Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Развитие отечественного образования на современном этапе определяется целями его модернизации, которая направлена на гуманизацию и обеспечение современного качества образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. Принятие ряда нормативных документов, в том числе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, нацеливает образовательную организацию помимо усвоения определенного объема знаний, формировать у младших школьников универсальные учебные действия в личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных областях, обеспечивающих развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию.
Принцип активности обучающегося был и остается одним из основных в педагогике. На основании анализа современной образовательной практики выявлено, что у многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Поэтому главная задача учителя в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения, нацеленных на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Важное место в активизации познавательной деятельности отводится актуализации у младших школьников интереса к учению, что обосновано в трудах отечественных педагогов и психологов (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и др.), которые считали, что именно интерес является основным внутренним механизмом обучения.
Познавательные интересы младших школьников формируются под влиянием разных факторов, в первую очередь учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и характеристик основного вида деятельности. Вопросами изучения учебной деятельности младших школьников, как ведущей в данном возрасте занимались такие ученые как Т.Б.Габай, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя А.К.Маркова, С.Л.Рубинштейн Д.Б.Эльконин. Структуру и особенности познавательной деятельности изучали Г.А.Абрамова, В.С.Мухина, И.П.Пидкасистый, В.А.Сластенин и др. Большой вклад в решение вопросов активизации учебно-познавательной внесли И.Б.Первин, В.Ю.Селевко, Р.А.Хабиб, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.
Несмотря на то, что данная проблема достаточно глубоко исследована, отдельные вопросы, касающиеся методов и способов активизации познавательной деятельности при обучении отдельных школьных предметов, нуждаются в дополнительном изучении. Так недостаточно изучены вопросы применения проблемных ситуаций как средства развития познавательного интереса у младших школьников.
Объект исследования – познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – проблемные ситуации как средство развития познавательной деятельности в начальной школе.
Цель исследования – изучить проблемные ситуации как средство развития познавательной деятельности в начальной школе. Цель и предмет исследования определили ее задачи:
- рассмотреть сущность проблемных ситуаций;
- проанализировать особенности познавательного интереса и познавательной активности младших школьников;
- провести экспериментальное исследование развития познавательного интереса школьников.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее предположение – проблемные ситуации являются эффективным средством развития познавательной деятельности младших школьников.
Методы исследования: в работе использовались теоретические (анализ, обобщение, систематизация) и эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, качественный и количественный математический анализ) методы исследования.
Теоретическая значимость исследования: углублены научные представления об особенностях познавательного интереса учащихся; целях и задачах проблемного обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике работы психологов и педагогов образовательных учреждений.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы применения проблемных ситуаций как средств развития познавательной деятельности младших школьников
1.1. Сущность и характер познания и познавательной деятельности
Ориентация в мире предполагает под собой разумное воспроизведение реальности. Оно составляет основу познавательного отношения к действительности. Познавательное отношение к миру – необходимая сторона всей системы отношения к миру.
Познание – основной предмет гносеологии, теории познания, которая устанавливает его сущность, принципы, форму для того, чтобы дать ответ на вопрос, каким образом формируется знание и как оно сопрягается с действительностью 12.
Другими словами, познание – итог познавательной деятельности. Оно необходимо для пребывания человека в мире. Другими словами, познание, это некие процессы, процедуры и методы, направленные на приобретение знаний о каких-либо закономерностях и явлениях, происходящих в объективном мире. Процессы познания Познание складывается из психологических процессов: Ощущение. Восприятие. Представление. Понятие. Идеи (суждения).
Знание, которое является следствием познавательной активности человека, можно понимать как идеальный план деятельности. Реализация идеального плана деятельности дает возможность объединить сознание и действительность, знание и бытие. Эта особенность знания как основания идеального плана действия предоставляет обратную связь нашего знания о действительности. В процессе этих связей формируются, уточняются знания человека о мире. Таким образом, знание формируется, совершенствуется, изменяется в процессе активной человеческой деятельности. Изначально познание вплетается во все процессы жизни человека, но в определенный момент развития общества оно отделяется в особое духовное производство. Специализированная форма духовного производства представляется научно-теоретической деятельностью, которая участвует в построении научной картины мира, отличной от обыденной картины мира. Перед человечеством, как субъектом познания возникает вопрос, способно ли оно произвести знание, которое станет адекватным отражением действительности. Каковы должны быть критерии и фундамент данного познавательного процесса, благодаря которому возникает и видоизменяется знание. Все это оформляет мировоззренческое основание философского анализа познания 2.
Итак, понятие «познание» с позиции философии, психологии и педагогики имеет отличающиеся определения.
В энциклопедическом словаре по философии познание рассматривается как категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми. В гносеологии познание рассматривается как общественно-исторический процесс приобретения человеком истинных знаний в ходе его общественно-исторической деятельности. Известно, что гносеология выявляет отношение знаний к действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности.
В психологических исследованиях познание трактуется как различные виды познавательной активности или активности, направленной на получение и обработку информации 4.
В педагогических науках познание рассматривается в нескольких аспектах:
специальная деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира, обнаружений возможных способов действий с предметами;
специально-организованная сущность учебно-воспитательного процесса.
Учебное познание или обучение сравнивают с общественно-историческим процессом познания.
С.В.Шапоринский указывал на то, что учение является сжатым процессом общественно-исторического развития средств познания. По мнению исследователя, обучение представляет собой целенаправленную трансляцию общественно-исторического, социокультурного опыта в специально организованных условиях.
