Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Находясь в постоянном движении, речь непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря - это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления и исчезают старые.
Проблема возникновения и употребления новых слов всегда интересовала лингвистов, поэтому исследование образования новых лексических единиц является актуальной задачей современного языкознания.
Несмотря на богатую историю изучения (В.В. Виноградов, Р.А.Винокур, Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова, В. В. Лопатин, А. И. Моисеев, А. Н. Тихонов, И.С. Улуханов, М.Н. Янценецька и многие другие), словообразовательное гнездо остается структурой, рассматривающейся в различных исследованиях (исторических, семантических, структурных). Лингвистика, рассматривая содержательную сторону языка, вернулась к рассмотрению проблематики исследования словообразовательного гнезда как высшей единицы словообразования.
В работе определяется, что такое словообразовательной гнездо, какую роль оно играет в словообразовании, его структура, в чем заключается проблема его изучения.
Подчеркивая «иерархичности» постройки гнезд (по А. А. Земской), можно выделить непосредственные и опосредованные отношения лексем в словообразовательном гнезде, полные (закрытые) и неполные (открытые) словообразовательные цепочки, классификация которых зависит от того, может ли последний компонент цепочки образовывать новые слова. Для распознавания новых слов важным фактором является то, что существует не только морфологический, но и лексико-семантический способ словообразования.
По изучению словообразовательных гнезд во времени выделяют синхронию и диахронию, что помогает изучению гнезда как в едином временном пространстве, так и путем сопоставления разных эпох.
В нашем исследовании мы используем синхронный подход, задачей которого является описание сосуществующих единиц языка и выявления живых связей между словами.
Объект исследования: словообразовательное гнездо в русском языке.
Предмет исследования: структура и словообразовательное гнездо.
Цель курсовой работы заключается в изучении семантического пространства связей внутри словообразовательного гнезда.
Задачи исследования.
1. Рассмотрение структурных признаков словообразовательного гнезда как деривационного единства.
2. Системное описание способов деривации в словообразовательном гнезде.
3. Выявление семантико-словообразовательной структуры словообразовательного гнезда.
Цели и задачи работы определили её структуру. Выпускная квалификационная работа включает Введение, две главы, Заключения и список использованной литературы.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать результаты проведенного исследования как для решения конкретных проблем в области словообразования, так и в вузовском преподавании - в общем и специальном курсах лексикологии и словообразования.
Глава 1. Словообразовательное гнездо как единица деривационной системы
1.1. Структурные признаки словообразовательного гнезда как деривационного единства
Проблема изучения словообразовательного состава языка с помощью словообразовательных гнезд является очень актуальной на сегодня. Гнездовой подход обнаруживает некоторые характерные черты словообразовательных систем, присущие языкам любого строя, будь то синтетического или аналитического. Благодаря изучению словообразовательных гнезд можно проследить пути образования новых слов [10, c. 60].
В XIX веке Н. Крушевский, говоря о словообразовании, назвал его «массой систем» и был прав, потому что производные слова формируют так называемые разветвленные системы, которые мы и называем словообразовательными гнездами и рядами. Именно гнезда и ряды могут считаться базовыми единицами словообразования. Существует множество определений словообразовательного гнезда. Одно из них было введено основателем теории словообразовательного гнезда А. Н. Тихоновым. Он определяет гнездо как «упорядоченную отношениями производности совокупность слов, характеризующуюся общностью корня», таким образом, признавая общий корень критерием объединения всех слов в определенную систему [20, с. 19].
А.А. Земская отмечает именно «иерархическое» построение гнезд, где обязательно присутствует «базовое слово», от которого образуются новые для дальнейшего словообразования. Это характеризует словообразовательное гнездо как сложную упорядоченную систему, рассчитанную для постоянного образования новых слов.
Учитывая временной фактор, Н.М. Шанский дает такое определение словообразовательном гнезду: это «совокупность однокоренных слов (с синхронной точки зрения), иерархически построенных отношениями синхронной словообразовательной производности, как непосредственной, так и опосредованной» [33, c.106].
