Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Эмоциональное, поведенческое и психосоциальное реагирование на содержание профессионального трудового процесса, его организацию, взаимоотношения в коллективе, на факторы производственной среды в последние годы рассматриваются исследователями как производственно-обусловленный стресс. Психологическое состояние практически здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении между собой в коллективе и с клиентами, психиатры и психологи выделяют как феномен «burnout» - синдром физического и эмоционального истощения. Это состояние характеризуется развитием отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утраты понимания и сочувствия по отношению к клиентам и получило название «синдром профессионального выгорания».
Последнее время проводится множество исследований, посвященных изучению проблемы выгорания, пополняется список профессий риска. Стала очевидной социальная значимость явления. Вопросы, касающиеся влияния профессиональных факторов и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки. Здесь необходимо отметить работы психологов Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, А.И. Папкина, К.К. Платонова, А.М. Столяренко и др.
Деятельность врача протекает в условиях умственного, психоэмоционального и физического напряжения. Профессиональное выгорание может привести к дезадаптации личности, профессиональным деформациям, что выражается либо через агрессию и гнев, либо через эмоциональную холодность и отчужденность, отчего страдает не только личность врача, но и личность больного. Таким образом, цель исследования является актуальной.
Объект исследования – профессиональное выгорание.
Предмет исследования – профессиональное выгорание врачей скорой помощи.
Цель работы: Исследование особенностей профессионального выгорания врачей скорой помощи для разработки программы по профилактике
Задачи работы:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме профессионального выгорания врачей скорой помощи.
2. Уточнить индивидуально-личностные особенности и профессиональные компетенции врачей скорой помощи.
3. Изучить современные технологии профилактики профессионального выгорания врачей скорой помощи.
4. Разработать программу профилактики профессионального выгорания врачей скорой помощи.
Объект работы: врачи скорой помощи
Предмет работы: Профессиональное выгорание врачей скорой помощи
Гипотеза исследования: такие свойства личности как тревожность и низкий уровень эмпатии находятся в отношениях корреляции с показателями профессионального выгорания и могут рассматриваться в качестве предмета профилактики.
Методы исследования: анализ научной литературы, психологическое тестирование, статистический метод.
Методики исследования:
1. Методика диагностики уровня профессионального выгоранияВ.В. Бойко.
2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
3. Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина.
В качестве математических статистических методов использовались непараметрический критерий Манна-Уитни(U), с помощью которого обнаруживались различия между группами испытуемых, и корреляционный анализ по методу Спирмена, выявляющий связи между показателями методик.
База эмпирического исследования
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики профессионального выгорания врачей скорой помощи
1.1. Профессиональное выгорание как психологический феномен
Определение «эмоциональное выгорание» впервые представлен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. и был использован как характеристика психологическому состоянию у психически здоровых людей, состоящим в высокоинтенсивном и близком взаимодействии с пациентами при оказании медицинской помощи.
Изначально данное определение описывало состояние эмоциональной истощенности в совокупности с чувством профессиональной несостоятельности и бесполезности. Первично проведенные исследования в основе своей несли описательный характер. Однако, в 1981 г. К. Маслач, одна из ведущих специалистов в изучении синдрома «эмоционального выгорания», определила данный синдром как специфическое состояние, несущее в себе ощущение эмоционального ослабления, бессилия, симптомы утраты принципа гуманности, развитие деперсонализации, отказ от восприятия себя в позитивном ключе, а в сфере профессиональной деятельности – утрачивание уровня квалификации [10].
Первая статья К. Маслач «Интеграционная основа синдрома «эмоционального выгорания», которая была опубликована в журнале «Human Behavior» в 1976 г., спровоцировала неожиданно большой резонанс в профессиональной среде работников социальной сферы. Автором было получено большое количество сообщений от работников разнообразных «помогающих людям» профессий. В течение последующего десятилетия по проблематике синдрома «эмоционального выгорания» было напечатано около тысячи различных статей, разработаны разнообразные способы диагностирования симптомов данного синдрома. И несмотря на то, что в начале описывался данный синдром преимущественно у медицинских работников, в последствии проведенные исследования распространились на более расширенный список профессий. К. Маслач в 1982 году определила основную симптоматику синдрома «эмоционального выгорания»:
Индивидуально определенный предел возможностей эмоционального «Я» сопротивляться истощению, «выгоранию», само сбережение;
Внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;
Негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и или их негативные последствия.
