Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Старший школьный возраст – важнейший период в развитии личности человека. Это период сознательного самоопределения себя и своего будущего. Сознательное самоопределение заключается в выборе образа жизни, поставленные перед собой определенных целей. Особенности психического развития старшеклассников во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой заключается в том, что общество ставит перед молодыми людьми актуальную, жизненно важную задачу осуществить в этот период профессиональные выборы. И для ee реализации необходимо не только создать образ во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем (как это было на предыдущих этапах развития), а осуществить непосредственный выбор в условиях реального времени.
В современных условиях профессиональные выборы старшеклассников происходят в условиях стремительной динамики рынка труда, дефицита профессионально-значимой информации и отставания рынка образовательных услуг от реальных запросов рынка труда. Наличие в ситуации профессионального выбора необходимости определить в ближайшее время свое будущее, сложность требований и норм социального окружения, дефицит собственных рефлексивных навыков и навыков принятия самостоятельных решений повышают для старшеклассников проблемность такой ситуации. На выбор профессии влияют различные факторы. Главная задача выбирающего – тщательно проанализировать все эти факторы, учесть их влияние и принять грамотное, самостоятельное решение. Исходя из актуальности тема исследования – «Влияние внешних и внутренних факторов на профессиональные выборы старшеклассников».
Объект исследования: профессиональные выборы старшеклассников.
Предмет исследования: влияние внешних и внутренних факторов на профессиональные выборы старшеклассников.
Цель исследования: проанализировать влияние внешних и внутренних факторов на профессиональный выбор в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить возрастные особенности и профессиональную направленность старших школьников.
2. Проанализировать факторы, определяющие профессиональный выбор старшеклассников.
1 Теоретические основы профессионального самоопределения подростков
1.1 Профессиональное самоопределение как необходимое условие выбора профессии
Личностное и профессиональное самоопределение является важнейшей задачей возрастного развития на этапе перехода от детства к взрослости. «Профессиональное самоопределение – это интегральная характеристика, включающая жизненные ориентиры, особенности интеллектуально-личностного развития и самосознания человека, это интегральное свойство личности, проявляющееся в осознанном и самостоятельном осуществлении стратегии профессионального развития» (Головей, 2011, С. 62). Важнейшими институтами социализации на этапе подросткового возраста остаются семья и школа (Л.А. Головей, О.А. Идобаева, Э.Ф. Зеер, О.А. Карабанова, А.И. Подольский, А.А. Реан, Л.Б. Шнейдер и др.). Изучение психологических механизмов профессионального самоопределения старших подростков является актуальной задачей современной психологии развития (Asmolov, 2016; Головей и др., 2015). В работах ученых выявлена важность сформированности временной перспективы и осознанного выбора профиля обучения (профильного класса), т.е. первого профессионального выбора, для успешной профессиональной реализации в будущем (Кузнецова, 2010). Доказано, что профессиональное самоопределение подростка служит условием становления идентичности личности в сфере профессий (Карабанова, 2016). Показано, что привязанность к матери является фактором становления профессиональной идентичности в подростковом возрасте (Коньшина, Садовникова, 2016).
Диверсификация системы образования направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей граждан России. Объективно российскому подростку доступен выбор и реализация образовательного маршрута, который соответствовал бы его способностям, интересам и возможностям. Однако, пишет Л.А. Головей, не всегда подростком реализуется оптимальный вариант получения образования и профессии (Головей, 2011). Отметим существенные изменения в правилах проведения ОГЭ и ЕГЭ и в правилах и условиях приема в вузы и ссузы. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), отражает растущую необходимость во все более ранней специализации обучения в современном мире. Подростку, наряду с ближайшими целями, необходимо выбрать и отдаленные цели, наметить долговременные планы собственных действий, что требует развитой временной перспективы развития личности, высокого уровня рефлексии и способности к саморегуляции. Очевидно, что для части старшеклассников эти задачи трудновыполнимы, что обусловлено объективными возможностями ребенка подросткового возраста. Таким образом, возрастает значимость вовлеченности родителей в предварительное профессиональное самоопределение старшеклассника, которое реализуется во взаимодействии подростка и родителей. Схема построения ЛПП представляет собой содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения (Пряжников, 2016). Сорегулирование в диаде «родитель-ребенок» или в триаде «родители-ребенок» мы понимаем, вслед за Г.В. Бурменской, как процесс согласования намерений, усилий и действий родителя и ребенка, как процесс овладения ребенком общественно-выработанными способами ориентации в предметном мире и сфере человеческих отношений (Бурменская, 2009, 2012).
Совместная деятельность обуславливает взаимодополняемость индивидуальных особенностей участников. В работе Н.Ю. Долговой (Долгова, 2013) показано, что индивидуальные особенности планирования деятельности, постановки целей, выбора средств ее достижения и т.д., опосредствуются опытом сотрудничества, который оказывает влияние на характер отношений между участниками совместной деятельности и на выбранную стратегию взаимодействия. В основе отношений сотрудничества лежит успешная, «здоровая» сепарация подростка от родителей, рост его личностной автономии, развитие автономии подростка в отношениях с родителями. Авторы многочисленных исследований соглашаются, что семья оказывает значительное влияние на профессиональное развитие ребенка (Жолудева, Жулина, 2016; Карабанова, 2016, Головей и др., 2015; Садовникова, Коньшина, 2016). Однако исследований в данной области явно недостаточно.
Построение ЛПП подростка осуществляется, как правило, в ситуации значительной зависимости подростка от родителей (эмоциональной, финансовой и пр.). Развитие личностной автономии и автономии подростка в детско-родительских отношениях связано с ростом его уверенности в своих выборах и самоутверждением в отношениях с родителями и сверстниками (Харламенкова, 2009), с усилением ответственности подростка (Молчанов, Алмазова, Запуниди, Поскребышева, 2017), с развитием у него «здоровой» психологической сепарации от родителей. Все это возможно при принятии различия мнений, убеждений, стиля поведения родителей и взрослеющих детей при сохранении у них эмоционально теплых, близких отношений (Дзукаева, 2016; Харламенкова, 2016). Развитие личностной автономии в подростковом и юношеском возрасте опосредованно характером детско-родительских отношений (Поскребышева, Карабанова, 2014; Дзукаева, Садовникова, 2014; Karabanova, Poskrebysheva, 2013; Zimmer
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
Литература
1. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 292 с.
2. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы // На пороге взросления: сб. научных статей. – М.:МГППУ, 2011. С. 62-77.
3. Головей Л.А., Манукян В.Р., Рыкман Л.В. и др. Профессиональное развитие личности: начало пути : эмпирическое исследование. – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2015. – 336 с.
4. Дзукаева В.П. Культурно-специфические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2016. – 278 с.
5. Долгова Н.Ю. Эффективность совместной деятельности и регуляторный опыт участников : дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2012. – 184 с.
6. Климов Е.А. Профессиональное самоопределение учащихся// Воспитание школьников. – 2014. - №10. – C. 37 – 44.
7. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
8. Чистякова С.Н. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения. // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 19–26.
Ресурсы Интернет:
9. Представлениях подростков о своей будущей профессии. http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115588
10. Шикина, Е.А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения // Современная экономика: проблемы, перспективы, тенденции. - 2012. - № 6. - URL: http://www.mivlgu.ru/site_arch/educational_activities/journal_ec/journal_arch/№6/shikina.pdf.