Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях правового государства большое значение имеет управление обществом. При переходе Российского государства из социалистического в демократическое общество, многие нормативноправовые акты утратили свою силу и актуальность. На протяжении 15 лет юристы и ученные изучали преступность в стране и проблему увеличения преступности, а также её качественную характеристику. По итогам анализа они пришли к выводу, что увеличилось число преступлений, совершенных ранее судимыми лицами. Следовательно, государству необходимо принять такие меры, которые бы позволили снизить общее количество преступлений, так и преступлений, совершаемых лицами, имеющими судимость.
Важную роль для достижения указанной нами цели играет государственный надзор. Одним из его видов является административный надзор, который выражается в особой форме деятельности государственных органов исполнительной власти.
Административный надзор служит способом обеспечения дисциплины и законности в государстве, представляет собой особую форму деятельности государственной специально уполномоченных на данную деятельность органов исполнительной власти. Государственный административный надзор призван следить за строгим и точным исполнением правил всеми органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами, которые установлены и имеют значение для общества и государства. Государственный административный надзор заключается в том, что специальными органами власти осуществляется постоянное систематическое наблюдение за исполнением законодательства, а деятельность поднадзорного рассматриваться только с точки зрения закона.
Государственный административный надзор является одним из способов обеспечения безопасности в Российском государстве и функцией управления.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением мер административного пресечения в виде административного надзора.
Предмет исследования составляют: во-первых, теоретические представления о природе и назначении административного надзора; во-вторых, правовые нормы, закрепляющие его содержание и порядок применения.
Цель курсовой работы состоит в исследвоании административного надзора и его видов.
В рамках достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть административный надзор как функцию органов исполнительной власти;
проанализировать виды административного надзора;
охарактеризовать роль административного надзора в управлении государством на современном этапе;
описать проблемы установления и применения норм об административном надзоре;
изучить проблемы установления и применения норм об административном надзоре;
исследовать особенности реформирования нормативно-правовой базы.
Методы исследования – формально-логический, сравнительно-правовой, исторический, статистический.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
1.1. Административный надзор как функция органов исполнительной власти
Административный надзор - надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.
Административный надзор в науке административного права является особой формой исполнительной власти, осуществляющей функции по обеспечению законности и соблюдению конституционных прав и свобод граждан, общественных организаций и юридических лиц, а также безопасности в деятельности организационно неподчиненных государственных органов власти и их должностных лиц.
С целью достижения определенного результата эта форма может быть и способом управленческого воздействия. Также административный надзор является способом осуществления контроля власти и дисциплины в государстве.
Концепция административного надзора на данном этапе должна иметь более четко выраженную дефиницию этого административно-правового явления. Для этого должно быть выработано общее понимание административного надзора, отобразить его признаки, формы, критерии, классификации и качество административно-надзорной деятельности.
Административному надзору следовало бы использовать материальные административно-правовые нормы, устанавливающие статус административно-надзорной деятельности органов и должностных лиц (материальные источники) и процессуальные административно-правовые нормы.
Они бы могли регулировать порядок административно-надзорных действий и оформление результатов данной деятельности.
Такие административно-правовые нормы могут быть основаны на определенных принципах данного вида надзора, которые обязаны обусловливать структуру института административного надзора.
В Российской Федерации на данный момент существуют несколько типов надзора: прокурорский, судебный, административный.
Административный - самый большой по разнообразию надзор. Существует множество его отличий от прокурорского или судебного.
Подразделения государственной администрации, а также субъекты публичной исполнительной власти являются властными субъектами надзорной деятельности.
Если главная цель судебного и прокурорского надзора - обеспечение законности в стране, то у административного надзора обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Это является важным отличием этих видов надзора. Надзор за соблюдением правил государственная администрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т.д.), уменьшения тяжести их последствий.
Административный надзор более специфичен, так как занимается соблюдением специальных правил (ветеринарных, санитарных, таможенных, торговли и др.), а не соблюдением законности в целом.
Административный надзор имеет систематичный характер так как он проводится не только из-за поступления сигнала, но и в плановом порядке.
