Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня человечество вступило в третье тысячелетие, накопив в своём арсенале объём знаний и выдающихся открытий для предпосылок достижения каждым человеком совершенства духовного, интеллектуального и личностного.
Общество располагает развитой электроникой, космонавтикой, биоэнергетикой, лазерной техникой и др., количество отраслей и направлений науки и техники, имеющих общечеловеческое значение, растет и будет расти дальше. Значимым фактором социального прогресса в любой сфере общества, является личность в условиях важных социально-экономических и политических преобразований. В рамках нашего государства, проблема обучения и воспитания подрастающего поколения имеет первостепенное значение. Интеллектуальный и нравственный, духовный потенциал – это два крыла просвещенного человека. Одна из важнейших задач в современном обществе и образовательной сфере – формирование нового типа интеллекта и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся реалиям окружающего мира, творческого, гибкого, свободного от косности и стереотипов. В то же время, построение обучения и воспитания детей требует стремления к формированию нравственного, гуманного человека, способного к заботе о других, терпимого, строящего инклюзивное общество.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте особое внимание отведено внеурочной деятельности школьников. Внеурочные занятия должны углублять базовое содержание образования. Воспитание в чистом виде не существует, оно не может быть сведено к одному виду деятельности: учебной или внеурочной, оно пронизывает весь образовательный процесс и происходит только при взаимодействии детей и взрослых, детей друг с другом. В результате такого взаимодействия происходит присвоение нравственных ценностей.
Перед начальной школой в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, стоит задача формирования универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Все эти действия успешно формируются через различные формы учебно-воспитательной работы, которые направлены на раскрытие творческих способностей, стимулирование инициативности, помогали раскрытию талантов и способностей детей.
Задачей воспитательной работы с детьми и молодежью в рамках внешкольной образовательно-воспитательной деятельности, является повышение образовательного и культурного уровня детей, развитие самостоятельности, творческой активности, способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений; формирование ценностного отношения к окружающей среде, здоровью, природе; приобретение полезных умений и навыков. Обучение и воспитание в соответствии с новыми стандартами носит деятельностный характер, то есть ребенок должен уметь выбирать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации. Одной из популярных форм работы, способных в полной мере раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело. В процессе общей коллективной творческой деятельности, учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.
Изучению интеллектуальных и творческих способностей посвящены работы Д.Б. Богоявленской, И.В. Возмиловой, Л.С. Выготского, Г.В.Гавришина, О.В. Еремчева, И.Л. Железняк, Я.А. Пономаревой, С.Л.Рубинштейна, Н.В.Степанова, И.Г. Ступак, Б.М. Теплова, и др.).
Понимание человека как автора своей жизни, проблема выбора истинных человеческих ценностей находит свое отражение в работах многих гуманистически ориентированных педагогов и психологов: А. Маслоу, К. Роджерса, Ф. Перлза, Р. Мэйя, Дж.Бюдженталя, А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, Д.А.Леонтьев, В.И.Слободчиков и др.
Сотни тысяч педагогов работают по методике Иванова, его «Энциклопедия коллективных творческих дел» широко известна в педагогической среде. Многие ученики и соратники И.П.Иванова (Л.Г.Борисова, профессор, доктор философских наук; Е.В.Титова, кандидат педагогических наук; И.Д.Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А.Шмаков, профессор; и другие) продолжали и продолжают внедрять идеи его методики в жизнь.
Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Технологии коллективной творческой деятельности в организации внеурочной деятельности с обучающимися».
Объект исследования: внеурочная деятельность с обучающимися.
Предмет исследования: технологии коллективной творческой деятельности в организации внеурочной деятельности с обучающимися.
Цель исследования: изучение технологии коллективной творческой деятельности в организации внеурочной деятельности с обучающимися.
