Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования на уровне общества, обусловлена угрозой роста кризиса социального характера в социально-экономической и духовной сферах российского общества, в рамках наблюдаемой примитивизации системы ценностей и распространения субкультуры антисоциального характера в обществе. В настоящее время, в мире и в российском обществе, в частности, происходит снижение способности к децентрации, эгоцентризм. Исследователи в рамках культурологии, психологии, социологии, этики, обществознания и т.д., указывают на проблему «ухода личности в виртуальное пространство», которой способствует развитие цифровых технологий и др. Отмечается снижение способности к адекватному оцениванию эмоций и чувств «другого»и т.д.Решение этих вопросов зависит от многих факторов, в целом, от духовно-нравственного уровня общества, от культуры, которая популяризируется в обществе в целом и т.д.
Ориентируясь на отечественную традицию, данное исследование строится с опорой на понимание и принятие идеи о том, что социально-психологические характеристики личности, являются определяющими во взаимоотношениях личности, в том смысле, в котором их понимали А.Ф.Лазурский, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Н.И. Сарджвеладзе. Социально-психологически личностные аспекты, являются одним из центральных образований в ее структуре, и имеют важное значение в личностном формировании и прогрессировании. Личность не может быть определена вне контекста определённой социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются взаимоотношения, носителями которых она является. Важно понимать, что социально-психологические компоненты развития личности, способность к восприятию и взаимодействию, сочетаются с параметрами, определяющими отношения человека с другими людьми, с миром и с самим собой и находятся в определённом соотношении. При определении внутренней модели благополучия личности в ее связи с другими людьми, может рассматриваться основная задача самой сущности реализации человека как личности. Процесс осуществления человека как субъекта социально-психологического взаимодействия, помогает реализации его полноценной жизни в мире, через достижение того психологическое состояния, при котором человек может ощущать весь собственный потенциал и свое душевное содержание. В наибольшей степени, основания этого положительного состояния закладываются для дальнейшего осуществления именно в молодости, когда с одной стороны, личность развивается и меняется, а с другой стороны, проявляются структурные связи личности с другими людьми. Большое количество специалистов, как зарубежных (К. Левин, Дж. Марсиа, К. Обуховский, Х. Ремшмидт, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С. Выготский, М.Р.Гинзбург, К.Н.Поливанова, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин и др.), отмечали, что переход в молодость, во многом характеризуется тем, что в данный период жизни, значимо изменяется восприятие личностью окружающего мира и самовосприятие. Значимым становится выстраивание эмоционально близких отношений со значимыми людьми (А.К. Болотова, Б.С.Волков, И.С.Кон, В.С.Мухина, О.В. Хухлаева, Э. Эриксон), обретение эго-идентичности (Э. Эриксон), определение способности к сопереживанию, к этическим взаимоотношениям с окружающими и к себе (В.С.Мухина), способность к усвоению социальных норм и правил поведения, социальных ролей (В.С. Мухина, Э. Эриксон).
Молодость определяется возрастными границами, если обобщить несколько подходов, от 16-17 лет до 24-25 лет (В.И. Слободчиков, О.В. Хухлаева). Как отмечает Л.И. Божович, именно в этот период происходит обращение к себе и к собственным личностным основаниям посредством собственных отношений. В период молодости, личности важно пройти процесс интеграции и самоидентификации, когда отдельные компоненты гармонично и логично включаются в целостную, эффективно работающую систему и модель. Так, в период молодости социально-психологические отношения личности становятся основной детерминантой личностного развития и проявляются в закономерностях, которые опосредуют особенности психологического благополучия. Таким образом, проблему исследования составляет поиск путей разрешения противоречий, возникающих на основе стремления личности в молодости к идентичности, установлению социальных отношений, детерминирующих её развитие и опосредующих особенности психологического благополучия и, усложнением социального взаимодействия в современном обществе, отчуждением, неумением адекватно оценить личностные особенности и переживания другого, низким уровнем эмпатии современных молодых людей.
Следовательно, проблема исследования состоит в том, какова специфика восприятия и эмпатии, именно в период молодости.
Актуальность, противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Восприятия и эмпатия в период молодости».
Объект исследования – восприятие и эмпатия молодежи.
Предмет исследования – особенности восприятия и эмпатии в период молодости.
Цель исследования – обоснование взаимосвязи восприятия себя и другого и эмпатии в период молодости.
Гипотеза – на уровень эмпатии в молодом возрасте, влияют такие факторы, как: самовосприятие, способность к децентрации и идентификации с «другим»; высокая эмпатийность вызывает высокий уровень децентрации и включение мнения «другого» о себе в самовосприятие.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
- выявить общее понятие восприятия и эмпатии в психологии;
- определить особенности восприятия и эмпатии в период молодости;
- обосновать структуру и результаты эмпирического исследования;
- представить рекомендации по формированию и развитию восприятия и эмпатии в период молодости.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психологической литературы; моделирование;
2. Эмпирические: тестирование, сравнение, обобщение опыта;
3. Статистические: критерий Манна-Уитни для проверки гипотезы о значимых различиях в выявленных в исследовании группах.
Теоретико-методологические основы исследования составили работы по исследованию социального восприятия и его механизмов (П.Бергер, Т. Лукман, С. Майерс, Т. Шибутани, Г.М. Андреева, В.А.Ядов, А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Н.И. Сарджвеладзе и др.), эмпатии (А.А. Бодалев, Н.Н.Обозов, Н.В. Буравцова, В.М.Вартанян, В.И.Долгова, Е.В.Мельник, Н.М.Петрова), особенностям восприятия и эмпатии в молодости (и др.).
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования полученных результатов в преподавательской, исследовательской, консультативной работе молодых людей.
