Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня в планировании учебно-воспитательного процесса важная роль отводится познавательной компетенции, развитию у школьников познавательных УУД.
Необходимость формирования познавательной активности школьников в условиях реализации ФГОС заключается в том, чтобы научить школьника видеть и использовать свои силы и возможности в процессе обучения, развить интерес к познанию нового, научить оценивать себя в длительном процессе развития, сравнивать себя до и после процесса развития. Всё это должен обеспечить педагог различными способами, методами, технологиями.
Познавательная активность – это активная направленность, которая проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умение получать эстетическое наслаждение, если цель достигнута. Познавательная активность невозможна без познавательного интереса. Систематически укрепляясь и развиваясь, она становится основой положительного отношения к учению. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них [1].
В Федеральном компоненте государственного стандарта определены основные цели образования, одна из которых ориентирована на развитие интереса к учению, формированию желания и умения учиться. Значимое место в системе образования занимает познавательная активность, поскольку она развивает умение обобщать, способность к анализу, умение находить закономерности, умение логически мыслить и рассуждать, способность быстро соображать, навык планирования, навыки концептуального и абстрактного мышления.
Развитие познавательного интереса в процессе изучения темы «Оптика» решает следующие задачи: раскрывает причинно-следственные связи, закономерности различных процессов; углубляет, расширяет, конкретизирует знания по учебному предмету; активизирует познавательный интерес обучающихся и приобщает к самостоятельному добыванию знаний [2].
Проблематика исследования. В методике преподавания способы активации познавательной активности школьников еще недостаточно исследованы и реализованы в практике обучения. В настоящее время в реальном педагогическом процессе не полностью реализуются методы и приемы работы, которые позволили бы развивать познавательную активность у обучающихся [3].
Цель исследования – рассмотреть особенности развития познавательных УУД на профильных уроках в школе при изучении темы «Оптика»
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования, раскрывая сущность понятия "познавательные универсальные учебные действия"
2. Рассмотреть структурные компоненты познавательных УУД и условия их формирования у школьников.
3.Обосновать формы и методы проведения урока, направленного на развитие познавательных УУД.
4. Представить методическую разработку по теме «Оптика» (урок развития познавательных УУД).
5. Разработать рекомендации по использованию практического материала по теме «Оптика» с целью формирования познавательных УУД у школьников.
Методологическая основа: теоретические положения Л.И. Божович о познавательных интересах школьников, теоретические положения В.В. Репкина о психолого-дидактической системе развивающего обучения; о исследовании развития познавательных интересов у младших школьников, теоретические положения Д.Б. Эльконина о теории учебной деятельности.
Методы исследования: теоретические положения: анализ литературы, методических указаний, нормативно-правовых актов (Федеральный государственный образовательный стандарт, и др.), психолого-педагогические (наблюдение, педагогический эксперимент), математико-статистические (обработка полученных данных, интерпретация).
Теоретическая значимость: систематизирован материал по проблеме формирования познавательных УУД у детей школьного возраста (в рамках изучения темы «Оптика»).
Практическая значимость: составленные рекомендации могут быть использованы учителями, студентами, практикантами, репетиторами при организации учебно-воспитательного процесса, планировании урока по теме «Оптика».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных УУД у школьников в профильном классе на уроках физики
1.1. Характеристика УУД и познавательной активности школьников
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является основным образовательным стандартом, регламентирующим деятельность в области образования. Не является исключением и физика. ФГОС является совокупностью требований, которые необходимо применять при проведении уроков, планировании программы, разработке методики проведения занятий.
ФГОС регламентирует деятельность специалистов в области образования не только в рамках школьной программы, но и в рамках среднеспециального, профессионального, высшего образования. ФГОС распространяется на образовательные учреждения, действующие в рамках государственной программы и имеющие государственную аккредитацию. В основе документа лежит анализ основных психолого-педагогических трудов, культурологических, педагогических психологических и социологических концепций и теорий [3].
Современный образовательный процесс характеризуется процессом модернизации, поэтому в таких меняющихся условиях особую необходимость и значимость приобретает такой нормативно - правовой акт, который направляет и определяет ход образовательного процесса. Новый ФГОС характеризуется тем, что в нем не сформулированы конкретные цели и задачи, имеющие отношение к конкретному предмету. Акцент делается на общих моментах, на необходимости развивать общее мышление, умение анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять информацию. Подчеркивается необходимость развивать у учеников умения общаться, развивать общие коммуникативные навыки, логику, интуицию.
В дальнейшем на базе полученных навыков будет развиваться умение грамотно излагать свои мысли, общаться с другими людьми, высказывать и грамотно аргументировать свое мнение. Именно такие результаты мы и получаем в ходе развития УУД [4].
