Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время все более значимым становится вопрос об изучении иностранного языка, в особенности, английского, как международного средства общения. Для формирования коммуникативной готовности учащихся и более углубленного понимания культуры, языка изучаемой страны, применяются различные средства и способы обучения. Одним из современных методов обучения школьников является геймификация [1].
Геймификация — это способ воздействия на обучающихся. В электронном образовании игры могут заменить надоевшие типовые задания, а при традиционном обучении разнообразить сложившийся формат занятий. Настоящая ценность геймификации состоит в том, чтобы игровой принцип способствовал созданию осмысленного учебного опыта. Многие педагоги отдают предпочтение игре, как одному из важных инструментов нравственного и умственного воспитания личности. Значимое место игре, как воспитательному средству выделят Макаренко А.С., говоривший: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» [2].
Основной целью изучения любого иностранного языка принято считать коммуникативную (практическую). Она предназначена для того, чтобы научить учащихся основной компетенции – речевой. При помощи этой компетенции школьники учатся понимать речь, вырабатывают речевой навык. Только тогда можно считать, что школьник овладевает этой компетенцией, когда он способен не только выразить свою мысль при помощи языка и языковых средств, но и воспринять информацию от собеседника, полученную в устной речи, извлечь основное содержание и понять смысл произносимого на слух [1]. Именно на формирование этой компетенции, в первую очередь, и направлена геймификация, как средство обучения.
Установлено, что на современном этапе развития общества целесообразно организовывать общение школьников посредством игры. Общение является обязательным и необходимым условием развития личности ребенка. Основной и ведущей формой деятельности для ребенка является игровая, в связи с этим и необходимо организовывать общение детей в игровой форме [3].
При помощи игры в школьном возрасте можно оказывать, как и воспитательное, так и учебное воздействие на ребенка. Педагог в ходе проведения обучения может широко задействовать игровые технологии и элементы для достижения самых разнообразных целей и задач. В первую очередь игра способствует формированию навыка общения, развитию речи, формированию положительных взаимоотношений в коллективе. Тогда школьник ощущает потребность в общении, чувствует себя частью коллектива, стремится высказать свои мысли, ощущения, эмоции, а также стремится понять окружающих [1].
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать методику использования неспециализированных компьютерных игр в обучении иностранному языку школьников среднего звена.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методические основы обучения иностранному языку школьников среднего звена.
2. Раскрыть сущность понятия «геймификация» и ее роль в обучении иностранному языку.
3. Выявить особенности использования неспециализированной компьютерной игры в процессе обучения иностранному языку школьников среднего звена.
4. Привести методическую разработку, позволяющую использовать компьютерные игры в обучении школьников иностранному языку.
Объект исследования – геймификация как способ обучения иностранному языку
Предмет исследования – роль неспециализированных компьютерных игр в обучении школьников среднего звена иностранному языку.
Методы исследования: теоретические, такие как анализ литературных источников, научных публикаций, обобщение. Эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, проектно-исследовательская деятельность, математико-статистическая обработка данных).
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и совершенствования учебно-методических – комплексов, планирования занятий, составления учебных программ и требований. Также результаты могут быть использованы в качестве учебного материала для студентов педагогических учебных заведений, обучающих детей иностранному языку, коммуникативному навыку, умению понимать иностранную речь.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации педагогического процесса при обучении иностранному языку школьников среднего звена
1.1. Специфика преподавания иностранного языка школьникам среднего звена
Сложности организации педагогического процесса школьников среднего звена обусловлены двумя взаимосвязанными процессами. С одной стороны, основной задачей является формирование выпускника, обладающего полным набором коммуникативных компетенций, умением и готовностью к иноязычному общению.
С другой стороны, необходимо помнить о том, что школьники, особенно находящиеся на среднем звене обучения, являются подростками и считаются наиболее уязвимой категорией. Школьные годы приходятся на юношеские годы. Этот период характеризуется как переходный, и считается кризисным периодом для человека, что связано с физиологическими и психологическими особенностями [4].
В современном обществе происходят значительные социально-политические и экономические преобразования, которые существенно влияют на образовательную сферу. Эти преобразования выступают в роли мощного толчка, который влияет на образовательные требования, в результате чего возникает потребность в изменении и пересмотре существующих стандартов.
Сегодня, в курсе английского языка, первостепенную значимость приобретает такое преобразование образовательного процесса, которое обеспечит школьникам не только определенный уровень знания английского языка, но и коммуникативную готовность. Именно это качество и определяет готовность к осуществлению коммуникации и переводит акцент с количественных показателей образования к качественным характеристикам [7].
Цель обучения иностранному языку сводится к формированию коммуникативной готовности, то есть способности и готовности школьников и выпускников к осуществлению иноязычного межличностного и межкультурного общения с носителем языка.
Актуальность такого подхода к обучению не вызывает сомнений, поскольку XXI век можно охарактеризовать как время необыкновенно энергичного взаимодействия культур. Возникают новые отношения, среди которых особое место занимает необходимость межкультурной коммуникации, которая означает общение людей, представляющих разные культуры [8].
