Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
«Изучение русского языка в образовательных учреждениях с русским языком обучения, – отмечается в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования, – направлено на развитие речи, мышления, воображения дошкольников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и "чувства языка"» [12].
При этом опора на «чувство языка» и обращение к языковому опыту учащихся является одним «из важнейших принципов обучения языку дошкольников с ОНР» [9].
В них в качестве одной из основополагающих целей развития чувства языка выступают развитие (Т.Г. Рамзаева; В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова; А.В. Полякова; В.В. Бабайцева), формирование (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина; В.В. Бабайцева), совершенствование (В.В. Бабайцева) либо «чувства языка» (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина; В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова), либо «языкового чутья» (Т.Г. Рамзаева; А.В. Полякова; В.В. Бабайцева).
Под этим авторы программ понимают: ознакомление с нормами литературного языка, изобразительными средствами речи, внимание к правильному употреблению слов, словосочетаний и фразеологизмов (Т.Г. Рамзаева); осознание языковых значений и средств их выражения (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова); обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями (А.В. Полякова); понимание и чутьё к особенностям словообразования и словоизменения (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина); приёмы анализа языкового материала (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова); выбор языковых средств в зависимости от цели высказывания и ситуации общения, спообность ценить красоту русского слова и выразительность фразеологии, неупотребление вульгарных слов и выражений (В.В. Бабайцева).
«Языковое чутьё» в интерпретации О.С. Ахмановой, это «интуитивная реакция на данную форму высказывания и т.п. со стороны лица, для которого данный язык является родным, как критерий правильности речи» [1].
С точки зрения Б.В. Беляева, «чувством языка» называют совокупность всех форм чувственного отражения языковых связей и отношений, образующих большой и сложный чувственный комплекс [2].
М.М. Гохлернер и Г.В. Ейгер полагают, что «"чувство языка" – это функционирующий на базе языкового сознания механизм контроля языковой правильности, обнаружения необычности формы, значения языкового элемента, необычности его сочетания с другими элементами высказывания или его несоответствия ситуации» [6]. Тогда как Е.Д. Божович под «чувством языка» понимает «механизм селекции и контроля языковых единиц, в которых соотношение семантического и формального носит объективно неформализованный, варьирующий характер» [3].
А М.Р. Львов, со ссылкой на А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина и Л.П. Федоренко, определяет «чутьё языка (чувство языка)» как «неосознанное владение закономерностями языка, в первую очередь – грамматикой» [9].
Систематизировать многочисленные и разнообразные трактовки «чувства языка» довольно сложно.
Тем не менее, их анализ позволил выделить две проблемы, связанные с характером «чувства языка» и степенью его осознанности.
Обозначенная проблема представляет не только академический, но и практический интерес, поскольку учителю необходимо иметь представление о сущности «чувства языка» у дошкольников с ОНР, и способствовать дальнейшему развитию этого «чувства».
Но различные попытки разрешения междисциплинарной проблемы развития «чувства языка», на наш взгляд, связаны с неоднозначным пониманием природы (формы) и содержания анализируемого понятия.
Объект исследования: фонематическое восприятие у детей с нарушениями речи.
Предмет исследования: особенности чувства языка у детей с ОНР.
Цель исследования: изучить особенности чувства языка у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-теоретическую литература по исследуемой проблеме.
2. Подобрать методику исследования чувства языка у детей с ОНР.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объём работы - 27 страница печатного текста. Список используемых источников представлен 26 наименованиями работ.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ЧУВСТВА ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1 Анализ понятия чувства языка
В лексике русского языка чутьё (интуиция) – неосознанное (общее, неопределённое, безотчётное, стихийное, непосредственное) чувство, основанное на предшествующем опыте; способность чуять (ощущать, осязать, обонять, слышать, предчувствовать, угадывать); инстинкт, догадка, наитие. Ковалева О.А. указывает, что, тогда как чувство, в аспекте нашего исследования, – это состояние, возможность, (высшая) способность сознательно воспринимать (переживать) явления (деятельность) внешнего мира; сознание; познание; понятие; благоразумие, мудрость [8].
Ковалева О.А. указывает, что различие между чутьём (инстинктом, неосознанностью, неопределённостью, безотчётностью, стихийностью) и чувством (сознанием, осмысленностью) заключается в различном восприятии окружающей действительности [9]. Традиционно продолжающееся отождествление «языкового чутья» и «чувства языка», на наш взгляд, связано и со смешением суждений о языке и речи. Так, по мнению Л.П. Федоренко, «чувством языка», или «языковым чутьём», «развивающимся в самом раннем возрасте, называют способность человека понимать и такие слова, с которыми он раньше никогда не встречался» [26].