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ И ЭМПАТИИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ
1.1.Проблема восприятия в психологии
В целом, восприятие, а также его процессы, как и ощущение, относится к чувственному познанию. В науке, синонимом восприятия является понятие «перцепция», «перцептивный процесс». Отличия от ощущений проявляются в том, что восприятие является более сложным и комплексным психическим процессом и представляет собой наглядно-образное отражение в сознании человека полноценных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира, при их непосредственном воздействии, в данный момент, на органы чувств. В таком проявлении, восприятие создает субъективную картину мира[12, с.31].В отличие от ощущения, в процессе восприятия, создается образ целостного предмета через отражение всего сочетания свойств этого предмета. Тем не менее, образ восприятия не сводится лишь к сумме результатов ощущений, в то же время, включая и эти результаты в свой состав.
Человека постоянно окружает большое количество объектов, которые он воспринимает, события или конкретные люди, информацию о которых ему необходимо обработать. Восприятие (В.) связано органически, с определенным перечнем и других психических процессов и образований и с другими видами психической деятельности. В. как процесс и результат, включает в себя прошлый опыт, память человека, в рамках общечеловеческого и социально-исторического опыта и установки личности. Например, врач по-разному будет восприниматься ребёнком и его матерью или своим коллегой. Так, наличие определённой установки или предварительного настроя, направленности на что-либо может определенным образом предопределить результаты восприятия. Таким образом, уже в рамках В., любой предмет приобретает комплексное, обобщенное значение и является определенным отношением к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия и понимания. Через В. проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.
Как и любой другой вид психической деятельности человека, В. тесно связано с эмоционально-чувственной сферой личности. Можно отметить здесь, что перцептивная деятельность, определённым образом, пристрастна. Эмоциональная окрашенность воспринимаемых явлений, особенно свойственна детям, но и для взрослого человека, одни и те же предметы и явления могут восприниматься по-разному, в зависимости от определенных эмоциональных состояний личности[13].
Таким образом, В. всегда отражает особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, его интересы и потребности, оно зависимо от содержания психической жизни человека. Зависимость В. от содержания психической жизни, особенностей личности называется апперцепцией. Кроме того, В. тесно связано с действиями и деятельностью. Также как и ощущение, В. – не пассивный отпечаток объективного мира. Это объёмное его преобразование, происходящее в результате особой познавательной деятельности. Оговоримся, что у новорожденного, младенца, процесс В. еще нельзя назвать преобразованием окружающего мира. На данном возрастном этапе происходит обучение действиям, реализация внешних ручных действий с предметом, манипулирование и др. Лишь впоследствии они становятся перцептивными, действиями по обследованию воспринимаемых предметов и явлений, по сопоставлению образца и оригинала[12].
Таким образом, В. представляет собой процесс (систему перцептивных действий) и результат(осознанный образ целостного предмета или явления)представляющий сложное сочетание психических процессов, состояний и свойств. В итоге, вся психическая жизнь субличности индивида во взаимоотношениях со средой, преломляется и проявляется в В.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга (на примере студентов гуманитарного профиля): дисс. … канд. психол. наук. — Казань, 2011. — 195 с.
2. Андреева Г.М. К проблематике социального познания // Мир психологии, 1999. № 3.
3. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.
4. Басова А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый 2012 №08 август (Том 2)
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. – 390 с.
6. Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды. – М. – Воронеж, 1996. – 255 с.
7. Буравцова Н.В. Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии: дисс. … канд. психол. наук. —Новосибирск, 2011. – 180с.
8. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов / Л.И.Бершедова. - Диссерт. доктора психол. наук. – М., 1999.- 314 с.
9. Вартанян В.М. Эмпатия в структуре индивидуально-психотипологических особенностей личности: дисс. … канд. психол. наук. — Ставрополь, 2007. — 172 с.
10. Долгова В. И., Мельник Е. В., Петрова Н. М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95524.htm.
11. Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. Спецкурс по политической психологии. СПб.: Питер, 2007. С. 92.
12. Запорожец А.В. Восприятие и действие / А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, В.П.Зинченко и др. – М.: Наука,1967.
13. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология /Т.П.Зинченко. – М.: МОДЭК, 2000.
14. Кацев A.M. О социолингвистическом подходе к проблеме эвфемизмов / А.М.Кацев. - Л.: Наука, 1975. – 264 с.
15. Крысин Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи. Русский язык конца XX столетия (1985—1995) /Л.П.Крысин// — М.: Языки русской культуры, 2000. – 196 с.
16. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 832с.
17. Козина А.В. Процесс эмпатии как эмоциональный фон педагогического общения // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. – 187 с.
18. Келли Г. Процесс казуальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 94.
19. Лебон Г. Психология народов и масс / Г.Лебон. – СПб.: Макет, 1995. – 311 с.
20. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.
21. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004.
22. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. – 516 с.
23. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика/Н.Б.Мечковская. – М.: Аспект Пресс, 2000. — 207 с.
24. Назаров М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований: учебное пособие / Под ред. М.Назарова. – М.: Альфа, 2009. – 263 с.
25. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Издательство «Прогресс-Академия», 1996. С. 209.
26. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев : Лыбидь, 1990. - 191 с.
27. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. - Тбилиси.: Мецниереба, 1989. - 206 с.
28. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. С. 21–28.
29. Шибутани Т. Социальная психология /Т.Шибутани. –Р/н Д.: Феникс, 2002. – 544 с.
30. Шерковин Ю.А.Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю.А. Шерковин. – М.: Издательство «Мысль», 1973. – 306 с.
31. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс,1996. - 344 с.
32. RogersС. Empatic: an unappreciated way of being // Houghton Mifflin Harcourt, 1995. - 395 р.