Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В повседневной жизни термин «игра» относится к понятиям, которые кажутся совершенно простыми и понятными, однако при ближайшем рассмотрении обнаруживают большую неопределенность и противоречивость. Однако, игра является одним из самых существенных видов человеческой активности.
На протяжении XX века понятие игры выходит за пределы изначально присущей детям деятельности и находит свое место во всех сферах современного образования. Именно игра является одним из двигателей современной педагогики. Игра является эффективным способом всестороннего развития ребенка, обеспечивает позитивное влияние на освоение школьниками социокультурного опыта. Игровые технологии облегчают педагогический процесс, помогают внести в урок новые элементы, повысить увлеченность детей, за счет отличия проведения от обычных уроков.
Использование игр способствует овладению новой информацией в привлекательной для учеников форме, развитию сообразительности и интереса к изучаемому материалу. При этом технический прогресс способствует тому, что традиционные формы и методы образовательного процесса дополняются новыми педагогическими технологиями, подразумевающими активное использование информационных и медиатехнологий.
Игровая форма занятий является средством стимулирования обучающихся в учебном процессе. Все игровые формы обучения позволяют использовать уровни усвоения знаний. Ученикам интересно обучаться в игре, так как именно в такой форме информация, которую они получают, воспринимается доступнее и у них появляется все больший интерес к изучению предмета.
Применение различных игровых технологий способствует развитию у обучающихся логического мышления, познавательных интересов; школьники учатся обобщать, классифицировать, рассуждать, развивать внимательность, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывают выдержку, терпение в достижении цели.
Применение нетрадиционных форм обучения школьников является необходимым условием деятельности учителя истории и обществознания в настоящее время. В своей деятельности их применяет практически каждый современный учитель. Это связано, на наш взгляд, с поиском эффективных решений образовательно-воспитательных задач в условиях ограниченного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. Обсуждение широкого круга вопросов на уроках истории и обществознания невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии, приобщения к творческой деятельности, коммуникативных умений и способности к моделированию ситуаций. Арсенал форм современного учителя истории должен не только обновляться под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформироваться в сторону необычных, игровых форм преподнесения учебного материала.
Степень изученности проблемы. Психологические аспекты игры наиболее глубоко в настоящее временя исследованы в научных трудах С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, Д.Б. Эльконина и ряда зарубежных авторов, например: Дж. Брунера, Ж. Пиаже и др. Отечественные психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и других проанализировали социально-психологического феномен довольно обстоятельно. Отечественный педагог-исследователь Л.А. Байкова подчеркивает, что игра носит двуплановый характер, где играющий выполняет определенную реальную действительность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, порой нестандартных задач. С.А. Шмаков, О.С. Газман исследовали игровую деятельность человека в целом. [7] [36]Г.С. Абрамова рассматривает теоретические аспекты деловой игры, А.В. Батаршев подробно изучает коммуникативную деятельность человека, её особенности и значение. Имеющаяся учебная литература помогает выявить некоторые теоретические основы данной темы Г.М. Андреева,И.А. Зимняя, И.Ю. Кулагина, Р.С. Немов, П.И. Пидкасистый и др.).
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что большинство методов, используемых педагогами в рамках информационных технологий, устарели и не способны реально увлечь современных школьников. Помимо этого, игровые технологии часто применяются в изучении таких предметов как иностранный язык, обществознание, но концепция использования игровой деятельности на истории и права так и не была полноценно реализована.
Нормативно-методическая база исследования: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897 от 17.12.2010) где описаны все предметные и метапредметные результаты , которые необходимо сформировать у школьников .Помимо представленных источников, была использована литература по методике обучения истории, которая также, в свою очередь, показывала, как можно наиболее правильно реализовывать игровой процесс на самих уроках истории.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, где отмечаются основные понятия ,способствующие написанию курсовой работы .
Объект исследования: процесс обучения на уроках истории в школе.
Предмет исследования: теоретические и практические аспекты применения игры в процессе обучения истории в школе.
Цель исследования: охарактеризовать теоретические и практические аспекты применения игровых методов в процессе обучения истории.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть психолого-педагогические возможности игровой деятельности учащихся;
Охарактеризовать сущность, классификации и особенности применения дидактической игры в процессе обучения истории;
Осуществить анализ методических разработок современного урока истории для определения особенностей реализации современных требований к уроку и видов игр.
В процессе работы над исследование были использованы следующие научные методы: общенаучные методы как анализ и синтез, благодаря кото- рым мы описали, обобщили и систематизировали материал; исторический метод, с которым мы достигли углублённого понимания нашей темы.
Методологическая основа исследования. Разработкой игровых технологий, их методологических основ, выяснением их социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С. Макаренко, Сухомлинский В.А., Газман О.С., БеспалькоВ.П., Селевко Г.К., Кларин М.В., Пидкасистый П.И., Артемьева О.А.,Борзова Е.В.. Коваленко В.Г. и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении информации о сущности, классификации, специфике и опыте реализации игры в процессе обучения истории.
Структура работы. Работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность теоретических и методологических оснований современных образовательных технологий
Вопрос анализа теоретических и методологических оснований использования новых технологий обучения на сегодняшний день является одним из основных акцентов современной образовательной парадигмы, от которого зависит прочность фундамента эффективности и продуктивности воспитательно-образовательного процесса.