Также административным принуждением характерен административный надзор, так как надзорные структуры наделены полномочиями административного пресечения и наказания.
Можно выделить три разновидности в системе регулярного надзора:
за неопределенным количеством субъектов;
за получившими лицензии и разрешения лицами;
за лицами, освобожденными их мест лишения свободы.
Этот вид носит принудительный характер и осуществляется органами внутренних дел.
На три группы можно разделить большое количество надзорных служб государственной администрации:
- надзорные ведомства, главной задачей которых является системный надведомственный контроль за соблюдением специальных правил;
- входящие в состав федеральных органов исполнительной власти государственные инспекции и иные подразделения;
- разнообразные организационные структуры (ведомства, органы, структурные подразделения органов), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности. Это, например, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии.
Следует упомянуть и о том, что понятие административного надзора к нам пришло из советского периода, где он выступал в качестве важного метода обеспечения законности. В большей степени административный надзор понимался как надведомственный контроль, представлял собой форму активного наблюдения и в определенных случаях мер административно-властного характера.
Чаще всего административный надзор относили к органам милиции, которые осуществляли надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за иной, строго определенной законом категорией граждан.
Стоит подчеркнуть, что во всех концепциях советского административного надзора отсутствовало строгое разделение контроля и административного надзора. То есть контроль отождествлялся с административным надзором, поэтому административный надзор считался разновидностью контроля.
Именно из-за этой теоретической двусмысленности данных понятий произошло смешение надзора и контроля, которое тянется до российского законодательства.
Административное право современной России не разрешило сложившихся противоречий административного надзора, он стал рассматриваться как правовое явление, имеющее много функций, осуществляемое различными органами государственной власти.
Имеет место быть теория о том, что органом надзора является только прокуратура, а все остальные, именуемые «надзором», следовало бы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кодекс административного судопроизводства РФ от 08 марта 2015 года № 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 10.10.2018).
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 389-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.10.2018).
3. Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.// СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс » (дата обращения 10.10.2018).
5. Федеральный закон от 28.12.2016 № 342-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.10.2018).
6. Артемьев Н.С., Бурчихин А.Н. Причины и условия рецидивной преступности и основные меры её предупреждения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 5. С. 113.
7. Бурлак С.А. К вопросу о повышении эффективности административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Проблемы правоохранительной деятельности. Белгород. 2015. № 2. С. 119.
8. Вельмин А.С. Историко-юридический анализ проблем возрождения административного надзора в современной России // История государства и права. 2015. № 23. С. 23-26.
9. Губко И.В. Преступления, связанные с уклонением от отбывания уголовного наказания или иных мер правового принуждения (статьи 313, 314, 314.1 УК РФ): Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2015. С. 156.
10. Гусев Ю.Н. Особенности предупреждения рецидивной преступности // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. 2015. № 2(13). С.117.
11. Калинина Т.М. Понятие и Юридическая природа административного надзора // Административное право и процесс. 2015. № 8. С. 46.
12. Расторопов С.В., Алкаев Д.М. Объективная сторона уклонения от административного надзора (ст. 314.1 УК РФ) // Известия высших учебных заведений: Приволжский регион. Общественные науки. 2015. № 2(34). С. 26.
13. Репьев А.Г. Запреты и временные ограничения прав лиц, состоящих под административным надзором, как средства обеспечения правопорядка // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 2(32). С. 95.
14. Серебровская О. Педофилия: болезнь или преступление? // Интернет ресурс «Livejournal» (дата публикации 29.03.2016 года). URL: http://olgasrb.livejournal.com/38768.html.
15. Таилова А.Г. Реабилитационные центры социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 6. С. 98.
16. Фильченко А.П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: правовая природа и перспективы законодательного регулирования // Административное право и процесс. 2015. № 2. С. 55
17. Холманский В.И., Сульнева Т.В. К вопросу о целесообразности установления и осуществления административного надзора в отношении иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3. С. 56.
18. Интернет-газета Хот. URL: http://www.gazetahot.ru/novosti/proisshestviya/30257- administrativnyy-nadzor.html (дата обращения 10.10.2018).