Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения универсальные учебные действия относятся к метапредметным результатам образовательной деятельности. Метапредметные результаты, согласно глоссарию ФГОС, могут быть достигнуты на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Они рассматриваются как освоенные учениками способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Значит, и универсальные учебные действия должны удовлетворять этим требованиям, а именно могут быть сформированы на базе одного или нескольких предметов и использоваться учащимися не только в учебном процессе, но и в жизни. Чтобы определить особенности их формирования, необходимо выявить сущность универсальных учебных действий. В глоссарии Федерального государственного образовательного стандарта универсальные учебные действия понимаются как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [15, с. 23].
В свою очередь, в психологической литературе способности трактуются как индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения: «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» [12, с. 14].
Способности, а соответственно, и универсальные учебные действия возникают в деятельности, формируются в деятельности, существуют только вместе с деятельностью.
Выбор видов универсальных учебных действий определяется ключевыми компетентностями общего образования. Среди всех видов универсальных учебных действий с учебными предметами в большей степени связан блок познавательных универсальных учебных действий. Несмотря на универсальность этих действий, каждый учебный предмет, имея свою специфику, организует их формирование в своей логике, расставляя свои акценты. Поэтому необходимо создание единой системы формирования познавательных универсальных учебных действий, учитывающих специфику учебных предметов и их роль в формировании определенных видов универсальных учебных действиях, что определяется целостностью образовательного процесса.
В основе логических универсальных учебных действий лежат логические операции, которые, в свою очередь, базируются на формальной логике. Так, например, действие обобщения является одним из основных универсальных учебных действий, то его формированию следует уделить особое внимание, что и обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Предмет исследования – обобщение как универсальное учебное действие, объект исследования – формирование обобщения у младших школьников в процессе обучения.
Цель исследования – провести исследование условий формирования у младших школьников познавательного универсально-учебного действия обобщения.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать теоретические основы формирования обобщения как одного из видов универсальных учебных действий.
2. Проанализировать особенности обучения обобщению в начальной школе.
1. Теоретические основы формирования обобщения как одного из видов универсальных учебных действий
1.1 Понятие универсального учебного действия
Термин «универсальные учебные действия» - это умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию при помощи сознательного и активного усвоения уникального социального опыта. В узком психологическом смысле данный этот термин определяется в качестве совокупности способов действий ученика, а также связанных с ними навыков учебной работы, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений и организацию данного процесса [7, с. 12].
Данная способность ученика самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают возможность для широкой ориентации учеников, как в разнообразных предметных областях, и в строении самой учебной деятельности, в том числе осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, умение учиться означает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, к которым относятся:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебная цель;
3) учебная задача;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [10, с. 41].
\«Умение учиться» является существенным фактором роста эффективности освоения учениками предметных знаний, навыков и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функциями универсальных учебных действий являются:
- обеспечить возможность ученику самостоятельную учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать средства и способы их достижения, реализовывать контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
- создать условия гармоничного развития учащегося и его самореализации на базе готовности к непрерывному образованию; обеспечивать успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирования компетенций в различных предметных областях.
Универсальность учебных действий проявляется в том, что они являются надпредметными, метапредметными и способствуют общекультурному, личностному и познавательному развитию и саморазвитию личности, обеспечивают преемственность всех уровней образовательного процесса, которые лежат в основе организации и регуляции деятельности учеников, вне зависимости от ее специального предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного материала и формирования психологических способностей детей [8, с. 27].
Универсальные учебные действия объединены в четыре основных блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Рассмотрим вышеперечисленные блоки универсальных учебных действий более подробно.
Личностные универсальные учебные действия являются залогом ценностно-смысловой ориентации учеников (соотнесение поступков и событий с общепринятыми этическими принципами, моральные нормы и умение вычленить нравственный аспект поведения) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Относительно учебной деятельности можно выделить три типа действий:
- личностные, профессиональные, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, представляющее собой установление учениками связи между целью учебной деятельности, ее мотивом, иными словами, между результатом учебной деятельности и тем, что ее стимулирует, почему она реализовывается. Ученику необходимо задаваться вопросом относительно того, какое значение и смысл имеет для него учебная деятельность;
- действия нравственной и этической оценки усваиваемого содержания, руководсвуясь социальными и личностными ценностями, которые обеспечивают личный моральный выбор.