Определяют три основных фактора, имеющие наибольшее влияние на развитие синдрома «эмоционального выгорании»: личностный, ролевой, организационный [26].
Изучая личностный фактор, специалисты сделали вывод, что развитие эмоционального истощения более характерно для женщин, чем для мужчин. Исследования А. Пайнс доказали, что при личной оценке своего труда как «незначительного», эмоциональное выгорание проявляется в укороченные сроки. Х.Дж. Фрейденбергер определил, что наиболее часто «выгорающие» специалисты, это люди эмпатичные, сопереживающие, идеализирующие профессию.
К.Кондо дал определение синдрому «эмоционального выгорания, как не адаптированность к профессиональным реалиям, чрезмерности нагрузки и напряженным отношениям в коллективе. Такому определению так же соответствует данное им толкование термину «выгорание», которому, по его мнению, наиболее подвержены те, кто самоотвержен в работе с людьми.
Подобная напряженная в эмоциональном плане трудовая деятельность, сопряженная с большой растратой психической энергии, вызывает психосоматическую усталость и эмоциональное истощение, по итогам чего проявляются повышенное беспокойство, раздражительность, злость, снижение самооценки, чувство нехватки воздуха, диспепсические явления, мигрень, артериальная гипотензия, расстройства сна; так же, зачастую появляются проблемы в личной жизни [30].
Влияние стрессовых факторов, оказывающих влияние на появление синдрома «эмоционального выгорания», характерно для широкого круга профессий.
В 1983 г. Е.Махер в своем обзоре обобщила список симптомов «эмоционального выгорания»: усталость, переутомление, истощение; психосоматические недомогания, нарушение сна, негативное восприятие пациентов; негативное восприятие профессиональной деятельности; сужение круга выполняемых профессиональных задач; подверженность развитию вредных привычек: табакокурение, кофе зависимость, алкоголизм, наркомания; нервная анорексия или булимия, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства: раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, чрезмерное волнение, гнев; проявления депрессии и связанных с ней эмоций: цинизм, пессимизм, чувство обреченности, апатия, чувство бесполезности; усиление ощущения виновности.
Другие исследователи (А.Пайнс) выделили взаимосвязь уровня мотивации работника и степени его «эмоционального выгорания»; так были рассмотрены следующие мотивы профессиональной деятельности, как удовлетворение уровнем оплаты труда, самовосприятие степени значительности деятельности в профессии, уровень самостоятельности и степень надзора непосредственным руководством.
Особой взаимосвязи между уровнем заработной платы и развитием синдрома «эмоционального выгорания» выявлено не было. Однако, проявилась подчиненность уровня «эмоционального выгорания» у работников скорой медицинской помощи, с недостаточным уровнем самостоятельности [38]. Так же, медленные профессиональный рост (или его отсутствие), оказались связанными с уровнем развития симптомов «выгорания».
Профессиональная деятельность в медицинской сфере была отнесена к наиболее опасным для развития синдрома «эмоционального выгорания».
Х.Фрейденбергер охарактеризовал людей, наиболее подверженных синдрому «эмоционального выгорания», как сопереживающих, увлеченных профессией, перфекционистов, настроенных на помощь людям, и, вместе с тем, нестабильных, солидарных и «горящих». Существует несколько разных мнений в отношении влияния различных характеристик личности на проявление «эмоционального выгорания», однако факт того, что от особенностей личности работников отделений скорой медицинской помощи зависит уровень резистентности синдрому «эмоционального выгорания» неоспорим.
Ведущие психологи убеждены, что к эмоциональному выгоранию наиболее быстро ведет позиционирование профессионалом себя, в соответствии с четырьмя мифами:
1. «Я не имею права на ошибку».
2. «Я обязан сдерживать себя в любой ситуации».
3. «Я не могу себе позволить предвзятое отношение».
