Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Обращения к человеку заставляет считаться с его потребностями, в
том числе возрастными, с индивидуальными его способностями и искать естественные методы
обучения для каждой ступени его развития. Ребёнок проявляет интерес к «миру общему». По
мере взросления у человека расширяется горизонт видения жизни. Это влечёт за собой
понимания связей, осознания причин и следствий. Но целостного представления об окружающем
мире современная школа всё ещё пока не даёт. Знания учащихся разрозненные: «физические»,
«химические», «биологические», «гуманитарные». Зачастую традиционная система несёт лишь
фрагмент знания: цель учителя - изложить программу своего предмета. Отработка умений,
навыков и знаний порой приводит только к механическому запоминанию, которое не всегда
позволяет видеть «за деревьями леса», за частью целого.
Глава 1.Основные понятия взаимодействия мира человека и мира языка
1.1.Языковая картина мира, концепт и концептосфера
Изучение проблем языковой и культурной корреляции, а также способов концептуализации
реальности, создания и представления знаний о мире в лингвистической семантике является
частью таких областей современной лингвистики, как когнитивная лингвистика и лингвистика.
3
Этот отчет призван выявить основные особенности изучения языкового мира в области науки о
языке. Взаимосвязь языка и интеллекта, их взаимосвязи с культурой и реальностью по-прежнему
остается одним из трудных вопросов как в лингвистике, так и в философии. Появление термина
«мировоззрение» в лингвистике связано с превращением науки в проблему отражения человека
на языке, с учетом языка как ключевого явления, формирующего человеческую личность.
Следует отметить, что лингвистический образ мира не стоит в ряду с некоторыми особые мировые
образы, он предшествует им и формирует их, поскольку человек способен понимать мир через
язык, в котором фиксируются как всеобщий, так и национальный опыт. В лингвистике наряду с
термином «лингвистический образ мира» существует также понятие концептуального образа
мира, национального (национального) образа мира.
Термины «лингвистический образ мира» и «образ мира» должны быть четко разделены:
лингвистический образ мира - это модель мира, созданная языком и существующая на языке.
Термины «языковое мировоззрение» и «концептуальное мировоззрение» различаются в науке.
По мнению многих ученых, концептуальное мировоззрение составляет основу лингвистического
мировоззрения». Каждый естественный язык отражает определенный способ концептуализации
(восприятия и организация) мира и, следовательно, понятия, выраженные на языке, образуют
единую систему убеждений, которая является своего рода «коллективной философией» и
навязывается всем носителям как обязательная».
Следует отметить, что у исследователей есть разные подходы к рассмотрению национальнокультурной идентичности определенных аспектов или фрагментов мирового имиджа: некоторые
из них берут язык для возникновения, анализируют результаты межличностных сходств и говорят
о лингвистическом мировом имидже; для других культура и языковое сознание определенного
лингвокультурного сообщества - это происхождение, и образ мира сосредоточен.
Одним из основных направлений современной когнитивной лингвистики является изучение
замкнутых концептуальных систем и национальных особенностей культурно-специфического
видения мира, отраженных в упорядоченном наборе лингвистических ресурсов.
В современных лингвистических исследованиях общепринятым считается различение двух типов
картины мира - концептуальной и языковой (работы А.П. Бабушкина, Н.Н. Болдырева, А.
Вежбицкой, В.З. Демьянкова, Г.В. Колшанского, Е.С. Кубряковой, И.А. Стернина, А.А. Уфимцевой,
Р.М. Фрумкиной и многих других).
Появление данного противопоставления в отечественной лингвистике во многом было
предопределено концепцией литовского философа и лингвиста Р.И. Павилениса, который
раскрыл роль языка в построении картины мира через триаду «мысль - язык - мир». Павиленис
впервые в отечественной науке описал систему определенных представлений человека о мире
как концептуальную систему. При этом существенной для современной когнитивной науки
является мысль о том, что построение такой системы происходит еще до усвоения языка, на
невербальном этапе ее образования. Иными словами, «можно говорить о концептуальной
системе носителя языка как системе его мнений, знаний и представлений о мире, приобретаемых
им довербально, вербально, вневербально и репрезентируемых средствами различных
символических систем, в том числе языка»
Концепт в понимании Р.И. Павилениса - это «информация относительно актуального или
возможного положения вещей в мире, т. е. то, что индивид знает, предполагает, думает,
воображает об объектах мира». В таком случае картина мира напрямую связана со
структурированием концептов в сознании конкретного человека: множество взаимосвязанных и
связанных отношением интерпретации со всей концептуальной системой структур и образует
«систему мнений», или «концептуальную картину мира», носителя языка. Философ считает, что
4
сам по себе естественный язык не является концептуальной системой, но, образно говоря,
«вплетен» в эту систему и служит для дальнейшего строения и символического представления ее
содержания.
1.2.Понятие языковой личности
Данное В. В. Виноградовым в начале 30-х гг. ХХ в. определение языковой личности получило свое
расширенное обоснование в трудах разных лингвистов в начале 80-х гг. XX в., каждый из которых
вывел свое понятие «языковой личности», выделяя его ключевые характеристики.
Определяя данные характеристики, следует начать с того, что предложенное Ф. де Соссюром
разведение понятий «язык», «речь» и «речевая деятельность» определило статус речи как
индивидуального явления, при котором языку был отведен статус социального продукта,
рассматриваемого как «совокупность необходимых условий, усвоенных общественным
коллективом» для осуществления речевой способности [11].
Так, Ф. де Соссюром был изменен курс лингвистики от изучения языка к расширенному изучению
речи и речевой деятельности с исследованием их функциональных особенностей, что и
послужило основой для определения понятия «языковой личности».
