Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное развитие науки и техники, реализация инновационных задач, которые необходимо решить нашей стране, невозможно без качественной математической подготовки подрастающего поколения. Только математическая грамотность всего населения позволит сделать технологический рывок в социально-экономическом развитии России. На это указывает «Концепция развития математического образования в Российской Федерации», принятая правительством в декабре 2013 года.
А.В. Белошистая указывает, что начальным этапом, на котором закладываются основы математической культуры, назван дошкольный возраст. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки.
В современном мире существует огромное количество разнообразных игровых методик для развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей. Например, особенность развивающих игр В. В. Воскобовича и Б. П. Никитина заключается в составлении целого из частей и в воссоздании фигур силуэтов, а палочки Х. Кюизенера носят универсальный характер.
Учитывая, что в дошкольном возрасте у ребенка доминирует наглядно-действенное мышление, мы обратились к такому дидактическому пособию, как блоки венгерского психолога Дьенеша. Предлагаемые им логические игры способствуют развитию речи, комбинаторных и аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач (умение выявлять в объектах разные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному-трем свойствам).
В методический материал З. Дьенеша входит простой набор геометрических фигур трех цветов, похожий на обычный конструктор. Создатель блоков З. Дьенеш утверждает, что для развития математических знаний ребенка дошкольного возраста необходимо использовать игровые формы. Уникальность игры состоит в том, что пользоваться пособием могут дети всех возрастных групп. Отличительной особенностью является постепенное усложнение заданий, в зависимости от возраста играющих.
Объект: формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов младших дошкольников
Предмет: Игровые упражнения с блоками Дьенеша как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов младших дошкольников
Цель: определение педагогических условий по использованию игровых упражнений с блоками Дьенеша как средства формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов младших дошкольников
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить этапы формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов младших дошкольников.
3. Раскрыть возможности использования игровых упражнений с блоками Дьенеша в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов младших дошкольников.
4. Изучить педагогический опыт по проблеме исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Анализ литературы по теме исследования
1.1. Значение математического развития детей дошкольного возраста
Большую роль в умственном воспитании ребенка и формировании его интеллекта играет математическое развитие, которое представляет собой процесс целенаправленной и организованной передачи детям и усвоения ими знаний, приемов и способов умственной деятельности предусмотренных программными требованиями. Целью математического развития детей выступает «не столько накопление определенного объема математических знаний и формирование связанных с ними понятий, сколько интеллектуальное развитие ребенка, формирование специфических сенсорных, познавательных и умственных действий и умений, соответствующих компетенций и интегративных качеств личности (любознательности и целеустремленности, широты, гибкости и самостоятельности мышления, способности к абстрагированию и обобщению, знаково-символической функции сознания и др.) в процессе освоения образовательной программы сначала детского сада, а затем школы» (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева [15]).
Математика имеет свою отличительную особенность уникальности развивающего эффекта. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, эмоций, воображения; выработке терпения, настойчивости, творческого потенциала личности. Развитие элементарных математических представлений лежит в основе умственного воспитания ребенка, его познавательных способностей, в частности, учит мыслить последовательно, логично и доказательно выстраивая рассуждения [15].
Дети до школы овладевают лишь начальными знаниями из области математики: представлениями и понятиями, умениями устанавливать отношения и зависимости, выполнять математические действия (Е.И. Щербакова [23]). Объектами математического познания дошкольников выступают как предметы окружающего мира с их математическими характеристиками (форма, количество, размер и др.), так и непосредственно сами математические символы и понятия, которые являются элементами специфического языка, отражающего окружающую ребенка реальность, а наряду с этим и доступные им виды математической деятельности.
Н.И. Фрейлах под развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [22].
Е.И. Щербакова под математическим развитие дошкольников понимает качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [23].
В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.) (Михайлова З.).
Таким образом, математическое образование дошкольника нацелено не только на развитие и совершенствование счетной, измерительной и элементарной вычислительной деятельности, но и на получение элементарных математических представлений, позволяющих определять форму предметов окружающей действительности, ориентироваться в их взаимном расположении в пространстве и во времени. Ребенок становится сообразительнее, умнее, более уверен в своих рассуждениях, при поиске ответов на нестандартные вопросы он комбинирует различные способы исследования объектов или жизненных ситуаций. Заинтересованность детей и их познавательную активность способно вызвать не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи. Взрослые, осуществляя математическое развитие в детском саду и дома, применяют инновационные подходы, координируют свое влияние на ребенка, при этом стараются рационально сохранить лучшие традиции дошкольной дидактики и методики.
Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется поэтапно, согласно принципу амплификации, с постепенным обогащением и углублением. На каждом этапе дошкольного воспитания и обучения детей ставятся свои задачи математического развития. Так, у детей пяти – шести лет в процессе обучения успешно развивается понятие числа: количество отвлеченно рассматривается от всех других пространственно - качественных признаков объектов. Они учатся считать до десяти, усваивая закономерности образования чисел при счете и правило образования каждого последующего числа присчитыванием единицы к предыдущему. Дети постепенно переходят от конкретного наглядно - действенного мышления (предметный счет) к абстрактному (составление числового ряда и работа с ним). В процессе овладения научными понятиями (число, цифра) у них развиваются мыслительные операции, они учатся переходить от конкретного – предметного множества к абстрактному – его количественной характеристике и наоборот.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис - пресс, 2015. – 320 с.
2. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 76–81.
3. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014 - 372 с.
4. Венгер Л.А, Мухина B.C. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание, 2014. № 7.
5. Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. – М.: Директ-Медиа, 2014. - 320 с.
6. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / под ред. А.А.Столяра. – Москва «Просвещение». – 2014. – 80 с.
7. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.// СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 244 с.
8. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Еник О.А., Анфисова С.Е. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 224–230.
9. Ильясова К.К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый, 2015. № 22. С. 35-40.
10. Казанцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А. Формирование математических представлений. Волгоград : Учитель, 2016. 175 с.
11. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф
12. Костикова Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников // Детский сад: Теория и практика. – 2012. - №1. – С.96 – 100.
13. Лопатина А., Скребцова М. Сказочная математика. - М., 2016.
14. Математика от трех до семи. [Текст]: учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов / З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе // – СПб: Детство-Пресс, 2014. – 176 с.
15. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.
16. Михайлова З.А. Логико-математическое развитие дошкольников. СПб : Детство-Пресс, 2013.
17. Новикова, В.П. Математика в детском саду. / В.П. Новикова − М.: Мозаика − Синтез, 2015.
18. Павлова Л.И. Дидактические сказки по математике //Воспитатель - 2017 - № 3.
19. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
20. Тарабарина, Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: МАТЕМАТИКА. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина – Ярославль.: «Академия развития» 2014. – 240 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/197127
22. Фрейлах Н. И. Методика математического развития. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2016. — 208 с
23. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2015. - 392 с.