В процессе самоактуализации личностного роста школьников происходит их самосовершенствование путем естественной самореализации в школьном коллективе. Достигается это преимущественно через овладение учащимися универсальными учебными действиями при изучении различных предметов [5].
На любом предмете, благодаря правильно построенной модели его фактического преподавания, происходит формирование всех УУД. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других же акцент делается на формировании других видов УУД. Это позволяет школьникам тренировать навыки не только понятийного аппарата школьного материала, но и способствует фактическому построению личностного роста в классе. Развитие познавательного достигается посредством самовыражения себя в усвоении школьного материала по отношению к коллективу. Следует заметить, что целью преподавателей физики является формирование всех четырех видов универсальных учебных действий [6]. Но основной акцент делается именно на познавательных УУД, поскольку именно они являются мощным стимулом к дальнейшему обучению, мотиватором и двигателем учебного процесса.
В широком смысле этого слова, термин «универсальные учебные действия» обозначает процесс, при котором личность познает себя и окружающую среду, свой коллектив через самоактуализацию. Учащийся достигает самосовершенствования. Достигается это не только путем развития внутренних качеств, но и посредством внешней самореализации, которая выражается в умении учиться, т. е. способности субъекта к саморазвитию личностных ориентиров среди школьных дисциплин и самосовершенствованию путём осознанного и активного присвоения нового социального опыта [5].
В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный [6].
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [5,6].
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности [5,6].
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия [6].
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми [6].
В настоящее время подходы к обучению существенно изменились, изменились и средства, применяемые для развития ребенка и достижения поставленных учебных задач [3]. Основной целью образования становится не сумма знаний, а набор необходимых компетенций в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и других сферах. Главными становятся способность к самообразованию, социальная активность, умение отстаивать свои взгляды, правовая культура и т.д., т. е формирование общих компетенций, как способности успешно действовать на основе практического
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
2. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71–78.
3. Введение ФГОС СОО: проблемы и перспективы (из опыта работы гимназии). - Самара: Самарское управление министерства образования и науки Самарской области, Департамент образования Администрации г.о. Самара, Центр развития образования г.о. Самары, МБОУ гимназия № 11 г.о. Самара – Самара, АНО «Издательство СНЦ РАН», 2013. – 180 стр.
4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1983. с. 115-127.
5. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. –М.; –Л.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во, 1935.
6. Высоцкий И. Р., Компьютер в образовании, //Информатика и образование,2000,№ 1.
7. Глазунова Л.Б., Есенков Ю.В. «Письменное инструктирование учащихся профессиональных образовательных учреждений»: методические рекомендации. – УИПУПРО, 2016 – 40 с.
8. Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П.Грязнов, Л.А.Лисина, П.И.Самойленко // Специалист. – 1998. – № 2. – С. 30–33, № 3. – С. 31–35, № 4. – С. 30–33.
9. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 320 с.
10. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, в редакции от 29.декабря 2012 г.
11. Игнатова И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании// Информатика и образование- М.: 2013-№3.
12. Кавтрев А. Ф., Компьютерные модели в школьном курсе физики. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 2, Санкт-Петербург, Информатизация образования,2014.
13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176 с.
14. Львовский М. Б., Львовская Г. Ф. Преподавание физики с использованием компьютера. // Информатика и образование — М.2012, № 5.
15. Маслак Е.Н. Личностно ориентированный урок: из практики работы учителя биологии / Е.Н. Маслак. – М. Чистые пруды, 2012. – 32 с. (Библио-течка «Первого сентября», серия «Биология». – Вып. 33).
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2010. – 452 с.
17. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: – М.: ВЛАДОС, 2011. – 688 с.
18. Организация внутришкольного контроля в условиях введения федерального государственного стандарта начального общего образования: методические рекомендации. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. - 36 с.
19. Петухов, М. А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам [Текст]: учебное пособие / М. А. Петухов; под науч. ред. А. П. Беляевой. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 198 с.
20. Плотникова И.А. Методика тестового контроля в старших классах// Информатика и образование- М.: 2000- №1.
21. Профессиональная педагогика [Текст] : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / С. Я. Батышев [и др.] ; науч. ред. С. Я. Батышева ; Рос. акад. образования, Ассоц. "Проф. образование", Исслед. центр проблем непрерыв. проф. образования. – М. : АПО, 2013.
22. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2003.–С.175.
23. Ротмистров, Н.Ю. Мультимедиа в образовании / Н.Ю. Ротмистров // Информатика и образование. – 1994. – №4. – С. 89–96.
24. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: учебное пособие / В. А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2007. В помощь руководителю колледжа - М.:УМЦ ПО ДОМ: Форум, 2015г. – 400 с.
25. Сорокин Н. А. Дидактика. - М., Про¬свещение, 1974. с. 97-115.