Задачи исследования:
- представить общую характеристику и определение понятия коллективной творческой деятельности;
- рассмотреть виды коллективной творческой деятельности;
- описать этапы и стадии коллективной творческой деятельности;
- выявить условия успешности проведения КТД;
- рассмотреть коллективную творческую деятельность как основу психолого-педагогического воздействия.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, обобщение опыта отечественной и зарубежной практики, сравнение, обобщение, систематизация.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования технологии коллективной творческой деятельности в организации внеурочной деятельности с обучающимися
1.1.Общая характеристика и определение понятия коллективной творческой деятельности
Понятие коллективной творческой деятельности (КТД), тесно связано с понятиями «педагогики общей заботы», «педагогики социального творчества», «коммунарская педагогика» и др. Все эти определения причастны к явлению в отечественной педагогике, которое разрабатывалось и внедрялось Игорем Петровичем Ивановым – доктором педагогических наук Российской академии образования, профессоров и его ближайшим окружением. И.П.Иванов, продолжил педагогическое наследие Антона Семёновича Макаренко и стал его последователем в педагогике. Именно он считается автором методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества», «коллективного творческого воспитания», «воспитания по Иванову». Его также считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1950 году, автор создал в Ленинграде творческую группу педагогов (союз Энтузиастов), Коммуну юных фрунзенцев – школу актива старшеклассников, в 1963 году – коммуну имени А.С.Макаренко, которая представляла собой содружество студентов увлеченных идеями коллективного воспитания. Основными принципами коммунаров стали: искренняя забота в рамках деятельностного подхода об окружающем мире, о развитии всех и каждого; идеи социальной активности и рыцарского служения добру; творчество, демократизм, товарищество; позитивный настрой и ощущение свободы .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абитов И. Р. Личность профессионала в современном мире: Монография/ И. Р. Абитов, Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2013. – 943 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – СПб:Питер, 2001. – 288 с.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б.Богоявленская. – М.-Самара:Издательский дом «Федотов», 2009. – 426 с.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б.Богоявленская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. – 172 с.
5. Бехтерев В.М.Проблемы развития и воспитания человека. - МПСИ, МОДЭК,-2010, - 416с.
6. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. – М.: Эксмо, 2003. – 1061 с.
7. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 439 с.
8. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В.Дубровина, А.М.Прихожан. - М.: Академия, 1999. - 320 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология /И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2004 - 384 с.
10. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания / И.П.Иванов. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
11. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / Иванов И.П. – М.: Педагогика. – 1989. – 208 с.
12. Караковский В.А. Воспитание для всех/ В.А. Караковский- Москва: НИИ школьных технологий, 2008. – 240 с.
13. Леонтьев В. Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся / В.Г.Леонтьев. - Новосибирск: НГПИ, 1985. - 118с.
14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 216с.
15. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – Т. 6 / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1985. – 393 c.
16. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
17. Мудрик А.В. Социальное творчество и технология/ А.В. Мудрик// Учительская газета- 23 января 1988.
18. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика – Спб.: «Питер» 2005 г. – 432 с.
19. Сейфи С. Т. Коллективное творчество в формировании «школьного социума» и жизненных установок подростка /Сейфи С. Т., Жукова Н. Н. // Мир психологии. - 2008. - n 1. - с. 202-211
20. Сластенин В.А. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
21. Суворова О.В., Аристова В.А. Изучение субъектно-ориентированного общения педагогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск. – 2012. – Ч.1. – № 2 (33). – С.37-40
22. Соловейчик С. Воспитание по Иванову / С. Соловейчик. – Москва: Педагогика, 1989.
23. Хазова, С.А. Ресурсы субъекта: теория и практика исследования.Монография / С.А. Хазова, Е.А. Дорьева. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,2012. – 230 с.
24. Холодная М. А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический журнал. - 2011. №5. – с. 69-78.
25. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса/ Н.Е. Щуркова - Москва: Новая школа, 1993. –364 с.
26. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И.Щукина. – М .: Просвещение, 2001. – 219 с.
27. Ясницкая В.Р. Как сделать класс классным: воспитание подростков/ В.Р. Ясницкая. – Москва: Просвещение, 2008. – 146 с.