«Речь усваивается, – отмечает Л.П. Федоренко, – если приобретается способность запоминать традицию сочетания языковых единиц в потоке речи, в дискурсе, в тексте. Это обозначает – усваивать норму правильной речи, развивать "языковое чутьё" (К.Д. Ушинский)». «Эта закономерность, – подчёркивает автор, – зиждется в основном на опыте обучения и включает в себя все три предыдущие закономерности (способность понимания, способность выразительности, способность интонировать) и данные руси
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авраменко О.В., Корякина Г.А. Воспитательная направленность работы по ознакомлению дошкольников с фольклором / Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 31 (3). С. 76-82.
2. Блиева Ж.М. Ментальные карты для развития "чувства языка" и формирования лингвистических и социокультурных компетенций средствами английского языка / Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. № 1. С. 70-74.
3. Бочкарева Т.А., Шевченко Л.В. Особенности овладения образными средствами речи старшими дошкольниками с ОНР 3 уровня / Наука и образование: новое время. 2018. № 1 (24). С. 429-435.
4. Бредихина С.В., Бондарь В.В. Словотворчество как средство развития чувства языка младших школьников / Материалы 65-й научно-практической конференции преподавателей и студентовМинистерство образования и науки Российской Федерации. 2015. С. 51-52.
5. Галкина И.А., Теплых Е.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у старших дошкольников / Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 211-213.
6. Градусова А.И. Теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных умений у дошкольников с ОНР III уровня / Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. С. 13-16.
7. Давыдова А.В. Особенности проявления дисграфических ошибок у обучающихся 2 классов с ОНР в общеобразовательной школе / Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. С. 196-200.
8. Ковалева О.А. Формирование чувства языка в младшем школьном возрасте / Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский государственный индустриальный университет. 2016. С. 54-57.
9. Ковалева О.А. Языковое чутье или чувство языка необходимо формировать у младших школьников? / Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2015.№ 3. С. 467-468.
10. Кошелева И.Н. Особенности чувства языка у детей 5-6 лет с сохранным и нарушенным речевым развитием / Научные труды SWorld. 2015. Т. 7. № 1 (38). С. 56-61.
11. Кошелева И.Н. Особенности чувства языка у детей 5-6 лет с сохранным и нарушенным речевым развитием / Научные труды SWorld. 2015. Т. 7. № 1 (38). С. 56-61.
12. Крючков В.П. Речевой онтогенез и "чувство языка": методологический и методический аспекты / Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Научный редактор В.П. Крючков. Редакторы-составители Т.А. Бочкарева, О.В. Кощеева. 2017. С. 38-46.
13. Масаева З.В. Психологическая безопасность в условиях поликультурности дошкольного образования / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2018. № 7. С. 339-340.
14. Митрюкова Н.А. Методические рекомендации по формированию диалогической речи старших дошкольников с ОНР III уровня, учитывая их темпераментные характеристики / Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. С. 349-352.
15. Осипова Т.В., Луконина Е.В. Проблема формирования падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. С. 233-237.
16. Пантелеева Н.Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования / Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 8 (60). С. 52-60.
17. Подымова Л.С., Ильина С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 140-143.
18. Ригина Н.А. Основные принципы развития чувства языка на занятиях по иностранному языку у студентов неязыковых ВУЗов / гуманитарные и экономические науки: проблемы и пути их решения Материалы Международной научно-практической конференции Института агроинженерии. Под ред. М.Ф. Юдина. 2018. С. 93-97.
19. Ригина Н.А. Чувство языка как компонент грамматической компетенции / актуальные проблемы инновационного развития Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 96-98.
20. Ригина Н.А., Воронина А.А. Способы совершенствования "чувства языка" / Прорывные научные исследования как двигатель науки сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 78-80.
21. Собченко Т.А. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам как средство развития "чувства языка" / international conference on social science, arts, business and educationscientific public organization “Professional science”. 2016. С. 456-462.
22. Сырман И.В. Значимые аспекты развития речи детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе / Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии Сборник результатов научных исследований. Киров, 2018. С. 712-715.
23. Федотова Ю.Г. Развитие чувства языка и его применение в методике обучения / Проблемы современного филологического образования Отв. ред. В.А. Коханова. 2018. С. 150-155.
24. Филипенко Г.П. Вербализация эмоций как способ формирования эмоционального интеллекта у дошкольников с ОНР / стратегические направления развития образования в оренбургской области Научно-практическая конференция с международным участием. 2017. С. 708-716.
25. Чернецкая В.И., Кошелева И.Н. Особенности чувства языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Логопедия: теория и практика Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 70-73.
26. Чувилина О.Н. Приемы обучения пересказу дошкольников с ОНР / Вопросы педагогики. 2018. № 3. С. 128-130.