Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Ранний возраст характеризуется расширением пассивного словарного запаса, началом активного использования в речи слов, которые раньше ребенок только понимал, появлением фразы, состоящей из 2х-3х слов, первыми вопросами, а самое главное, именно в этот период речь становится средством общения ребенка со взрослым, что открывает большие возможности для полноценного речевого и когнитивного развития.
Не секрет, что в последнее время увеличилось число детей с различной речевой патологией. Все чаще стали выявляться мало или неговорящие дети раннего возраста с ЗРР. Изучением речевой патологии и оказанием помощи занимаются логопеды, психологи, лингвисты, врачи различных специальностей. При этом каждый рассматривает проблему с точки зрения своей специальности, и использует, для описания речевых расстройств, классификации, принятые в их профессиональной отрасли.
Задержки речевого развития — это не самостоятельное заболевание, а следствие определенных отклонений в организме ребенка: нарушений функций нервной системы, генетических отклонений или психических расстройств.
Причинами проблем с речью могут быть врожденные или приобретенные нарушения в деятельности организма или неблагоприятные психологические условия жизни ребенка. Наиболее распространенными причинами задержек развития речи являются следующие:
- тяжелые роды и родовые травмы;
- недоразвитость мускулатуры лица и рта;
- нарушения слуха;
- болезни, черепно-мозговые травмы и операции, перенесенные в раннем детстве;
- кровоизлияния в мозг, опухоли головного мозга;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, СДВГ;
- генетическая предрасположенность, в т. ч. психические расстройства у родителей;
- психические и физические травмы;
- речевая депривация (невостребованность речи, когда с ребенком мало разговаривают или речь говорящего эмоционально и мимически невыразительна);
- конфликтные или безразличные отношения родственников в семье (между родителями, по отношению к ребёнку и т.п.).
Цель исследования – изучить и проанализировать теоретические основы исследования лексико-грамматического строя речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Задачи исследования:
1) изучить причины и проблему речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития;
2) проанализировать теоретические основы исследования лексико-грамматического строя речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Объект исследования – задержка речевого развития.
Предмет исследования – лексико-грамматический строй речи у детей раннего возраста.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
Развитие речи ребенка раннего и дошкольного возраста в онтогенезе протекает по различным путям, обусловленным особенностями организации среды, в которой он растёт, генетическими характеристиками малыша и прочими факторами. Вместе с тем, в норме речевое развитие включает в себя определенные этапы и характеризуется рядом закономерностей. Знание общих закономерностей нормального психического, в том числе и речевого развития ребёнка необходимо для раннего выявления отклоняющегося развития и определения детей «группы риска». Отечественные дефектологи (Г.В. Чиркина, Ю.А. Разенкова, О.Е. Громова, Е.В. Шереметьева) убеждены, что выявленные на этапе раннего детства отклонения речевого развития могут корректироваться с гораздо более благоприятным прогнозом, нежели диагностированные в период дошкольного детства.
Г.В. Чиркина и О.Е. Громова под задержкой речевого развития (ЗРР) понимают такие отклонения от нормального речевого онтогенеза, которые весьма явно выражены, однако тип речевого нарушения ещё не определён. Названные авторы выделяют следующие формы ЗРР: неосложнённая; характеризующаяся равномерным характером нарушений в других сферах (двигательной, сенсорной и т.д.); грубая при парциальных нарушениях других функций; ЗРР в структуре сложного дефекта.
Г.В. Чиркина отмечает, что для неосложнённой ЗРР характерен более оптимистичный прогноз спонтанной компенсации нарушения. При других формах этого речевого отклонения возможность спонтанной компенсации отклонения значительно более низкая, хотя автор не исключает её вероятности в виду высокой пластичности детского мозга, а, значит, и высокой способности ребёнка к абилитации и реабилитации психических процессов и функций. О.Е. Громова акцентирует внимание на том, что ЗРР может носить и темповый, и стойкий характер. Автор разграничивает эти понятия, отмечая, что темповая ЗРР может компенсироваться спонтанно.
По результатам собственных наблюдений Е.М. Мастюкова делает вывод о том, что часть детей, у которых на определённом возрастном этапе наблюдаются трудности в формировании всех сторон речи, способны при регулярных коррекционных занятиях полностью преодолеть речевые нарушения к концу дошкольного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Русская Речь, 2014. – 95 с.
2. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: учебное пособие / Н.М. Борозинец, Н.М. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ. – 2014. – 256 с.
3. Волосовец Т.В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. ФГОС ДО / Т.В. Волосовец, О.А. Зыкова. – М.: Русское слово, 2015. – 216 с.
4. Вятлева Ю. Е., Калмыкова В. С. Проблема взаимосвязи и преемственности деятельности учителейлогопедов дошкольного образовательного учреждения и школы в условиях модернизации отечественной системы образования / Ю. Е. Вятлева, В. С. Калмыкова // Мир специальной педагогики и психологии. Научнопрактический альманах. – М., 2014. – С. 60–67.
5. Григоренко Н. Ю., Астахова Л. Б. Возможности использования групповых форм в коррекционноразвивающей работе с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии на базе ДОУ // Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве : сб. науч. статей по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. (18–20 апреля 2013 г.) / сост.: О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова. – М., 2013. – 196 с .
6. Григорьева Г.Г. Кроха: методические рекомендации к программе воспитания и развития детей в условиях ДОУ – Изд. 2-е, стереотип./Г.Г. Григорьева, Е.В. Зворыгина, Н.П. Кочетова. – М.: Просвещение, 2013. – 205 с.
7. Громова О.Е. Диагностика и развитие речи детей 2 – 4 лет. Методическое пособие. 2-е изд., перераб. / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. – М.: Сфера, 2017. – 64 с.
8. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : науч.-метод. пособие. – СПб. : КАРО, 2013. – 336 с.
9. Иванова Э.В. Проблема речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития. // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2018 – С.185-187
10. Кусова М. Л., Тенкачева Т. Р. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования // Инновации в образовании: поиски и решения : сб. мат-лов ІІ междунар. науч.-практ. конф. / Национальная академия образования им. И. Алтынсарина ; Уральский государственный педагогический университет. – 2015. – С. 660-662
11. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. — М.: Логомаг, 2015. — 90 с.
12. Нищева Н.В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. С. 149
13. Покровская Ю.А. Дефиниция «Задержка речевого развития» в современной логопедии / Ю.А. Покровская. – М.: ЛОГОМАГ, 2013 – С.211-218.
14. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И.А. Скворцов, Н.А. Ермоленко. - М.: МЕД пресс-информ, 2013.
15. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. – 200 с
16. Тенкачева Т. Р. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями развития в условиях инклюзивного обучения // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / АГУ – Сухум, 2015. – 239 с.
17. Хисамова Г. Р. Задержка речевого развития в логопедической практике. // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018 – С.307-311
18. Хузеева Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО // Воспитатель. – 2015. – № 2 – С. 46