Долгие годы словообразование развивалось по пути изучения словообразовательных рядов. Словообразовательный ряд - это группа словообразовательных пар, обладающих общностью двух признаков: производящие должны быть словами одной части речи, а производные должны включать тождественный в формальном и семантическом отношении формант. В словообразовательном ряду изучаются возможности сочетаемости одного деривата с разными корнями, ср.: печник «тот, кто кладет печи»; школьник «тот, кто учится в школе». В центре внимания исследователей оказывается аффикс, его способность сочетаться с разными основами. Его семантика кладется в основу словообразовательного значения, выявляемого у производных одного словообразовательного ряда. Так, словообразовательное значение слов распарить, разварить, разукрасить можно описать как «интенсивно совершить действие, названное производящей основой». При аффиксальном подходе конкретное значение производящего не имеет существенного значения, оно характеризуется обобщенно и располагается в отсылочной части толкования [6, с. 41].
На основе общности корня слова группируются в словообразовательные гнезда. В производных корень выполняет интегрирующую функцию, а аффикс - различительную, ср.: пол половица «одна из настеленных досок пола»; пол половой «относящийся к полу». Значение производного в словообразовательном гнезде формируется на основе соотношения одной словообразовательной пары, а потому носит индивидуальный характер.
В последнее время гнездам уделяется много внимания. Определению особенностей словообразовательных гнезд и их места в системе словообразования посвящены исследования Е.А.Земской, П.А.Соболевой, А.Н.Тихонова. В работах E.Л. Гинзбурга, А.Н. Тихонова, И.С. Улуханова, И.А. Ширшова начато изучение словообразовательного гнезда как сложного семантического устройства. Выявлены некоторые общие закономерности лексико-семантической соотносительности слов в словообразовательных парах, цепочках. В ряде исследований (работы С.С. Белокриницкой, Е.А.Земской, А.М. Зализняк, А.А. Лукашенца, Е.Б. Ворониной, Е.Б.Кузьминой, И.Д.Михайловой, Т.С. Морозовой, С.А. Тихонова и др.) изучены и описаны отдельные словообразовательные гнезда или группы гнезд, определены особенности типовых словообразовательных парадигм и цепочек слов различных частей речи. На гнездовом материале активно разрабатываются вопросы множественности словообразовательной структуры слова (И.А. Ширшов, А.М.Зализняк, Е.Л.Гинзбург).
Если в основу описания гнезда положить количественный признак, то в зависимости от того, сколько слов включает то или иное гнездо, выделится три типа.
1) Нулевое гнездо, состоящее всего из одного слова, включающего радиксоид, например: ажур, нареч. «проведение бухгалтерских записей в день совершения операций», бакаут «барка». Такие гнезда можно назвать потенциальными.
2) Слаборазвернутое гнездо, то есть гнездо, включающее в себя только два слова: вершину и одно производное, например: аллофон, аллофонный; агава, агавный.
3) Сильноразвернутое гнездо, то есть гнездо, включающее в себя три и более слова, например: амбар, амбарный, амбарец, амбарчик, амбарушка. Такие гнезда называют макрогнездами. Они могут включать сотни образований. Так, гнездо с вершиной делать включает 342 слова, гнездо с вершиной ходить - 470 слов [30, с. 248].
Гнездование можно проводить как с опорой на корень, так и с «опорой на аффикс» [30, с. 218]. Слова, сгруппированные на основе общности корня, формируют корневое гнездо, например: бок бочок бочком боком боковой боковуша боковушка боковина.
Если же группировку слов произвести на основе общности аффикса, то получится аффиксальное гнездо, например:
-арь
-тель
главарь букварь словарь волгарь плугарь аптекарь прихлебатель преподаватель завоеватель нагреватель подогреватель обозреватель.
В таких гнездах демонстрируются возможности сочетаемости одного аффикса с разными корнями или другими аффиксами. В зависимости от типа
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, Д. И. Словообразование современного русского литературного языка / Д. И. Алексеев, Р. В. Бахтурина, Е. И. Галанова и др. – Русский язык и советское общество, 1968. – Кн. 3. – 299, [1] с.
2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования // «Филологические науки» – 1960– № 2.