Глава 2.Практическое применение формирование концептосферы в педагогике
2.1.Работа с концептами в преподавании русского языка и литературы
Любая частная тема или проблема должна существовать в серьёзном концептуальном контексте.
Во время процесса обучения должно ощущаться то, что философы называют «культурным
проектом» эпохи. Например, нельзя говорить на уроках литературы о творчестве И. С. Тургенева
вне проблемы «личность и социум», размышлять о Л.Н. Толстом и Ф.М. Достоевском вне
проблемы «человек и Бог», о поэзии Серебряного века - вне индивидуалистического бунта против
ложных истин большинства. Малоэффективно и неактуально. На занятиях гуманитарного цикла
возникает потребность постижения целостной картины мира, его исторического развития, за
фактом увидеть закон жизни.
В преподавании литературы концепт как словесно выраженную содержательную единицу
национального сознания, которая обогащается культурными смыслами и индивидуальными
ассоциациями, изменяясь вместе с развитием отечественного языка и культуры, и помогает
сформировать концептуальную систему ученика и научить его вариативно выражать имеющийся
актуальный смысл. Отметим, что в центре внимания учёного оказываются лингвокультурологические задачи как средство формирования концептосферы учащихся (имеется в виду
технология моделирования словесного портрета концепта, учебное этнопсихолингвистическое
портретирование в лексическом и грамматическом ракурсах), модели уроков речевого развития с
реализацией лингво-концепто-центрического подхода (с обязательными этапами творческой
мотивации, решения комплексных лингво-концепто-центрических задач и личного творчества),
творческие работы как средство освоения лингвокультурных концептов (лингвокультурологический этюд, метафорический портрет концепта, эссе, проектная деятельность).
Работа с концептами, учит школьников различать языковую и речевую семантику, помогает им в
постижении законов искусства слова, а также выводит на просторы серьёзных философских
обобщений. Кроме того, учёный подчёркивает значимость установки на интерпретацию
литературного произведения в процессе организации работы с концептами. Он же говорит и о
принципе системности, проявляющейся в том, что преподаватель сам создаёт ассоциативные
5
ряды (или нацеливает учащихся на этот достаточно сложный вид деятельности), смысловое ядро
которых составляет то или иное слово. А главная задача, стоящая перед школьниками, - создать
концептосферу последнего.
2.2.Пример построения задач на смысл при определении концептосферы поэтического текста на
уроке литературы
Любой текст художественного произведения включает в себя различные художественные образы,
представления, ассоциации, эмоции, понятия, оценки, иными словами он представляет собой
некий набор концептов, наиболее значимых элементов, так называемых «ментальных
образований», «сгустков культурной среды в сознании человека». Основная сущность концепта не
всегда одинакова. Она раскрывается только в определенном культурологическом контексте.
Каждое литературное произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия и
организации мира, т.е. свой, собственный вариант концептуализации мира. Особенно уникальна
концептная картина мира поэтов.
После первого прочтения текста, учащиеся совместно с учителем выделяют концепты,
раскрывающие идею произведения. Иногда они лежат прямо на поверхности или даже в
названии произведения, а иногда учащимся требуется помощь учителя в выделении основного
концепта. Далее работа с выделенным концептом проходит в 6 этапов.
Заключение
По итогам работы можно сделать ряд основных выводов:
1.Опосредованную картину мира представляют языковая и художественная картины мира,
которые являются результатом фиксации концептосферы вторичными знаковыми системами,
которые материализуют, существующую в сознании непосредственную картину мира. Языковая
картина мира, по определению авторов, «это совокупность зафиксированных в единицах языка
представлений народа о действительности на определенном этапе развития народа.
Следовательно, можно утверждать, что концептуальная и языковая картины мира соотносятся как
непосредственная и опосредованная формы отражения реальности.
Проблема образа лингвистического мира тесно связана с проблемой метафоры как одного из
способов ее создания. В этом случае лингвальный образ мира служит целям концептуального
выражения изображения. И эта форма выражения включает в себя все лингвистические
механизмы, которые организуют лингвистический мир. Поскольку форма неравнодушна к
контенту, тогда лингвистический образ мира воздействует на контент-аспект отражения
реальности самым прямым образом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Барсукова Е. В. Языковая личность как научная проблема // Лингвистические и
экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты. Саранск,
2002. С. 142-147.
2. Богин Г. И. Современная лингводидактика. Калинин, 1980.
6
3. Голев Н. Д. Языковая личность как носитель языковой способности // Лингвоперсонология:
типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. Барнаул; Кемерово, 2006. С. 7-
12.
4. Еремеева О. А. О понятии «языковая личность» // Лингвистика: взаимодействие
концепций и парадигм. Вып. 1. Ч. 2. Харьков, 1991. С. 433-438.
5. Ерошенко А. Р. Концепт «Человек» в антропологической лингвистике: особенности
интерпретации // Антропологическая парадигма в филологии. Ч. 2. Ставрополь, 2003. С. 18-20.
6. Иванцова Е. В. О термине «языковая личность»: истоки, проблемы, перспективы
использования // Вестник ТГУ (Филология). № 4 (12). Томск, 2010. С. 24-32.
7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.
8. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2010.
9. Клюканов И. Э. Языковая личность и интегральные смысловые образования // Язык,
дискурс и личность. Тверь, 1990. С. 69-73.
10. Мурзин Д. Н. Антропологическая ниша в языковой науке // Лексика, грамматика, текст в
свете антропологической лингвистики. Екатеринбург, 1995. С. 11-12.
11. Соссюр де Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.