В связи с этим немаловажную роль в методике преподавания имеет грамотное планирование курса иностранного языка. Проблема составления и проектирования методического обеспечения учебной дисциплины в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с переходом обучения от традиционно-урочной системы к личностно-ориентированной и компетентностной системе. При этом главную роль приобретает заинтересованное вовлечение школьников в процесс обучения, сотрудничество преподавателя со школьниками, ориентация на приобретение не набора знаний, а комплекса компетенций. Компетенции обуславливают реализацию умений и знаний, полученных в процессе обучения при практической деятельности.
При работе со школьниками применяется компетентностный подход, обеспечивающий возможность формирования у школьников всех необходимых для дальнейшего обучения, общения и практической деятельности навыков. Широкую популярность приобрела проработка конкретных ситуативных задач, проведение семинаров, круглых столов. Основное внимание уделяется ключевым компетенциям: языковым, коммуникативным, познавательным, общественным, информационным и другим [5].
Современные педагогические технологии ориентируют на применение активных методов обучения, на оснащение учебного процесса современными средствами обучения, методическими материалами. Наиболее перспективными из них являются специально разработанные по конкретной дисциплине учебно-методические комплексы, успешно применяемые при любой форме обучения.
Применение дидактического материала способствует лучшему усвоению полученных знаний, наглядности, иллюстративности преподаваемой информации. У школьника появляется возможность проанализировать материал, проследить возможности применения теоретических аспектов на практике, проработать конкретные ситуации и разработать пути их решения [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балыхина Т.М. Квалификационные требования к педагогам: пособие для учителей и студентов. – М.: Просвещение, 2007. - 175с.
2. Богданова О.С. Логико-коммуникативные программы при обучении монологическому высказыванию // Иностранные языки в школе. 1988. №5. С.35-43.
3. Бородачев А.В. Сигнальные опоры при обучении грамматическим явлениям французского языка // Иностранные языки в школе. 2012. №2. С. 57-60.
4. Бутко Г.В. Наглядные пособия по английскому языку // Иностранные языки в школе. 2012. №2. С. 51-52.
5. Виноградов В. В. Лингвистические аспекты обучения иностранным языкам: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2003. - 182 с.
6. Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам // Иностранные языки в школе. 2011. №1. С. 21-26.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2003. - 163 с.
8. Дареева О.А., Дашиева С.А. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 15. С. 154–159.
9. Дроздова Т.И. Опоры-символы и опоры-рифмовки на английском языке. // Иностранные языки в школе. 1999. №6. С. 35-39.
10. Жажева Д.Д., Жажева С.А. Формирование лингвистической компетенции на основе использования дидактической игры [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 4.С. 99–108.
11. Заремская С.И. Об использовании картинок с неразвернутой ситуацией // Иностранные языки в школе. 1978. №4. С. 96-99.
12. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Просвещение, 2000. - 200 с.
13. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: учебное пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
14. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1991. - 219 с.
15. Зимняя И.А. Условия формирования навыка говорения на иностранном языке и критерии его отработанности // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М.: Русский язык, 1991. - 60 с.
16. Кологривова С.В. Ведите урок по-русски: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2007. – 194 с.
17. Миньяр – Белоручев Р.Н. Методика обучения французскому языку: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
18. Миролюбов А.А. Примерные нормы оценок успешности овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. 1999. №1. С.2-5.
19. Невоструев, П. Ю. Применение концепции игрофикации в рамках разработки контент-стратегии // Евразийское научное объединение. — 2015. Т. 1. № 3 (3). с. 73–74.
20. Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. -Л.: 1941. Т.35. - 450 с.
21. Синельников А.П. Психология обучения иностранным языкам: учебное издание. - Харьков: РАНОК, 2007. - 138 с.
22. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М., 2008. 272 с.
23. Титова С.В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 7–8 (159–160). С. 7–14.
24. Титова С.В. Контроль и оценивание в языковом классе с помощью мобильных приложений // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 24–35.
25. Шаклеин М.С. Лингводидактика: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 279 с.
26. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 479 с.
27. Global conflicts game http://shop.seriousgames.net/produkt/global-conflict/world.html
28. Kapp, K. M. The gamification of learning and instruction: game-based methods and strategies for training and education. — John Wiley & Sons, 2012..
29. Kim, A. J. Community building on the web: Secret strategies for successful online communities. — Addison-Wesley Longman Publishing Co., Inc., 2000.
30. Pappas C. How Gamifi cation Reshapes Learning [Электронный ресурс]. URL: https:// elearningindustry.com/how-gamification-reshapes-learning#introduction (дата обращения: 09.10.2018).
31. Van Staalduinen J. P., de Freitas S. A Game-Based Learning Framework: Linking Game Design and Learning // Learning to play: exploring the future of education with video games. — 2011. — Т. 53. — с. 29.
32. Zichermann, G., Linder J. Game-based marketing: inspire customer loyalty through rewards, challenges, and contests.— John Wiley & Sons, 2010.