Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одной из наиболее значимых непреходящих ценностей, идеологической основой жизнеспособности государства является патриотизм.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в силу ее потенциальной значимости в социуме является одной из актуальных в обществе, так как юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине, что является одной из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию,
уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Идеи патриотизма встречаются в военно-исторических документах и летописях еще в XI в. Обновление государственной идеи происходит в начале XIII века и «служение Отечеству и своим ближним» становится одним из главных принципов.
В XIX веке граф С.Уваров, министр народного просвещения,
провозгласил формулу: «Православие. Самодержавие. Народность», которая
стала символичным отражением российской национальной идеей того времени. Особенно ярко великая сила патриотизма проявилась в годы
Великой Отечественной войны, так как она носила характер народной.
Но в России в 90-е годы произошли кардинальные изменения в
общественном развитии. Это привело к определенному расслоению общества, снижению жизненного уровня, к ценностной переориентации в молодежной среде. Распад единого многонационального государства СССР, обострение межнациональных конфликтов, негласная пропаганда насилия через средства массовой информации, насаждение приоритета материальных ценностей над духовными, все это являлось отрицательными факторами для формирования социально-активной личности с четко выявленной гражданской позицией.
Но сегодня патриотическое воспитание является одним из
главных направлений политики государства, что отражено в ряде документов. Так в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Для совершенствования системы патриотического воспитания,
формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического
сознания разработаны и реализуются государственные программы:
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.», которые нацелены на совершенствование
системы патриотического воспитания, прежде всего в общеобразовательных
организациях.
В настоящее время по данному вопросу существует достаточное количество методических пособий. Но многие освещают в ней лишь конкретные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в определенных видах деятельности, а самой выстроенной системы, которая бы отражала всю полноту, нет. Видимо это происходит потому, что патриотическое чувство многогранно в своём содержании. Это и любовь к своей маленькой Родине, и гордость за народ, и как человек понимает свою неразрывность с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
Таким образом, можно определить проблему исследования – каковы методы и условия патриотического воспитания детей старшего школьного возраста средствами культурно-досуговой деятельности, исходя из актуальности и проблемы исследования, можно определить тему исследования - «Патриотическое воспитание детей старшего школьного возраста средствами культурно-досуговой деятельности» является актуальной.
Цель исследования: рассмотреть сущность патриотического воспитания детей старшего школьного возраста средствами культурно-досуговой деятельности.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания.
Предмет исследования: содержание патриотического
воспитания в культурно-досуговой деятельности.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание детей старшего школьного возраста, будет эффективным при соблюдении методов и условий, стимулирующих активность.
Задачи исследования:
2) проанализировать понятие «патриотическое воспитание», цель и задачи;
3) рассмотреть формы, методы и средства патриотического
воспитания;
4) проанализировать культурно-досуговую деятельность по патриотическому воспитанию.
Степень разработанности. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в различных пособиях, научных трудах педагогов, в методических разработках. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С.Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах они отображают проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжении всего исторического периода России.
Методы исследования - анализ и синтез теоретического материала; наблюдение, сбор материала.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что обобщен и систематизирован материал по проблеме исследования.
Практическая значимость работы заключается в выявлении педагогических условий осуществления патриотического воспитания старших школьников и возможности их использования во в дальнейшей работе по воспитанию патриотизма.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Общая характеристика патриотизма
Патриотизм - это не только важная задача воспитания, это так же могучее педагогическое средство: «Нет человека без любви к отечеству, как нет человека без самолюбия, и эта любовь дает воспитанию нужный ключ к сердцу человека и огромную опору для сопротивления с его дурными личными, природными, родовыми и семейными наклонностями», так считал К.Д. Ушинский [48].
Некоторые отмечают, что «люди незаметно, инстинктивно и естественно привыкают к окружающей их обстановке, к природе, к соседям, социуму и народной культуре, быту. Но именно поэтому, зачастую духовная сущность патриотических чувств остается за порогом человеческого сознания. Любовь к Родине и Отечеству живет в наших душах в виде неразумной, неопределенной склонности, которая может, то совсем замереть и потерять свою силу, пока нет определенного фактора который станет раздражителем (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то может вспыхнуть противомазутною и слепою страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и чувство меры и справедливости, и голос совести, и даже требования элементарного смысла» [21].