3. Бутакова Л. О. Морфемика и словообразование современного русского языка; Флинта, Наука – М., 2012. – 232 c.
4. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии, в сборнике: Вопросы теории и истории языка в свете трудов И. В. Сталина по языкознанию. – М., 1952.
5. Воронцова, В. Л. Грамматические исследования: функционально-стилистический аспект. Морфология. словообразование. Синтаксис / В.Л.Воронцова. – М. : Наука, 1991. – 247 с.
6. Горшкова В. Н. Морфология. Словообразование. Орфография. Упражнения с выборочным ответом. Пособие: моногр. ; Просвещение - М., 1983. - 160 c.
7. Гридина, Т. А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг : учебное пособие / Т. А. Гридина, Н.И.Коновалова. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 155, [1] с.
8. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учебное пособие / Е.А. Земская. – М.: Флинта, 2007.
9. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. В 2-х т. – М., 2000.
10. Карпов, А. К. Словообразование современного русского языка : учеб. пособие для пед. вузов / А. К. Карпов. – Нижневартовск : Изд-во Нижневартовского педагогического ин-та, 2000. – 282 с.
11. Киселев М. С. Лексика и словообразование; Флинта, Наука - М., 2010. - 296 c.
12. Кубрякова E.C. Что такое словообразование. - М., 1965.
13. Кузнецова А.И. Словарь морфем русского языка / А.И.Кузнецова, Г.В. Ефремова. – М.: Русский язык, 1986.
14. Максимов, В.И. К тайнам словообразования; Просвещение - М., 1980. - 160 c.
15. Мансуров Ю. А. Значица. Мировой алфавит. Законы исторического словообразования; Белые альвы - М., 2007. - 336 c.
16. Моисеев, А. И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке : учебное пособие / А. И.Моисеев. – Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1987. - 206 с.
17. Мусатов, В.Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование: учебное пособие для вузов по специальности "Русский язык и литература": рек. УМО вузов РФ / В. Н. Мусатов. - Москва: Флинта: Наука, 2010. - 359 с.
18. Мыльникова, С. Е. Современный русский язык. Словообразование. Морфология: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения студентов педагогических вузов / С.Е.Мыльникова, Т. А. Фадеева, Е. А. Глотова. – М. : Флинта : Наука, 2010. – 503 с.
19. Николина Н.А. Словообразование современного русского языка: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.уч. заведений / Н.А. Николина, Е.А.Фролова, М.М. Литвинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.
21. Розенталь Д.Э. Современный русский язык /Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. - М.: Айрис-Пресс, 2002.
22. Русская грамматика / под ред. Н.Ю.Шведовой. Т.1. – М., 1982.
23. Словообразовательный словарь русского языка для школьников / сост. А.В. Ковригина, М.Ю. Суетина. – М: Дом Славянской книги, 2010. – 352 с.
24. Современный русский литературный язык /П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта. - М.: Высш. шк., 2001. - 462 с.
25. Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1999.
26. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студентов высш. учеб.заведений. В 2-х частях. Ч. 1. Фонетика и орфография. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. / Ред. Т.И. Диброва. – М.: Академия, 2006. – 480 с.
27. Современный русский язык в 3 частях. Ч.2. Словообразование. Морфология / под ред. Н.М.Шанского и А.Н.Тихонова.- М., 1987.
28. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под ред. Л.А.Новикова.3-е изд.- СПб., 2001.
29. Тихонов А. Н., Беркович Т. Л. Все трудности русского словообразования. Словарь-справочник; АСТ, Астрель - М., 2010. - 816 c.
30. Улуханов, И. С. Мотивация в словообразовательной системе русского языка / И. С. Улуханов. – М. : Азбуковник, 2005. – 311 с.
31. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / сост. Л.В. Антонова, И.Р. Григорян, Н.И. Шильнова. – М.: Дом Славянской книги, 2011. – 960 с.
32. Филиппова, Л. С. Современный русский язык. Морфемика, словообразование: учебное пособие / Л. С. Филиппова. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 244 с.
33. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии; РГГУ - Москва, 1981. - 246 c.
34. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию; КомКнига - М., 2010. - 334 c.