Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. И среди них самое распространённое - общее недоразвитие речи.
Наиболее ярко выраженные трудности формирования средств речевого общения проявляются при недоразвитии речи, которое наблюдается и рассматривается в качестве основного симптома или одного из симптомов таких распространенных форм нарушенного развития ребенка, как общее недоразвитие речи (ОНР).
В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы, касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали: Р. Е. Левина, В. К. Воробьева, Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская.
Каждому ребенку необходимо овладеть родным языком вначале как средством общения, а затем как средством мышления. Но наличие общего недоразвития речи препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет установление контактов со сверстниками, может приводить к изоляции в коллективе.
По определению Г.А. Волковой, общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. ОНР характеризуется поздним появлением речи, ограниченным словарным запасом, аграмматизмами, дефектами произношения .
Доказано, что у детей с речевым недоразвитием наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, которые ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели.
Проблема общения обретает особую актуальность применительно к детям с нарушениями развития речи, большинство которых, согласно психолого-педагогической классификации нарушений речи (P.E. Левина), составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей вследствие системных языковых нарушений на ранних этапах онтогенеза при наличии нормального слуха и сохранного интеллекта нарушается или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Общение – непростой процесс взаимодействия между членами общества, который заключается в обмене информацией, а также в восприятии и понимании людьми друг друга.
В исследованиях И.Ю. Кондратенко, C.A. Мироновой, Е.Г. Федосеевой, Р.Е Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, У.В. Ульенкова посвященных проблеме коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, отмечается, что трудности общения проявляются у них в несформированности основных форм коммуникации, коммуникативных умений и навыков снижении потребности в общении, речевой активности.
Сложная картина дефекта при ОНР отрицательно сказывается на установлении и поддержании контактов со сверстниками и взрослыми. Недоразвитие речевых средств также способствует возникновению отрицательных психологических особенностей личности ребенка (замкнутости, нерешительности, стеснительности и др.); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность в общении со взрослыми и сверстниками, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в речь собеседника и т. д.).
Исходя из вышесказанного, предметом нашего исследования стала коррекция общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: общение дошкольников с ОНР.
Целью данного исследования стал анализ особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР, а также проведение коррекционных занятий, направленных на развитие навыков общения у дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ОНР;
Изучить особенности общения дошкольников с ОНР;
Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению особенностей общения дошкольников с ОНР;
Разработать комплекс дидактических игр для формирования навыков общения у детей с ОНР.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Особенности общения детей с общим недоразвитием речи
1.1. Характеристика нарушений речевого развития. Общее недоразвитие речи
В основу классификации речевых нарушений берут обычно причины, которыми эти нарушения вызываются. Поэтому очень важно выяснить самый характер этих причин. Это дает возможность лучше уяснить и классификацию речевых нарушений .
Причины по своему характеру, как это было упомянуто выше, могут быть двух типов — органические и функциональные.
Органические — это такие причины, в результате действия которых происходят серьезные нарушения строения анатомо-физиологической структуры периферических или центральных участков речевых механизмов.
К функциональным причинам относятся такие, в результате действия которых нарушается лишь функция речевых механизмов при сохранности их нормальной анатомо-физиологической структуры.
Таким образом, все речевые нарушения, в зависимости от причин, их вызвавших, можно разделить на две группы:
а) органические речевые нарушения и
б) функциональные речевые нарушения.
Органические речевые нарушения, в свою очередь, в зависимости от локализации поражения, можно подразделить на:
а) органические речевые нарушения центрального происхождения и
б) органические речевые нарушения периферического происхождения.
К первым относятся такие нарушения, которые возникают в результате органического нарушения центральных участков речевых механизмов, расположенных в коре головного мозга.
К органическим речевым нарушениям центрального происхождения относятся алалия, афазия, а также отдельные формы косноязычия.
К органическим речевым нарушениям периферического происхождения чаще всего относят такие формы косноязычия, которые возникают на почве врожденных аномалий или повреждений периферической части речевого аппарата (языка, зубов, челюстей, нёба и т. д.).
К функциональным речевым нарушениям относятся заикание и косноязычие.
