Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема пенсионного страхования является крайне актуальной для большинства стран, так как настоящая система пенсионных выплат не способна обеспечить достаточный уровень жизни людей, окончивших трудовую деятельность. То немногое, что можно сделать – это позаботиться о своем будущем еще в молодости самостоятельно, подписав договор по предоставлению добровольного пенсионного страхования.
В большом количестве развитых стран средства на обеспечение пенсиями граждан поступают из нескольких источников: государственных пенсионных фондов, корпоративных отраслевых пенсий и индивидуальных пенсий, получаемых согласно договору. Причем это примерно одинаковые части поступлений. Свидетельство этому – их пенсионные выплаты. Именно страховые компании – основные поставщики услуг, позволяющие отложить некоторые суммы средств к достижению пенсионного возраста.
Актуальность данной темы определяется еще и тем, что в условиях рыночной экономики одним из главных институтов защиты человека является социальное страхование. Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
Объектом курсовой работы являются правоотношения в сфере пенсионного страхования в РФ.
В качестве предмета курсовой работы выступают нормы права, регламентирующие актуальные проблемы и задачи пенсионного страхования в РФ.
Целью курсовой работы является анализ актуальных проблем и задач пенсионного страхования в РФ.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
– раскрыть понятие и задачи пенсионного страхования в РФ;
– исследовать виды пенсионного страхования в РФ;
– выявить проблемы современного состояния пенсионного страхования в РФ;
– рассмотреть перспективы развития пенсионного страхования в РФ.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: О.А. Гончарова, Л.В. Аникеева, О.Л. Домнина, Ю.И. Шувалова, Д.С. Ощенко, И.В. Папина, И.В. Гагай, Е.С. Крыгина, М.О. Зотова, Е.Г. Макарова, и другие.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», другие нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, разделенных на четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика пенсионного страхования в РФ
1.1. Понятие и задачи пенсионного страхования в РФ
Пенсионное страхование – одна из разновидностей страхования жизни, при котором выплаты суммы страховки производят после момента вступления застрахованного человека в пенсионный возраст, т. е. выхода на пенсию. Оно может быть обязательным (далее по тексту – ОПС) и добровольным (далее по тексту – ДПС).
Для получения пенсионных выплат гражданину необходимо иметь свидетельство обязательного пенсионного страхования. Обязательным страхованием заведует государство – оно является страховщиком и гарантом выплат.
Обязательное пенсионное страхование – это основа будущей пенсии физического лица. Этот вид пенсионного страхования обусловлен законом и распространяется на всех граждан страны. Согласно пенсионной реформе, любой гражданин обязан быть застрахованным. Это означает, что на каждого застрахованного открывается счет в пенсионном фонде. На этот счет работодатель из официально проведенной по бухгалтерии заработной платы застрахованного лица отчисляет взносы. Вот из этих регулярных взносов и формируется пенсия каждого гражданина .
Пенсионные фонды инвестируют эти деньги в финансовый рынок, что позволяет образовать некую накопительную часть. Если хозяин счета не дает распоряжений относительно накопительной части, то пенсионный фонд перечисляет эти деньги в государственную управляющую компанию. Страхователь также может указать в качестве распорядителя учреждения не государственной формы. А когда наступает пенсионный возраст, то клиент (страхователь) получает пенсию, которая формируется из суммы сделанных взносов плюс доходы от инвестирования накопительной части.
До введения новых законов трудовая пенсия рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Исходя из этого документа данный вид пенсионного обеспечения можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с инвалидностью, старостью, либо если они являлись иждивенцами таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.
Основным изменением, которое принесла реформа 2015 года, явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами – это страховая пенсия и накопительная. Соответственно, были приняты Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» .
Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия – теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.
Итак, разделение трудовой пенсии на две самостоятельных выплаты подразумевало создание законодательной базы для каждого вида пенсий. Именно поэтому был принят закон «О страховых пенсиях».
