Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования «Особенности социального обеспечения лиц, страдающих психоневрологическими заболеваниями» не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых можно выделить следующее.
Проблема социальной защищенности населения выступает одной из злободневных проблем отечественного общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение определено форсированным переходом нашей страны к рыночной экономике, социальным расслоением населения на бедных и богатых, резкой социальной поляризацией общества и социальным неравенством.
Государство формирует рынок социальных услуг как одно из основных направлений становления социальной политики. В Государственной программе нашего государства «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 г. указано, что в период осуществления программы субъектами РФ в границах региональных программ устанавливается осуществление переориентации работы системы органов социальной защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи незащищенным слоям населения.
Тем не менее, на сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных мер, и курсовая работа призвана внести вклад в совершенствование этой проблемы.
Теоретические источники темы исследования в сфере социального обеспечения лиц, страдающих психоневрологическими заболеваниями включают множество работ российских ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомирова, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др. При этом эволюция социально-экономических отношений обусловлена адекватным развитием системы организационно-правового регулирования, которое невозможно без проведения научных исследований и разработок в рассматриваемой.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией социального обеспечения лиц, страдающих психоневрологическими заболеваниями в Российской Федерации;
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие социальное обеспечение лиц, страдающих психоневрологическими заболеваниями в Российской Федерации.
Цель и задачи работы.
Целью курсовой работы является изучение особенностей правовой характеристики социального обеспечения лиц, страдающих психоневрологическими заболеваниями в Российской Федерации.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- дать определение понятию социального обеспечения;
- рассмотреть лица, страдающие психоневрологическими заболеваниями как субъекты социального обеспечения;
- выделить меры социальной поддержки лиц, страдающих психоневрологическими заболеваниями;
- обозначить особенности обязательного пенсионного страхования.
Теоретическая и практическая значимость исследования в возможности использования основных его положений в процессе изучения обучающимися курсов «Право социального обеспечения», «Медицинское право» и ряда других учебных дисциплин.
Методологические основы курсовой работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть (включающая две главы и четыре параграфа), заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
1.1 Понятие социального обеспечения
Право любого члена общества иметь социальное обеспечение, установлено в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) , а также в ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и гарантируется в нашей стране каждому.
Право каждого на социальное обеспечение, зафиксированное ст. 39 Конституции РФ, отдельные ученые-правоведы не причисляют к числу конституционных прав, указывая, что конституционный принцип, на основании которого Конституция РФ имеет непосредственное действие, а права и свободы человека выступают непосредственно действующими (ч. 1 ст. 15 и ст. 18), к этому праву не может быть применен, а следовательно в ч. 1 ст. 39 речь идет только о программной части Конституции РФ, которая обязана выступать ориентиром для законодателя . Несомненно, положение ст. 39 о том, что каждому дается гарантия на социальное обеспечение, не говорит о том, что тем самым гражданин наделяется определенным набором данных ему субъективных прав (к примеру, на получение пенсии в конкретном размере либо с определенного возраста, установленных социальных услуг).
Современное отечественное законодательство не устанавливает официального определения термину «социальное обеспечение», хотя и много раз применяет его в отдельных правовых актах. В правовой литературе можно найти разные определения «социальное обеспечение» . К примеру, ученые в сфере права социального обеспечения М. Захаров, Э. Тучкова, В. Галаганов, представляют его следующим образом: «Социальное обеспечение - это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса» . «Государственное социальное обеспечение - это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательством» .
Также можно увидеть и такое определение, как «социальное обеспечение - система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность» . Профессор Ржаницына Л. дает следующее определение «социальному обеспечению» - «распределение пенсий, пособий и предоставление социальных услуг нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан по постоянно действующим основаниям, нормам и правилам, определенным общефедеральным законодательством как обязательные для всех участников и уровней» .
Представленные понятия включают в себя сущностные признаки такого явления, как социальное обеспечение и представляют его специфические особенности. Наиболее значимые из них, это: социальное обеспечение реализуется государством посредством целевых, специальных фондов, а также фондов обязательного социального страхования. Оно нацелено на выравнивание финансовых доходов граждан, поддержание их полноценного социального статуса в закрепленных законодательством случаях: утраты либо снижения доходов, старости, инвалидности, временной нетрудоспособности, потери кормильца и прочее .
Следовательно, под социальным обеспечением необходимо подразумевать систему формируемых государством юридических, экономических, а также организационных мер, нацеленных на компенсацию либо уменьшение последствий ухудшения материального и (либо) социального положения работающих граждан, а в случаях, которые отмечены отечественным законодательством, - других категорий граждан из-за возникновения обстоятельств, которые признаются нашим государством социально важными. К подобным обстоятельствам, к примеру, можно отнести такие, как: достижение установленного законодательством пенсионного возраста, возникновение инвалидности, утеря кормильца, заболевание, травмы, несчастные случаи на производстве либо разнообразные профессиональные заболевания, а также беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. – 1994.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. - № 234. - 02.12.1995.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340.
7. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. - 01.01.2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 18.
8. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
10. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская юстиция. - № 11. - 1995.
11. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 20.08.1992. - № 33. - Ст. 1913.
12. Постановление Правительства РФ от 25.05.1994 № 522 «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами» // Собрание законодательства РФ. - 06.06.1994. - № 6. - Ст. 606.
13. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ. - 27.02.2006. - № 9. - Ст. 1018.
14. Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 № 26297) // Российская газета. - № 301. - 28.12.2012.
15. Приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2014 № 34792) // Российская газета. - № 284. - 12.12.2014.
16. Постановление Совета судей РФ от 26.12.2002 № 78 «Об утверждении Перечня заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи» // Российская юстиция. - № 5. – 2003.
Научная и учебная литература
17. Андреев В.С. Конституционные основы советского права социального обеспечения // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 30.10.2018.
18. Антипьева Н.В. Правовые средства достижения единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 21 - 26.
19. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2004.
20. Гусев А.Ю. Значение мониторинга правоприменения для совершенствования законодательства о социальном обеспечении // Российский судья. 2016. № 2. С. 47 - 49.
21. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2001.
22. Зорькин В.Д. Конституция живет в законах // Российская газета. 2014. 18 декабря.
23. Кайль А.Н., Агешкина Н.А., Серебренников М.М., Холкина М.Г. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 27.10.2018.
24. Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003.
25. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 1998.
26. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» / под ред. К.А. Экштайна// Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/ (дата обращения 27.10.2018).
27. Никулинская Н.Ф., Новикова Е.Е., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Закону РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (постатейный) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 30.10.2018.
28. Серебрякова Е.А., Ситникова Е.Г. Трудовой договор с иностранцем: от заключения до прекращения. - М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 17. 176 с.
29. Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3. С. 403.
30. Федорова М.Ю. Медицинское право: Учеб. пособие для вузов. М., 2003.
31. Шарин В.И. О понятии «социальное обеспечение» // Электронный ресурс: URL: http://id.atiso.ru/node/76, дата обращения 27.10.2018.
Судебная практика
32. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - № 4. – 2013