Достаточно продолжительное время вслед за изменением теоретических представлений о системном речевом недоразвитии понимание ОНР уточнялось и дифференцировалось от понятия «задержка психического развития». Это имело принципиальную важность. Многие авторы неоднородность группы ОНР связывали, прежде всего, с разным уровнем развития когнитивной сферы. По мнению А.Н. Корнева (2006), вопрос об интеллектуальной недостаточности при недоразвитии речи может быть интерпретирован с двух точек зрения. Особенности формирования интеллектуального статуса можно рассматривать как самостоятельное нарушение развития, имеющее независимый от речевых недостатков патогенез. Эта точка зрения представлена преимущественно в клинических исследованиях , и она перекликается с представлениями о сложной природе системного речевого дефекта и наличие сочетанности в рамках отдельного индивида. Но этот взгляд мало учитывает формирование в онтогенезе отношений взаимосвязи между мышлением и речью, концептуальное обобщение которых предложено Л.С. Выготским, и результаты дальнейших психологических исследований, доказавших взаимообусловленность этих функций. С этой точки зрения интеллектуальная недостаточность при ОНР вторична . Учитывая роль речи как средства опосредствования действительности в психическом развитии ребенка, и средства, с помощью которого зачастую исследуется его интеллектуальный статус, эта точка зрения представляется практически неоспоримой.
По данным нейропсихологических исследований дети с ОНР и дети с ЗПР в дошкольном и младшем школьном возрасте имеют много общего в характеристиках речи и мышления. У них выявляется выраженная и устойчивая несформированность высших психических функций, как вербальных, так и невербальных (Т.Н. Волковская, 1999; Т.А. Фотекова, 1994 и др.). Действительно, ЗПР церебрально-органического генеза и ОНР на фоне рассеянной органической симптоматики (ММД) дают при тестировании, особенно вербальном, близкие результаты. Это согласуется с мнением Е.М. Мастюковой о том в большинстве случаев речевые и интеллектуальные нарушения являются рядоположенными и входят в структуру дизонтогенетического симптомокомплекса , что позволяет их рассматривать как близкие, но не тождественные варианты дизонтогенеза.
Некоторые авторы в связи с этим сходством предлагали ввести понятие «сложный когнитивный дефект», подчеркивая близость структуры дефекта ЗПР и ОНР. Однако специальные исследования, посвященные этой дифференциации, показали существенные специфические различия. Так, исследованием Е.В. Мальцевой установлено, что у 9% младших школьников с ЗПР речевая недостаточность, как и при ОНР, охватывает все стороны речевой системы, т.е. наблюдается сочетанность ЗПР и речевого недоразвития в рамках сложного дефекта: имеется первичная недостаточность и речи и интеллектуального развития . В.А. Ковшиков с соавторами (1967, 1979), а также Е.Ф. Соботович (2003) указывали на частое сочетание системных нарушений развития речи и задержки психического развития. Т.А. Фотекова пишет, что при сходстве системной недостаточности высших психических функций у детей с ОНР и ЗПР церебрально-органического генеза наблюдаются существенные специфические различия, обусловленные дефицитарностью вторичных (при ОНР) и третичных отделов коры головного мозга . Выявленные аспекты заслуживают, на наш взгляд, дальнейшего продолжения изучения.
Еще в 1969 г. С.С. Ляпидевский и Б.М. Гриншпун отмечали, что уровень изучения патогенеза ряда речевых дефектов недостаточно высок, в связи с чем целый ряд положений, связанных с этой проблемой, носит дискуссионный характер. А.В. Снежневский констатировал годом ранее, что в психиатрии у ряда «болезней найдена причина, но еще не исследован патогенез. В других болезнях более совершенно изучен патогенез, но неизвестна этиология. Многие психические болезни выявлены в качестве нозологических единиц лишь на основании единообразия клинического выражения» . То есть в отдельных случаях специалистам приходится довольствоваться не строго нозологическим диагнозом, а понятием, сложившимся в связи с потребностями практики.
И.А.Коробейников справедливо указывал, что иногда наблюдается «несколько искусственное проецирование традиционной модели клинического мышления на объект, который можно рассматривать как клинический, лишь с определенными ограничениями», называя в качестве подобных объектов такие как «пограничные формы интеллектуальной недостаточности» и «задержка психического развития» . Нам
изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахунджанова С. Формирование диалогической речи дошкольников-дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 1983 г. № 6,—126 с.
2. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников — М, Просвещение, 1972, с.32- 81
3. Васильева Н.Н, Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Академия Развития, Академия Холдинг,2005. - 208 с.
4. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления детей и взрослых с нарушениями речи — М, 1990
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 144 с.
6. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии.- 2006. - №6. - С.62-76
7. Глухов В.П. Методика формирования монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М., 1996
8. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
9. Грибова O.E. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией [Текст]/ O.E. Грибова // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 7 - 16.
10. Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 16–19
11. Давай поиграем: мат. Игры для детей 5 – 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада / Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев и др; Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1993. – 80 с.
12. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР / Н.В.Дубова // Логопед в детском саду. – 2006. – № 3 (12). – С. 36-38.
13. Жукова Н.С. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова. – Екатеринбург: АРД, 1998. – 320 с.
14. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С. Жукова. М.: Союз, 2008. 142 с.
15. Зайцев И.С. Факторы социальной дезадаптации лиц с тяжелыми нарушениями речи // Специальная психология, 2007, №2(13), с.10-17
16. Игнатьева С.А. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР / С.А. Игнатьева, Е.О. Канунникова, Е.С. Парахина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 2. – С. 29-32.
17. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
18. Коробейников И.А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушениях психического развития детей // Дефектология, 1995, №6, с. 3-7
19. Кравцова Е.Е. Игра как средство самореализации и самоконструирования / Е.Е.Кравцова // Журнал практического психолога: юбилейный выпуск. – М., 2006. – № 6. – С. 52-61.
20. Лебедева Т.В. Психологическая оценка речевых и языковых трудностей у детей дошкольного возраста // Специальное образование. – 2016. - №1. – С. 75-83.
21. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : Избранные труды / Р.Е. Левина, ред. - сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М. : «АРКТИ»,2005.
22. Левина P.E. Общее недоразвитие речи[Текст]/ P.E. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и др. – М.: Просвещение, 2007. –165 с.
23. Левина Р. Е. Характеристика ОНР у дошкольников / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968. – С. 67 - 85.
24. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1989. - С. 148
25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 276 с.
26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение / М.И. Лисина. – М., 1998
27. Лубовский В.И., Валявко С.М. Терминологические проблемы специальной психологии и специальной педагогики // Культурно — историческая психология, 2010, №1, с. 50-55
28. Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с ЗПР младшего школьного возраста. Автореф.дисс….канд.пед.наук — М, 1991
29. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк.учреждений - М.:ТЦ "Сфера", 2001.
30. Мосина С.В. Влияние раннего развития детей старшего дошкольного возраста на процесс общения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2013. - №1. – С. 45-47
31. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников/ С.Н.Николаева - М., 1999.
32. Нищева Н.В. Развивающие сказки / Н.В.Нищева.— СПб: Детство-пресс, 2004,— 139 с.
33. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
34. Самоукина Н.В. Игры в школе, дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. М., 1995.
35. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
36. Снежневский А.В.Причины и классификации психических болезней, их течение // Психиатрия — М, Медицина, 1968.
37. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
38. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
39. Тимошкина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ: Старший дошкольный возраст - М., 2009, 65 с.
40. Филичева Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Гном и Д., 2000. – 128 с.
41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М., 2005. – с. 24-26
42. Филичева Т.Б., Чиркина, Г.Ф. Коррекционное обучение, воспитание дошкольников-дошкольников пятилетнего возраста при условии наличия общего недоразвития речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.— Москва: Знание, 1991,—365 с.
43. Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический анализ. Автореф. дисс. …доктора психол. наук — М, 2003
44. Холодилова Е.М., Зотова С.В. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2015. - №11 Том 2. – С. 282-286.
45. Чурилова Э.Г. Методика, организация театральной функциональной деятельности дошкольников-дошкольников, младших школьников. М., 2001.
46. Шаховская С. Н. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медикопедагогических комиссий [Текст]/ С.Н. Шаховская, Б.И. Шостак – М.: МГПИ, 1978. – С.:4-16.
47. Швайко С.Н. Игры, игровые упражнения посредством формирования диалогической речи/ С.Н.Швайко. —Москва, 1988,—124 с.
48. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры / Г.П. Щедровицкий // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – С. 92-132.