Регулятивные действия являются залогом организации учеником своей учебной деятельности.
К ним можно отнести:
- целеполагание в качестве постановки учебной задачи на базе соотнесения того, что уже ученики усвоили и того, что еще им неизвестно;
- планирование – определение порядка промежуточных целей и учет конечного результата; планирование последовательности действий;
- прогнозирование – предугадывание результата и уровня усвоения, его временные характеристики;
- контроль в виде сопоставления метода действия и его результатов с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых коррективов в план и характер действий в том случае, если возникнут расхождения между эталоном, актуальным действием и его результатом;
- оценка – выделение и осознание учениками того, что уже усвоено и что еще необходимо усвоить, определение качества и уровня усвоенного материала;
- волевая саморегуляция в качестве способности мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к осознанному выбору в мотивационном конфликте и к преодолению препятствий [8, с. 28].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Е. В. Проблема преемственности ФГОС начального и общего образования/Е.В. Алексеева // Молодой ученый. – 2015. – №10.1. – С. 4-6.
2. Богачева И.В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности /И.В. Богачева, И.В. Федоров, О.В. Сурикова. – Минск: АПО, 2012. – 98 с.
3. Буданова О.В. Путеводитель в области начальной школы к новому стандарту / О.В. Буданова // Завуч начальной школы. – 2013. – №4. – С. 3-24.
4. Воровщиков С.Г. «Логические пятиминутки» как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов / С.Г. Воровщиков // Эксперимент и инновации в школе. - 2013-№6. - С.41-48.
5. Гин, С.И. Обобщение опыта: анализ проблем и работа над ошибками. Методические рекомендации по описанию опыта педагогической деятельности / С.И. Гин // Народная асвета. – 2014. – № 8. – С. 34 – 37
6. Гневанова Г.Л. ФГОС начального образования/ Г.Л. Гневанова // Управление начальной школой. - 2017. - №7. - С.10-24.
7. Колесникова З.М. Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах / З.М. Колесникова // Завуч начальной школы. - 2013. - №3. - С.8-21.
8. Краснова В.П. Управление внедрением ФГОС начального общего образования / В.П. Краснова // Практика административной работы в школе. – 2013. – №4. – С. 26-30.
9. Мамонтова Л.В. Теория и практика реализации ФГОС НОО: пособие для учителей начальных классов/ Л.В. Мамонтова. - М.: Просвещение, 2012. - С.73-74.
10. Петронюк И.С. Психолого-педагогические подходы к проблеме учебного познания / И.С. Петронюк // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 2 (39). – С. 40–42.
11. Подсвирова С.П. Формирование универсальных учебных действий средствами математических упражнений / С.П. Подсвирова // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - №5. - С.74-81
12. Подходова Н.С. Основы развития умения работать с абстрактным материалом как одной из метафункций математики/ Н.С. Подходова, Д.А. Злобина // Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. Плоцк, 2010. – С. 45-51.
13. Светалова Т. А. Преемственность в формировании интегративных качеств личности дошкольника и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы НОО / Т.А. Светалова, Л.Н. Чипышева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров – ЧИППКРО. – 2011. – № 3 (8). – С. 65–69.
14. Смолеусова, Т. В. Новое качество образования и пути его достижения //Т.В. Смолеусова // Начальная школа: плюс до и после. – 2015. – № 12. – С. 3–6.
15. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народ. образование. – 2012. – № 4. – С. 153-160.
16. Степанов П.В. Воспитание в новом стандарте начального общего образования: пособие для учителей/ П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - С.4-20.
17. Терентьева С.Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования / С.Т. Терентьева // Вестник образования. - 2013. - №11. - С.29-32.
18. Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе/ Т.С. Ячменникова // Муниципальное образование. - 2011. - №12. - С.25-32.