Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА КРАЕВЕДЕНИЕ
1.1. Особенности реализации предмета Краеведение в условиях реализации ФГОС
ФГОС на любом образовательном уровне общеобразовательной школы предусмотрено знакомство и изучение особенностей родного края. Предмет краеведение рассматривает такого рода содержание. Благодаря изучению предмета краеведение школьники понимают особенности своего края, учатся бережно относиться к природе, овладевают экологическими знаниями.
Благодаря этому процессу у школьников формируются гражданские и патриотические качества личности. Учебная практика показала, что в этом направлении часто возникают удачные проекты, которые полностью разрабатываются на основе краеведческого материала.
Прежде всего – предмет краеведение обеспечивает экологическое образование школьников. Экологическое образование в современной школе сегодня жизненно необходимо и именно оно чаще всего реализуется в проектно – исследовательской деятельности [4].
Предмет краеведение – это школьный предмет, который комплексно изучает конкретную территорию на основе географического компонента. Содержание курса может быть различным, поскольку регионы РФ отличаются большим многообразием. В учебный курс входят сведения о рельефе местности, почвах, геологическом строении местности, флора и фауна, водные пути, промышленность, население, ремёсла и др. Все это сведения могут служить основой для экологического образования школьников.
Экологическое образование является очень сложным не только с содержательной, но и с педагогико - дидактической точки зрения. Экологическое содержание представлено в самых разных областях наук – физике, химии, биологии и др. Здесь представлен весь спектр образовательных задач: интеллектуальный, моральный, эстетический. К сущности экологического образования будет относиться развитие учителем экологического сознания и соответствующего поведения.
Экологическое образование формирует личность человека, который охрану среды обитания на первое место [14]. Конечным образовательным результатом должно стать не только овладение определенными знаниями и сформированными умениями, но прежде всего, развитая эмоциональная отзывчивость и умение с желанием активно защищать природу, то есть, быть истинно культурным человеком.
Если всё это осуществляется в системе и в комплексе, то несомненно происходит формирование экологического сознания субъекта, которая включает в себя этические нормы поведения человека [6].
Обучение и воспитание между собой неразрывны. Нужно это всегда учитывать. В таком случае мы можем говорить о непрерывности и преемственности целостного образовательного процесса. специалисты говорят, что одной из причин низкого качества образования является недостаточное использование педагогами соответствующих методик и технологий, позволяющих успешно работать в системно – деятельностном подходе, что нам сегодня регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт.
Очень часто продолжается трансляция знаний педагогом, когда он лишь передаёт информацию школьникам. Сегодня этого явно недостаточно. Усвоение учащимися лишь различных знаний сегодня явно недостаточно. Но даже это не может быть достигнуто лишь дидактическими методами. Методы и формы современного экологического образования при изучении дисциплины краеведение должны включать в себя много разновидностей, и они должны быть пригодными как для классно – урочного обучения, так и для внеурочной деятельности [3].
У школьника должны формироваться, как сейчас принято говорить – ключевые компетенции. Каждая из форм организации учебно - воспитательного процесса стимулирует различные виды познавательной деятельности и большое значение здесь имеет самостоятельная работа школьников. Это самостоятельное использование различных источников информации, которое позволит накопить конкретный фактический материал. Как только в оборотной речи педагога появляется термин «проблема», так мы можем говорить о проблемном обучении, в основе которого лежат проектные и исследовательские технологии обучения.
На этапе формулирования школьником, какой-либо экологической проблемы, особую роль приобретают методы, которые использует педагог. Это необходимо для стимуляции самостоятельной деятельности учеников.
Задания и задачи, подобранные учителем, должны быть направлены на выявление противоречий и проблем во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета (рисунок 1).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст] / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2018. – 192 с.
2. Алексенцева, И.А. Формирование нравственной культуры младших школьников посредством экологического воспитания. [Электрон.ресурс] // Косова Е.М. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601764/ (дата обращения: 06.04.2024).
3. Быков, А. С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова/ Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/ (дата обращения: 06.04.2024).
4. Вылегжанина, Е. А. Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку / Е.А. Вылегжанина, С.П. Фоминская / Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47895/ (дата обращения: 06.04.2024).
5. Головня, Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время / Е. В. Головня. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26981/ (дата обращения: 06.04.2024).
6. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
7. Груничева, Е.В. Развитие экологической культуры в рамках сотрудничества с родителями учащихся как субъектами образовательного процесса. [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://viro.edu.ru/attachments/article/4072/Grunicheva%20E.V..pdf (дата обращения: 06.04.2024).
8. Курбатова, А.С. Влияние педагогических факторов на нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1. С.185-188. Режим доступа: https://expeducation.ru/ra/article/view?id=9416 (дата обращения: 06.04.2024).
9. Курбатова, А. С. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] / Ханова Т.Г. // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=25796 (дата обращения: 06.04.2024).
10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РАО, 2015. – 176 с.
11. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — № 6.1. — С. 31–33. URL: http://yun.moluch.ru/archive/9/635/ (дата обращения: 03.05.2023).
12. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст] / В.Г. Максимов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
13. Нарышкина, В.С. Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся 5–7-х классов / В. С. Нарышкина. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13584/ (дата обращения: 06.04.2024).
14. Панова, В.Н. Краеведение как средство патриотического воспитания / В. Н. Панова / Образование и воспитание. - 2015. - № 2 (2). - С. 43-45. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/114/ (дата обращения: 06.04.2024).
15. Пашкевич, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирования, разработка занятий [Текст] / И.А. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2015. – 169 с.
16. Райцева, Е. В. Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников / Е. В. Райцева. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 83-85. - URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2553/ (дата обращения: 06.04.2024).
17. Русакова, Т.Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном возрасте [Текст] / Т.Г. Русакова // Педагогика. – 2019. – No2. – С. 74-80.
18. Савотина Н.А. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития [Текст] / Н.А. Савотина // Воспитание школьников. – 2013. – No5. – С. 17-18.
19. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. [Текст] /В.А. Сластенин. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
20. Слипченко, Ф.Ф. Воспитать Отчизне патриота, достойного гражданина Родины [Текст] / Ф.Ф. Слипченко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 153 с.
21. Строгонова Л.В. Нам дороги эти позабыть нельзя [Текст] / Л.В. Строгонова, Н.Л. Кербицкова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 48 с.
22. Титов, В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций [Текст] / В.А. Титов. – М.: Приор, 2005. – 224 с.
23. Филиппова, Т. С. Краеведение как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников / Т. С. Филиппова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11220/ (дата обращения: 03.05.2023).
24. Храпова, О. П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства / О. П. Храпова, С. И. Лепёхина / Молодой ученый. - 2011. - № 6 (29). - Т. 2. - С. 169-171. - URL: https://moluch.ru/archive/29/3348/ (дата обращения: 06.04.2024).
25.Шеховцова, Л.Д. Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы) / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Р. И. Маркова, Н. А. Овсянникова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2771/ (дата обращения: 06.04.2024).