4. «Я обязан являть собой пример для подражания».
Существуют определенные состояния человека, качественно снижающие потенциал его мотивирования. В моменты утомления, психической и эмоциональной усталости мотивация к исполнению своего профессионального долга постепенно исчезает. На длительное, усиленное снижение уровня мотивации оказывает влияние состояние депрессии. Так же
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апанасенко Г.Л. Диагностика индивидуального здоровья // Гиг. и сан. -2004. № 2. - С.55-58.
2. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье: сущность, механизмы, проявления // Гиг. и сан. 2004. - № 1. — С. 60-63.
3. Асадов Д.А., Касымов А.И.Дегуманизация медицинского образования // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2006. -№ 1. — С.9-11.
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Р-н-Дону.: Феникс, 2017. - С.68-79.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.-СПб.:Питер. 2018. - 528 с.
6. Быков И.Ю., Давыдов В.М., Олейников Д.Б. От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь // Воен. мед. журн. - 2000. -№11.- с.47.
7. Быков И.Ю., Корзунин В.А., Петрукович В.М., Иванов А.О., Бондаренко И.В. Сравнительная оценка профессионально-важных качеств военных врачей в различных условиях деятельности // Воен. мед.журнал -2001. №8. — С.65-72.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2015. — 336 с.
9. Контский Ф.М. Врач и больной. Марийское книжное изд-во. Йошкар-Ола, 2018.-109 с.
10. Корзунин В.А. Прогнозирование успешности обучения в военно-медицинском вузе и динамика формирования профессионально важных качеств военных врачей в различных видах Вооруженных Сил: Автореф.дис. .канд.мед.наук.-СПб., 2015. 22 с.
11. Коршевер Н.Г. Физиологическая оценка и прогнозирование успешности профессионального обучения и становления молодых военных специалистов.: Автореф. дис. .д-ра мед. наук. Саратов, 2016. - 41 с.
12. Леонова А.Б. Основные подходы, к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2001.-№ 11.-С.2-16.
13. Маклаков А.Г. Общая психология. С-Пб.: «Питер», - 2018.-592 с.
14. Мандриков В.Б., Миронова И.А., Мицулина М.П. Современный морфофункциональный портрет студентов медицинского вуза // Вестник BMA: Сборник научных трудов. Т 57.Вып 7.-Волгоград: Издатель,2014. -С.227-229.
15. Матвиенко В.В. Проблемы высшего медицинского образования // Докл. Академии военных наук(поволжское отделение). Сарат.воен. ин-тут ВВ МВД РФ. Саратов, 2001. № 7. - С. 15-19.
16. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. — 2001. — Т.22. -№ 1. -С.90-101.
17. Решетников A.B. Институциональные изменения социокультурного паттерна здоровья и болезни. Социология медицины. — 2005. -№ 2. — С.3-25
18. Решетников A.B. Социология медицины: учебник, Москва: ГЭ0ТАР-Медиа. - 2017. - 256 с.
19. Решетников A.B. Эволюция и проблемы современной медицины // Экономика здравоохранения. -№ 5,6/45. — 2015. С.64-66.
20. Решетников В.А., Давыдов В.М., Коршевер Н.Г. и др. Военно-профессиональная подготовка студентов медицинских вузов: пути оптимизации. Астрахань-Саратов: АГМА, 2012 .- 181 с.
21. Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания (конспект врача) // Медицинская-газета. 2005. - №43. - С.3-4.
22. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. — 2002. № 7. — С.3-9.
23. Сухарева JIM., Павлович К.Э., Рапопорт И.К. Профессиональная ориентация молодежи: медицинский и психофизиологические аспекты // Гиг. и сан. 2000: - № 1. - С.48-52.
24. Тимофеев Д.А. Физиологические аспекты первичной специализации военных врачей на послевузовском этапе обучения: Автореф. дис. .д-ра мед.наук. Саратов, 2017 .- 36 с.
25. Толерантность современной молодежи: исследование томских студентов // Вестник Евразии, 2002. № 3. - С.28-50.
26. Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качества врача. Психологический журнал. - т. 25, № 3. - 2004. - С. 71-78.