Фрагмент для ознакомления
2
Изучение математики в начальной школе зачастую вызывает множество трудностей у младших школьников. Очень часто такие трудности обусловлены не сформироваными психическими качествами у детей, такими как внимание, память, мышление. А ведь от развития данных качеств зависит степень усвоения учебного материала.
Математика начинается с загадки, проблемы, а не со счета, которое кажется очевидным. Чтобы у младших школьник происходило развитие, он должен испытывать удивление и любопытство, повторять путь человечества в познании, с «аппетитом» удовлетворять потребности, возникающие в записях. Только преодолевая трудности, решая проблемы, ребенок может войти в мир творчества. Поэтому учебный материал должен быть интересным, он должен акцентировать внимание младших школьников, побуждать их к действию.
Психологи и педагоги, работающие над исследованием конкретного, целенаправленного развития на уроках математики, выделяют следующие ключевые условия, влияющие на формирование развивающего обучения: индивидуализация образования; исследовательское обучение; проблематизация.
В нашем исследовании мы хотим показать, что более эффективный подход к процессу математического развития младших школьников возможен при использовании разнообразных упражнений, направленных на развитие внимания и восприятия младших школьников.
Основные цели изучения геометрического материала в 1-4 классах – создать у детей четкие и правильные геометрические представления, развить представления о пространстве, привить им навыки рисования и измерения, что очень важно и практично, тем самым подготовить их к успешному изучению систематического курса геометрии.
В современном школьном образовании новой формой деятельности учащихся являются образовательные проекты, которые позволяют им формировать способность выполнять практическую деятельность - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Таким образом, метод учебных проектов понимается не только как способ организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как целостная «педагогическая технология».
Педагогический потенциал проектной деятельности школьников раскрыт в работах И.К. Баталиной, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, С. Е. Шишова. Этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них охарактеризованы Е.А. Гилевой, Н.А. Мансуровым и др. Особенности учебной проектной деятельности на уроках математики рассмотрены Е.А. Адаричевой, М.В. Игнатьевым, М.В. Крупениной.
Однако в настоящее время проектная деятельность по математике в начальной школе при изучении геометрических величина не описана на достаточно удовлетворительном уровне теоретически и не обеспечена практическим материалом.
Цель исследования – рассмотреть особенности реализации проектной методики при изучении геометрического материала на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования – изучение геометрического материала в начальной школе.
Предмет исследования – особенности реализации проектной методики при изучении геометрического материала на уроках математики в начальной школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития геометрических представлений у младших школьников;
2. Описать содержание геометрического материала в начальной школе;
3. Рассмотреть особенности организации проектной деятельности по математике;
4. Привести тематическое содержание математических проектов школьников при изучении геометрического материала.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, систематизация полученной информации в виде глав и параграфов работы, обобщение, педагогическое проектирование.
Практическая значимость данного исследования определяется тем, что результаты исследования, а именно, разработанные математические проекты школьников могут быть использованы учителями математике при изучении геометрического материала.
Структура курсовой работ состоит из введения, двух глав, заключение и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации изучения геометрического материала в начальной школе посредством проектной методики
1.1 Возрастные особенности развития младших школьников на этапе формирования геометрических представлений
Конкретное содержание геометрического материала, включенного в программу и реализующееся в системе тщательно подобранных заданий, направлено на формирование общей системы геометрических представлений (в том числе рисунков геометрических фигур, их элементов, связей между фигурами и элементами). На этой основе формируются пространственные представления и воображение, развивается речь и мышление учащихся, организуется целенаправленная работа по развитию важных практических навыков.
Работу по формированию геометрических представлений следует проводить следующим образом: учащиеся экспериментально определяют свойства фигур, приобретая при этом необходимую терминологию и навыки; Главное место в обучении должны занимать практическая работа учащихся, наблюдения и работа с геометрией [11].
Работая с моделями различных предметов и геометрических фигур, проводя многочисленные наблюдения и эксперименты, учащиеся видят наиболее общие их свойства (материал, цвет, положение, массу и т. д.).
В первом классе в основном завершается знакомство с фигурами и их названиями. Это делается с учетом окружающих предметов, готовых моделей и рисунков фигур. У детей постепенно вырабатывается схема изучения фигур, схема анализа и синтеза, что облегчает усвоение свойств каждой фигуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гайдук, Л.В. Оценка сформированности исследовательской и проектной деятельности на уроках математике / Л.В. Гайдук. – Текст : электронный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4. – С. 17-20. – URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_23324171_65516335.pdf. – Последнее обновление 27.04.2017. (Дата обращения 05.04.2024).
2. Германова, Л.М. Проектная деятельность на уроках математики как средство развития творческого мышления учащихся основной школы / Л.М. Германова. – Текст : электронный // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 3 (9). – С. 85-87. – URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_26598015_43626077.pdf. (Дата обращения 05.04.2024).
3. Емлютина, И.А. Метод учебных проектов и его возможности обучения. Проектная деятельность как деятельностная технология обучения / 68 И.А. Емлютина // Профессиональное образование и общество. – 2014. – № 2 (10). – С. 21-26. – Текст : непосредственный.
4. Замошникова, Н.Н. Метод проектов в обучении математике как средство развития познавательного интереса младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Замошникова. - Чита: ЗГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 2006. - 196 с. – Текст : непосредственный.
5. Кострова, О.Н. Программные средства в реализации метода проектов при изучении элементов геометрии младшими школьниками / О.Н. Кострова. – Текст : непосредственный // Научное обозрение: теория и практика. - 2012. - № 2. - С. 41-48.
6. Моро, М.И. Учебник для 1 кл. начальной школы в 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение 2011. – 111 с. – Текст : непосредственный.
7. Моро, М.И. Учебник для 2 кл. начальной школы в 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение 2010. – 124 с. – Текст : непосредственный.
8. Моро, М.И.Учебник для 3 кл. начальной школы в 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение 2009. – 134 с. – Текст : непосредственный.
9. Моро, М.И. Учебник для 4 кл. начальной школы в 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение 2008. – 134 с. – Текст : непосредственный.
10. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2008. 112 с. – Текст : непосредственный.
11. Пышкало, А. М. «Занимательная математика» / А. М. Пышкало, М. А. Гончарова, Е. Э. Кочурова. – М. : Астрель, АСТ, – 2000. – 257 с. - ISBN 5-237-02570-6. - Текст : непосредственный.
12. Семенова, И. Н. Избранные вопросы методики обучения и воспитания в математическом образовании школьников / И. Н. Семенова. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2014. - 241 с. – Текст : непосредственный;
13. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? : учебно-методическое пособие / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с. – Текст : непосредственный.
14. Тестов, В.А. Метод проектов в геометрической подготовке младших школьников / В.А. Тестов. – Текст : электронный // О.Н. Кострова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. №4 (36). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-v-geometricheskoy-podgotovke-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 06.04.2024).
15. Торопова, З.В. Основные подходы к пониманию сущности понятий «Учебный проект», «Учебное проектирование», «Проектная деятельность школьников» / З.В. Торопова. – Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 1 (32). – С. 111-114. – URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_17697818_60620553.pdf. (дата обращения: 06.04.2024).
16. Уткина, С.А. Проектная деятельность на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО / С.А. Уткина. – Текст : электронный // Актуальные проблемы современного образования. – 2014. – № 1 (16). – С. 210-215. – URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_26582883_89673898.pdf (дата обращения 06.04.2024).
17. Шадрина, И. В. Обучение математике в начальных классах : Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов / И. В. Шадрина. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 118 c. - ISBN 5-9219-0171-7. – Текст : непосредственный.