Слово «патриот» означает «любитель отечества думающий о благе его. Отчизнолюб, отечественник или отчизник», данное определение дается у В.И. Даля в толковом словаре. Патриотизм как характеристика качеств личности проявляемые в уважении и любви к своей Родине, Отечеству, соотечественникам, преданности, гордости, готовности отдать долг своей Родине [33].
В последнее время взгляд на такое качество - патриотизм, как на самую важную ценность приобретает всё большее распространение, захватывающий социальный, идеологический, военно-исторический, духовно-нравственный и многие другие компоненты
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. - М., 2006. -224 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4 -С.23
3. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С.А.Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17-20
4. Антонов, Ю.Е. и др. Как научить детей любить Родину: методические рекомендации / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2013. - 166с.
5. Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 66-68.
6. Пашкова А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе //Начальная школа, 2015г. №11- С.45-49.
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. -М.: Энциклопедия, 2003.
8. Большая советская энциклопедия в 30 т. Гл.ред. А.М.Прохоров, Изд. 3- е. М., «Советская энциклопедия», 1975, Т.19. 648с.
9. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПб КАРО, 2004. -224с.
10. Быков А.А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. 2006. - №5.С.4-7.
11. Валеев И.И Воспитать патриота. -Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. -143 с.
12. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.Ковинько. - М.: Академия, 2000. - 320 с.
13. Вороненко, И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи [Тест] / И. Вороненко // Воспитание школьников. – 2014. – №1. – С. 32-35.
14. Вырщиков А.М, Кусмарцев М.Б. Патриотизм на службе России// Воспитание школьников. - 2006. -№3. -С.3-17.
15. Вырщиков А.М, Кусмарцев М.Б. Цели и задача патриотического воспитания // Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования// 51 авт.-сост. А.М. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. - М.: Глобус, 2007.- 330с.
16. Вырщиков А.М, Кусмарцев М.Б. Учет возрастных особенностей учащихся в процессе гражданского и патриотического становления: механизмы диагностики // Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ авт.-сост. А.М. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. - М.: Глобус, 2007.-330с.
17. Вырщиков А.М, Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание школьников средствами учебного процесса// Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ авт.-сост. А.М. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. - М.: Глобус, 2007.-330с.
18. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 - С.5
19. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. - СПб: Речь, 2005. - 316 с.
20. Дрешина, Е.И. Воспитываем любовь к малой родине / Е.И.Дрешина // Начальная школа. - 2004. - № 5. - С. 19-22
21. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17
22. Зеньковский, В.В. О национальном воспитании [Текст] / В.В. Зеньковский // Дошкольное воспитание. - 2013. - №10. – С. 30-35.
23. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. - М.: Лотос, 2000. - 384 с.
24. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С.29-33
25. Исмаилов Ш.И. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. // Педагогика. -2006. -№4.
26. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика -1998 - №5 - С.52 52
27. Кузьминых, Я.С. О пользе туристско–краеведческой работы [Текст] / Я.С. Кузьминых // Красное Знамя. – 2016. – № 92. – С. 53-55.
28. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников: 11особие для учителя. - М.: Просвещение, 2005. 254 с.
29. Максименко, Н.В. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей / Н.В. Максименко // Начальная школа. - 2000. - № 7. - С.3-5
30. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2007. -№4. -С. 11-12
31. Морозова, Н.Н. Формирование патриотического отношения к малой родине / Н.Н. Морозова. - 2009. - № 11.- С.64-66
32. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Е. Никонова. – М.: Гардарик, 2013. – 218с.
33. Новицкая, М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М.Ю. Новицкая. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 214с.
34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4- е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.
35. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий [Текст] / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2012. – 169с.
36. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.,2002
37. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. Серия: Для средних специальных учебных заведений. - 2005, 400 с.
38. Попова А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа. - 2007. - №2.-С. 19-23
39. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 октября 2000 г., № 41, ст. 4089.
40. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
41. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета от 25 ноября 2013 г. № 265.
42. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл.ред. В.В.Давыдов, -М.: Бол. Рос. Энц., 1998-672., т.2. С. 109-110.
43. Рыков С. Государственная и общественная символика и воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2007. -№ 1. -С.8-14.
44. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2002.-425 с.
45. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. — М.: Учпедгиз, 1989. - С. 3 -112.
46. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: [Электронный ресурс] wikepedia.ru.
47. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций. - М.: Приор, 2005. - 224 с. 53
48. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - Т.2 - М.-Л., 1988. - С. 160