Первое и самое главное, пожалуй, изменение касается условий назначения: если описания условий, по которым может быть назначена пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца, практически скопированы из Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то со страховыми пенсиями по старости произошли существенные преобразования:
1) вместо необходимых 5 лет страхового стажа введена ежегодно увеличивающаяся продолжительность стажа от 6 лет в 2015 году и до 15 лет в 2024 году;
2) понятие фиксированный базовый размер заменено на фиксированную выплату (ФВ);
3) на размер пенсии теперь влияет индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл), величина которого должна быть не менее 30 на конец переходного периода;
Кроме того, предусмотрено повышение фиксированной выплаты в случае, если гражданин добровольно не выходит на пенсию, когда она ему уже положена. Таблица, отражающая характер изменения величины ФВ, отражена в приложении 2 к вышеуказанному закону.
Кроме вышеуказанного закона «О страховых пенсиях» был принят еще один – от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Накопительная пенсия является ежемесячной денежной выплатой, исчисленной исходя из средств в специальной части лицевого счета застрахованных лиц. Согласно статье 4 вышеуказанного Закона, право на нее имеют граждане, у которых на специальной части лицевого счета находится сумма, равная, как минимум, 5% от суммы размера страховой пенсии на основном лицевом счете .
Размер накопительной пенсии может быть увеличен с помощью дополнительных страховых взносов, взносов по инициативе работодателя, инвестирования материнского капитала, а также по программе государственного софинансирования пенсии и других видов софинансирования.
Традиционно выделяют страховые пенсионные системы с установленными выплатами и с установленными взносами. В первой из них пенсионные права граждан зависят от продолжительности страхового или трудового стажа и величины дохода, с которого уплачивались страховые платежи в пенсионный бюджет. Порядок формирования пенсионных прав с установленными взносами связан с закреплением на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц суммы уплаченных за них (или ими) страховых взносов за весь период трудовой деятельности .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52 (часть I). Ст. 6965.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52 (часть I). Ст. 6989.
5. Аникеева Л.В. Пенсионное страхование как необходимый элемент социально-трудовых отношений // Актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Государственный университет управления, Национальный союз «Управление персоналом». 2017. С. 3-13.
6. Асланов А.Э., Рябичева О.И. Проблемы развития социального страхования в Российской Федерации // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 56-59.
7. Белоусова Ю.В. Страховая и накопительная части пенсии // Молодежь и научно-технический прогресс: Сборник докладов VIII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 томах. 2015. С. 47-50.
8. Беляков А.А. Права граждан на пенсионное обеспечение и способы их защиты в судебном порядке // Социальное и пенсионное право. 2014. № 4. С. 3-7.
9. Бигеев Р.Р. Проблемы и пути совершенствования социального страхования в России // Современная экономика сборник статей XV Международной научной конференции. 2017. С. 57-59.
10. Брежнева О.В., Нургалиева Г.Р. Актуальные проблемы социального страхования в России // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 5 (21). С. 735-738.
11. Гончарова О.А. Пенсионное страхование в России: современное состояние // Актуальные мировые тренды развития социально-гуманитарного знания сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). 2017. С. 72-75.
12. Диветайкина Т.Е., Тамбовцева Ю.В. Особенности правового регулирования страховых пенсий по старости // XLIV Огарёвские чтения: Материалы научной конференции: в 3 частях. Ответственный за выпуск П. В. Сенин. 2016. С. 534-538.
13. Домнина О.Л., Шувалова Ю.И. Пенсионное страхование как фактор экономической безопасности личности // Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития: Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2016. С. 137-146.
14. Крыгина Е.С., Зотова М.О. Пенсионное страхование как механизм повышения благосостояния граждан // Актуальные проблемы развития финансового сектора: материалы V Международной научно-практической конференции. 2017. С. 311-320.
15. Макарова Е.Г. История становления законодательства об обязательном пенсионном страховании в России // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 201-207.
16. Ощенко Д.С., Папина И.В., Гагай И.В. Пенсионное страхование и его основные виды // Современная наука: новые подходы и актуальные исследования Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 329-335.
17. Ржевская М.А., Степаненко В.В. Проблемы системы государственного социального страхования в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 134-137.
18. Филина М.А., Далгатова Г.Р. Система социального страхования в РФ: проблемы и пути реформирования // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 396-399.