Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На способность ребенка к обучению и его успеваемость влияет множество факторов, как внешних,
так и внутренних. Кажется само собой разумеющимся, что психологические особенности ребенка
должны в значительной степени влиять на его учебную деятельность, но они редко принимаются
во внимание школьными учителями.
Современная система образования предполагает взаимодействие учителя с неким
среднестатистическим учеником, а индивидуальный подход в обучении, хоть и понимается как
наиболее эффективный, по-прежнему не практикуется. Множество проблем в обучении связаны с
несовершенством и несовременностью образования.
1.1 Анализ понятия темперамент
3
Темперамент преобразуется в процессе формирования характера, а свойства темперамента
переходят в черты характера. [8, с. 153]
Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой
импульсивностью;
сангвинический – слабой впечатлительностью и большой импульсивностью;
меланхолический – сильной впечатлительностью и малой импульсивностью;
флегматический – слабой впечатлительностью и малой импульсивностью.
Темперамент – это индивидуальные особенности личности каждого человека. От него зависит
поведение каждого из нас с самого рождения и отношение к окружающему миру. Чтобы
обеспечить себе успех в любой деятельности и уменьшить вероятность возникновения
конфликтных ситуаций, необходимо учитывать особенности темпераментов людей вокруг и
своего собственного. [15, с. 245]
Каждому человеку присущи индивидуальные психофизиологические свойства. Они есть с
рождения и очень устойчивы. Совокупность этих свойств называют темпераментом, и именно от
них зависят динамические особенности психических процессов и состояний человека. [7, с. 141]
Особенности темперамента никак не сказываются на познавательных способностях человека или
его моральных качествах. Но их надо учитывать при выборе деятельности – например, людям с
замедленными реакциями будет непросто управлять механизмами на высокой скорости, зато они
идеально справятся с работой, требующей концентрации и усидчивости. [14, с. 235]
Стоит ещё раз отметить, что это свойства именно психофизические. Это часть физиологии
человека. От темперамента зависит не только поведение человека и его характер, но и его
энергичность, работоспособность, темп и скорость выполнения задач, лёгкость смены форм
деятельности и общий эмоциональный фон. Эти отличия можно заметить даже у новорождённых:
одни дети более активны, чаще кричат, меньше спят, другие же даже в периоды бодрствования
могут спокойно лежать, рассматривая игрушки.
1.2 Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности как фактор формирования всесторонне
развитой личности
На современном этапе школьного образования проблема формирования всесторонне развитой
личности приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и
совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных
быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и
комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно. Кроме этого личность должна
иметь нравственные ценности, включающие в себя такие качества, как доброта, милосердие,
мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине, патриотизм и
гражданственность.
Добиться формирования всесторонне развитой личности можно только во взаимосвязи урочной и
внеурочной деятельности, являющихся важнейшим средством для осуществления
4
индивидуального подхода к учащимся и учета их познавательной потребности. Только во
взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности создаются условия способствующие:
· повышению активности ученика как субъекта обучения;
· творческому сотрудничеству между педагогами и учащимися;
· ориентации деятельности учащихся на успех;
· вариативности форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности;
· формированию общечеловеческих ценностей.
1.3 Влияние темперамента на учебную деятельность
Хорошие оценки не должны быть самоцелью, гораздо важнее для школьников усвоить
необходимые для жизни знания, научиться учиться, определиться, какая область человеческих
знаний наиболее интересна, чтобы позже выбрать профессию. Это можно сделать, только зная и
понимая особенности личности.
Индивидуальный стиль учебы, подобранный под тип темперамента и другие личностные
особенности ученика, помогает ему учиться. Родители, делающие уроки с ребенком дома,
выступают в роли учителя, поэтому должны знать его типологические особенности и
отталкиваться от этого знания при выборе методов и времени обучения.
