Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы педагогической системы М. Монтессори и её значение в современной педагогике
1.1. Сущность и содержание педагогической системы М. Монтессори
Развивающее воспитание и обучение всегда интересовало педагогическую общественность. Преимущества развивающего образования заключается в ориентации воспитательного процесса на потенциальные способности человека и на их реализацию. Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому». Взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
Преобразование под влиянием обучения и воспитания психических функций субъекта, присвоение социально - нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения – всё это в совокупности является социализирующими сторонами современного образовательного пространства ДОУ.
Под самостоятельностью субъекта понимают интегративную характеристику личности, определяющую его готовность и способы осуществления им активной деятельности в общественной жизни на основе усвоенных знаний, сформированной позиции и полученного социального опыта [2].
Самостоятельность детей состоит из социальных, эмоциональных, когнитивных и поведенческих навыков, которые необходимы для успешной социальной адаптации. Самостоятельность отражает способность воспринимать чужую точку зрения относительно ситуации и применять эти знания к изменениям в социальных взаимодействиях.
Инициативность - это частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, которое рассматривается как волевая характеристика поведения человека.
Это подразумевает ориентацию в межличностных отношениях, понимание своих собственных устремлений и соответствующие знания, умения и навыки в области социальных коммуникаций.
В основе этих процессов лежит социализация личности. Человек готов к взаимодействию с людьми в различных жизненных ситуациях и готов к межличностному общению в соответствующей социальной, или социально - образовательной среде.
Можно говорить о том, что социализация – это процесс и результат присвоения субъектом социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. Современное социальное пространство в условиях развития информационного общества претерпевает постоянные изменения социокультурной среды и изменение условий социализации людей [18].
Все социальные процессы образовательного пространства не могут не влиять на развитие личности субъекта. Содержание процесса социализации и формирование социальной компетентности субъекта определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и личным социальным опытом – с другой стороны [12].
Социальная ситуация развития субъекта в дошкольном возрасте выражается во всех видах деятельности, и прежде всего в игре. Именно игровая деятельность в данном случае будет являться основным средством социального развития дошкольника, поскольку игровая деятельность является для него ведущей. Характер дидактической, или иной игры изменяется вместе с развитием ребенка.
Система М. Монтессори не подразумевала использование игры как ведущего вида деятельности, но в современной образовательной среде игровые технологии нашли широкое применение не только в практике ДОУ и начальной школы. Они сегодня используются повсеместно и дошкольные образовательные организации сегодня это широко используют в своей практике.
Под социально-личностным развитием дошкольника будем понимать целенаправленно организованный воспитателем процесс формирования ценностного отношения дошкольника к себе и окружающему миру, установление социальных отношений со сверстниками и взрослыми, которые способствуют саморазвитию, самопознанию и самореализации самого дошкольника.
Пути решения данной задачи лежат в плоскости совершенствования педагогического процесса в ДОУ. Эти проблемы рассматривали учёные С.В. Зайцев, В.В. Горшкова, Н.А. Короткова и др. В исследованиях авторов В.В. Горшковой, В.И. Максаковой, Л.А. Николенко и др., взаимодействие педагогов с детьми рассматривается как основа педагогического процесса.
Сегодня много пишут о единстве общения между детьми и взрослыми, в том числе, между воспитателем и воспитанников. В основе любой субъект - субъектной деятельности между педагогами и детьми лежит раскрытие творческого потенциала дошкольника [3].
Н.Ф. Радионова, рассматривая взаимодействие субъектов как систему, подчеркивает, что система лишь тогда является развивающей, если она создает потенциальные возможности для проявления личностной активности обеих сторон.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Е.В. Развитие. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Е.В. Андреева, Р.И. Бардина, В.В. Брофман, Н.Е. Веракса и др. – М.: Просвещение, 2015 – 167 с.
2. Арапова - Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарёва. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 178 с.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития [Текст] / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2014 – 208 с.
4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 – 400 с.
5. Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. [Текст] / С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг. – СПб: Мой учебник, 2017 – 208 с.
6. Веракса, Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 87 с.
7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 224 с.
8. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Под. ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика- Синтез, 2016 – 112 с.
9. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения 04.04.24).
10. Игровая деятельность в дошкольном учреждении: учебно-методическое пособие / сост. Ш.Б. Майны – Кызыл: Издво ТувГУ, 2019. – 66 с. /
file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovaya_deyatelnost_v_doshkolnom_uchrezhdenii%20(1).pdf (дата обращения 04.04.24).
11. Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа: учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Лыкова – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 192 с.
12. Михайлова, З.А. Математика – это интересно. Парциальная программа. ФГОС. [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, В.Н. Полякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.
13. Михайлова, З.А. Теории и технологи математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр. – СПб.: Детство–Пресс, 2008 – 64 с.
14. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 104 с.
15. Пономарёва, И.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. [Текст] / И.А. Пономарёва, В.А. Позина – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 80 с.
16.Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное Р31 развитие»: методические рекомендации / авт.-сост. И.Л. Кириллов – Самара: Вектор, 2020. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (14,4 Mb). – Текст: электронный /
file:///C:/Users/User/Downloads/O_Voskoboviche_statya_vospitatelya_str_13%20(1).pdf ((дата обращения 04.04.24).
17. Соловьёва, Е.В. Геометрическая аппликация. Пособие для детей 5-6 лет. [Текст] / Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2018 – 32 с.
18. Стефанко, А.В. Практический материал для организации образовательной деятельности в группе. [Текст] / А.В. Стефанко. – СПб.: Детство-Пресс, 2017 – 80 с.
19. Соломенникова, О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. [Текст] / О.А. Соломенникова, Т.С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2011 – 96 с.
20. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / А.А. Столяр – М.: Просвещение, 1988 – 303 с.
21. Сычёва, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет. [Текст] / Г.Е. Сычёва. – М.: Гном, 2017 – 102 с.
22. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2016. – 272 с.
23. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студентов [Текст] / Е.И. Щербакова // М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 272 с.