Как отмечает А.К.Рычков, усваивая определенные знания умения и навыки, обучающиеся получают возможность не только пользоваться социальным опытом, но и обогащать его 6
В рамках данного исследования необходимо рассмотреть гносеологические и пихолого-педагогические исследования, с целью уточнения понятия «познавательная деятельность».
Понятие «деятельность» с античных времен разрабатывалось в идеалистической философии, впервые стало рассматриваться в немецкой классической философии как мировоззренческий принцип, в связи с доминированием новой концепции активной и рациональной личности. И. Кант считал, что отношения субъекта к объекту определяют два начала: познавательное и нравственное.
Познавательное начало определяет формы деятельности, нравственное – смысл и оценку деятельности. В своей теории деятельности, Гегель выделял цель, средство, результат как основные состовляющие деятельности, которая рассматривается движение от цели через средства к результату. Существуют различные концепции деятельности. В одних концепциях ведущей характеристикой деятельности выступает результат, определяющий направление процесса деятельности. Однако в русле данного направления невозможно решить многих проблем. Например, в области творчества результат не может рассматриваться как детерминирующий фактор деятельности. В других концепциях регулятором деятельности является цель, как образ желаемого результата. (С.Л.Рубинштейн, А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров)
Познавательная деятельность относится к одному из видов деятельности человека. Как психологическая проблема познавательной деятельности выступает как система взаимосвязанных психических процессов 7.
Познавательная деятельность – это психическая деятельность человека, целью которой является получение нового знания. Содержание познавательной деятельности зависит от познавательной задачи. Психические процессы, посредством которых человек получает знание об окружающем мире и о самом себе называются познавательными психическими процессами.
Познавательная деятельность осуществляется во всех видах
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арапов, К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников/ К. А. Арапов // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — 414с.
2. Аркадьева, А. В. Познавательнаядеятельность младших школьников[Текст] /А.В.Аркадьева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – №2. – С.8-12.
3. Бтикеева. М.А. Актуальные проблемы применения технологии проблемного обучения в процессе преподавания историко-правовых дисциплин [Текст] / М.А. Бтикеева// Журнал актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.-2016-№2-3.с.175-177
4. Бойкова, И. Н. Организация познавательной деятельности младших школьников [Текст] / И. Н. Бойкова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 11. – С. 37-40.
5. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Издательство Питер, 2005.- 304с.
6. Васильева, О.Г. Организация познавательной деятельности старших дошкольников [Текст] / О.Г.Васильева //Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы.– 2012. – № 1. – С. 168-173
7. Груздева, Е. В. Программа по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста «Юный исследователь» [Текст] / Е. В. Груздева// Познавательная работа школьников. – 2010. – № 4. – С. 84-97. 13. Давыдова, Е. Р. Познавательная деятельность учащихся [Текст] / Е. Р. Давыдова // Начальная школа. – 2010. – № 12. – С. 61-62. 14. Давыдов,В.В.. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В.Давыдов. - М.: ИНТОР, 2012. – 544 с.
8. Корнилова А.А. Технология проблемного обучения [Текст]/А.А. Корнилова // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире - сборник статей международной научно-практической конференции: в 7 частях (01. 12.2016 г.). Изд: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна» (Уфа).-2016.-С.81-83. 29.Куприянова Л.В. Проблемное обучение: ситуация – вопрос – задание // Эксперимент и инновации в школе. 2013. №2. С. 37-39 Кукушкин, В. С. Теория и методика обучения [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Кукушкин.- Ростов н/ Д : Феникс, 2005.- 474 с.
9. Матюшкин А.М, Матюшкина А.А, Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография/ редкол.: д.п.н., проф. Е.В. Ковалевская (отв. ред.) и др.. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. гуманитарного ун-та, 2010-. Кн. 1: Лингво-педагогические категории проблемного обучения. - 2010. – 300 с.
10. Омарова А.А. Современная технология проблемного обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2011. - № 1. – С. 73-75.
11. 40. Панкратова Н.В. Методические приемы создания проблемных ситуаций // Образование. Карьера. Общество. 2017. №3 (54). С. 61-62.
12. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебное пособие для сту- дентов высших учебных заведений / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавчус; под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Издателький цент «Ака- демия», 2014.- 624с.
13. Савенков,А.И. Формирование познавательной деятельности [Текст] / А.И. Савенков. М. : Знание, 2011.-176с.
14. Спеваков, В. Н. Методы преподнесения материала: Метод про- блемного изложения [Текст] / В.Н.Спеваков // Журнал высшее образование в России. – 2013. – № 6. – С.36-38.
15. Сергеева А. Д. Проблемное обучение как технология профессионального и личностного развития педагога [Текст] / А. Д. 67 Сергеева // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (10). — С. 238–241.
16. Ситаров Вячеслав Алексеевич Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2009. №1. С. 148-157.
17. Смагина О. Н. Технологии интегративного и проблемного обучения в учебном процессе // СТЭЖ. 2015. №1 (20). С. 113-118 47.Стручкова Р. И. Применение технологии проблемного обучения на уроках истории в классах основного общего образования [Текст] / Р. И. Стручкова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (8). — С. 108–111. 48.Урунова X. Роль проблемного обучения в развитии критического мышления // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2011. №2. С. 174-183.
18. Чулкова Н.А. Активизация познавательной деятельности на уроках при создании проблемных ситуаций[Текст]/ Н.А. Чулкова//Научный поиск.Изд: Технологический центр (Шуя) .2013, -№1. –С.23-35.