Одной из составляющих личности школьника, определяющей успеваемость, является
темперамент – врожденная совокупность психофизиологических особенностей, связанных с
возбудимостью центральной нервной системы. Темперамент – это скорость и сила процессов
возбуждения и торможения в коре головного мозга. Он определяет не только эмоциональность и
чувствительность, но и стиль деятельности, способ реагирования и поведения. [3, с. 13]
2.1 Описание процесса исследования
Экспериментальное исследование проводилось с детьми старшего младшего школьного возраста
на базе СОШ №15.
Для определения типа темперамента была использован тест «Какой тип темперамента
преобладает у Вашего ребенка?»
Методика Н. Лускановой оценки школьной мотивации на основе детских рисунков.
Матрицы Дж Равена
В классе сада на момент исследования находилось 17 детей старшего младшего школьного
возраста. Мальчики - 10 человек (59%), девочки - 7 человек (41%).
2.2 Анализ полученных данных
5
При анализе теста «Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?», который проходил
воспитатель получились следующие результаты (таблица 1).
Следует также обратить внимание на то, что «чистых» типов темперамента не существует. Так у
Анастасии Т. определен сангвинический тип темперамента, поскольку преобладают ответы А (7),
но и ответы Б (5) также часто встречаются. Из чего можно делать вывод, что у Анастасии Т.
встречаются и флегматические черты. Даниил Г. также находиться на рубеже двух типов
темперамента. Определен холерический тип, но и сангвинический присутствует на высоком
уровне. Илья М. с меланхолическим типом темперамента обладает холерическими чертами.
Павел У. имеет холерический тип темперамента, но и черты меланхолика. Сергей П. - холерик с
сангвиническими проявлениями. Юрий К. - холерик-меланхолик.
Заключение
Флегматики и меланхолики ведут себя на занятиях спокойно и сдержанно, это послушные и
любознательные дети. Их аккуратность и прилежание доходят до педантизма и перфекционизма.
Дома флегматики и меланхолики занимаются учебой большую часть времени. Родители рады,
видя своего ребенка таким прилежным и послушным, но для гармоничного развития ему нужна
не только учеба. Игры, общение со сверстниками, хобби не должны исключаться из жизни
ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. -
М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с. - (Gaudemus).
2. Валитова И.Е. Психология развития младшего школьного возраста: Задачи и упражнения:
Учеб.пособие/ И.Е. Валитова. - Мн.: Універсітэцкае, 1997. - 160 с.
3. Веньковский В.В. Психология детства/ В.В. Веньковский. - М.: Академия, 1996. - 347 с.
4. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу: учебное
пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология)/ Б.С.
Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 366 с. -
(Библиотека психолога).
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологий/ Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224 с.
6. Гамезо В.М., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие
для студентов всех специальностей педагогических вузов/ В.М. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова.
- М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности 031000 «Педагогика и психология»/ О.Б. Дарвиш. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС,
2005. - 264 с.: ил. - (Учебное пособие для вузов).
8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития младшего
школьника: Учеб. пособие/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус, Н.А. Цыркун, Л.В.
Финкевич, Л.А. Мельничук. - Мн.: Універсітэцкае, 1997. - 237 с.
6
9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для
учителя/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с. - (Психол. наука -
школе).
10. Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и
упражнения/ С.В. Коноваленко. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 192 с.
11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития
человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ И.Ю. Кулагина, В.Н.
Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. - 464 с.
12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2007. - 587
с.
13. Мухина В.С. Психология младшего школьника. Учеб. пособие для студентов пед. институтов и
учащихся пед. училищ/ В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.
14. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь/ Б.Г. Мещеряков, В.П.
Зинченко. - Москва; СПб, 2008. - 409 с.
15. Немов Р.С. Общая психология: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф.
образования, обучающихся по спец. пед. и соц. - эконом. профилей/ Р.С. Немов. - М.: Гуманитар.
изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 396 с.
16. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.О. Смирнова.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
17. Урунтаева Г.А. Младшего школьная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений. - 5-е изд., стереотип./ Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336
с.
18. Чеховских М.И. Психология: учеб. пособие/ 5-е изд., стер./ М.И. Чеховских. - Минск: Новое
знание; М.: ИНФРА - М, 2011. - 380 с.