовательно находить недостающие фрагменты. Позвольте ему собрать фигурки и приклеить их по порядку, напевая приятные мелодии, связанные с этими буквами, чтобы облегчить распознавание слов и ассоциации образов.
4. Практика формирования формы
Играйте с ребенком в мячи и веселые, красочные игры, которые включают манипулирование формами, такими как строительные блоки или кусочки головоломки. По мере того, как ваш ребенок постепенно растет, попросите его рассказать об объектах рядом с ними и описать цвета и пропорции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аблеева Л. М. Познавательное развитие детей дошкольного возраста //Вестник магистратуры. – 2018. – №. 7 (82). – С. 65-69.
2. Авдеева А. В. информационные технологии в работе с дошкольниками и их влияние на последующий учебный процесс / А. В. Авдеева, М. В. Богданов / / информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. - 2020. - С. 5-10.
3. Аюченко, А. Е. Дидактическая подготовка педагогов к развитию цифровой образовательной среды в дошкольной организации / А. Е. Аюченко, М. П. Тюрина / / актуальные проблемы науки и образования. - 2019 год. - № 6. - с. 98.
4. Байбородова, Л. В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования / Л. В. Байбородова, Н. в. Тамарская / / педагогика. - 2020 год. - № 7. - С. 22-30.
5. Батенова И. В. Факторы, определяющие формирование информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста / И. В. Батенова / / Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 1 (22). - С. 31-34.
6. Берибесова О. И. использование цифровых образовательных ресурсов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста / О. И. Берибесова, А. Г. Воропаева, Н. А. Щенцева // информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы : материалы XIV научно-практической конференции Всероссийский. - 2020 год. - С. 29-33.
7. Бетелин, В. Б. Основные понятия программирования в изложении для дошкольников / В. Б. Бетелин, А. Г. куш-Ниренко, А. Г. Леонов / / информатика и ее приложения. - 2020. - Т. 14. - № 3. - С. 55-61.
8. Бондарчук О. А. Особенности формирования мировоззрения дошкольника под влиянием информационных технологий / О. А. Бондарчук / / научный альманах. - 2019 год. - № 5. - С. 136-138.
9. Джуманиязова Г. Б. ИГРА И ЕЕ РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ //ТОШКЕНТ-2021. – С. 128.
10. Комарова И. А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста. – 1991.
11. Пушкарева В. В. Игра и ее роль в образовательном процессе //International scientific review. – 2016. – №. 2 (12). – С. 246-248.
12. Румянцева, Н. В. Сущность понятия «познавательное развитие» / Н. В. Румянцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 418-421. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86150/ (дата обращения: 11.04.2024).
13. Рубцов В. В., Юдина Е. Г. Современные проблемы дошкольного образования. – 2011.
14. Смирнова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании //Психолого-педагогические исследования. – 2013. – Т. 5. – №. 3.
15. Смирнова Е. О. Виды игры дошкольника //Современное дошкольное образование. – 2014. – №. 6. – С. 74-78.
16. Смирнова Е. О. Развивающее дошкольное образование: ключевые условия и препятствующие факторы //Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т. 11. – №. 4. – С. 79-89.
17. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 1999.