Современная отечественная образовательная политика, особенно на этапе школьного образования, характеризуется ценностно-ориентационной структурой, в которой отображены социокультурные, мировоззренческие основания российского социума, и ориентирована на сохранение его фундаментальности в соответствии с актуальными перспективами развития личности ребенка. Совокупность ценностей, которые усваивает обучающийся в процессе интегрирования в систему социальных процессов и контактов, транслируется через достаточно устойчивые связи, образующиеся в ходе его взаимодействия с окружающими людьми и выражается в развитии его потребностей, формировании компетенций, перспективных жизненных установок. Эти задачи системы образования решаются в контексте тенденций, моделей и технологий, которые имеют достаточно существенные отличия и рассматриваются сегодня как одни из самых инновационных направлений отечественной образовательной деятельности[32].
Настоящий этап современного образования характеризуется необходимостью в формировании совершенно новых технологических и методологических установок регуляции жизнедеятельности подрастающего поколения в ходе обучения. Нынешнее общество нуждается в личности, которая характеризуется успешностью, гармоничной развитостью, высоким потенциалом самоактуализации, сформированностью нравственно-ценностных ориентаций и т.д. Все это имеет приложение к направленности на достижение успеха в различных видах деятельности.
Востребованность такой личности требует от современной системы образования и ее теоретико-методологических оснований ориентации на развитие потребностей в достижении, а также обеспечения преемственности в становлении данного вида потребностей в контексте формируемых концепций, реализуемых принципов, новых методологических концептов, инновационных подходов и технологий.
Новые требования социально-экономического развития и тенденции формирования информационного общества ставят систему образования перед необходимостью переосмысления образовательных целей и задач, содержательной стороны и операционального теоретико-методологического и технологического инструментария. В связи с этим отечественное педагогическое сообщество видит смыслом и целью общей теории и методологии образования курс на развитие личности обучающегося,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н.В Азаренок // Психология человека в современном мире. – М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 110-113.
2. Ахметов Н. К. Учебные игры: анализ и систематизация / Н. К. Ахметов // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 4. – С 117-121.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2013. С. 38.
4. Бузецкая Т. В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // образовательный журнал Экстернат.РФ. – 2014. –URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03- 14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html
5. Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и властвуй: Игровое мышление на службе бизнеса / К. Вербах, Д. Хантер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 – 224 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. / Л. С. Выготский. – М., 2015. – 504 с.
7. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание: опед. руководстве игровой деятельностью школьников. М., 1988. С.9.
8. Грин Д. Реализация программ обучения на основе видеоигр [Электронный ресурс] // Онлайн-академия Zillion. – 2013. – URL: http://zillion.net/ru/blog/237/riealizatsiia-proghramm-obuchieniia-naosnovie-videoighr
9. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 2013. – 192 с.
10. Дьяконова О. О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике / О. О. Дьяконова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 6. – С. 182-185.
11. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе / М. Г. Ермолаева. – СПб.: СПбАППО, 2015. – 112 с.
12. Запорожец А. В. Развитие произвольного поведения у ребенка / А. В. Запорожец // Психология детей дошкольного возраста. – М.: Международный образовательный и педагогический колледж, 2015. – 144 с.
13. Запорожченко Л. И. Проблема развития познавательной активности // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 5. – С.219- 223.
14. Зиновкина М. М. Педагогическое творчество / М.М. Зиновкина – М.: МГИУ, 2017. – 258 с.
15. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании / Г. М. Киселев. – М.: Дашков и К°, 2012. – 310 с.
16. Корелова, Н.В. Игра – путешествие по истории Древнего мира [Электронный ресурс] // Инфоурок. 2016. URL: https://infourok.ru/igraputeshestvie-po-istorii-drevnego-mira-1264834.html
17. Короченский А. П. Медиакритика и система медиаобразования / А. П. Короченский // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам. – 2013. – С. 58-69.
18. Короткова, М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории. М., 2014. С. 56.
19. Кудрявцева А. Г. Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС / А. Г. Кудрявцева // Актуальные вопросы педагогики. – 2014. – С. 167-173.
20. Кулагина, Г.А. Сто игр по истории. М., 2016. C. 108.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2017. С. 91.
22. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации. Челябинск, 2017. С. 140.
23. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации. – Челябинск, 2017. – С. 140-146.
24. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выраже-ний. М., 2015. С.235
25. Омарова А. А. Современная технология проблемного обучения / А. А. Омарова // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 1. – С. 73 – 75.
26. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение – что это? / Н. Ю. Пахомова // Методист. – 2014. – № 1. – С. 9-46.
27. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии: в 2 т. Т. 2 / П. И. Пидкасистый. – М.: Роспед-агенство, 2015. – 269 с.
28. Полякова В. А. Воздействие геймификации на информационно- образовательную среду школы / В. А. Полякова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 76-90.
29. Попов А. В. Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй / А. В. Попов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 310 с.
30. Пугачев А. С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А. С. Пугачев // Молодой ученый. – 2013. – № 11. – С. 474-476.
31. Савенков А. И. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современно образовании /А. И. Савенков // Школьный психолог. – 2017. – № 23. – С. 6-10.
32. Самойленко, Т.А. Нить Ариадны: 5 класс // История. 2016. № 9/10. С. 24-27
33. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 2017 С. 52
34. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова // Учитель. – 2012. – № 1. – С. 25-27.
35. Феклистов И. Ф. Пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи / И. Ф Феклистов – М.: CouncilofEurope, 2013. – 478 с.
36. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М., 2016. С.12.
37. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 2017
38. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2017
39. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Академия, 2014 – 217с.
40. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. – М.: Академия, 2014. – 125с.