Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объективными переменами, происходящими в стране: наше общество переживает кризис, являющийся следствием перемен, произошедших в экономике, политике, культуре, образовании. В этих условиях размываются представления о социальных нормах и ценностях, что затрудняет формирование у подрастающего поколения представлений о должном. Проблема нравственного воспитания – это не только тема сегодняшних дискуссий. Она имеет многовековую историю.
Об этом размышляли еще в эпоху античности. В частности, Аристотель, Платон и Сократ считали, что душа придает человеку направленность и смысл жизни: она задает границы поведения. Сходные идеи высказывал древний мыслитель Протагор, изречение которого известно практически каждому: «Человек есть мера всех вещей». Представители раннего христианства также подчеркивали ценность норм как регуляторов поведения личности. Христианская концепция человека формулировалась в емкой фразе: «Возлюби ближнего своего», что свидетельствует о философии милосердия.
Выдающиеся мыслители эпохи Возрождения и Нового времени рассуждали о двух началах человека – души и тела. Нравственная сущность человека также находилась в центре внимания ученых индустриальной эпохи. Вопросы нравственного воспитания осмыслены в трудах ученых XX века. В рамках социологического направления весомый вклад в решение научной проблемы внесли В.А. Бобрышев, О.П. Калмыков, М.Н. Губачев, А.Г. Здравомыслов, И.А. Федоров, В.А. Ядов и др. С точки зрения психологической науки, тему разрабатывали А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.К. Брудный, В.И. Слободчиков и др. В русле педагогики вопросами нравственного воспитания подрастающего поколения занимались Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, В.А. Сластенин, О.А. Смагина, Е.И. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.
В работах теоретиков и практиков высказывалась мысль о том, что нравственное воспитание целесообразно осуществлять в условиях, близких ребенку. В частности, для детей школьного возраста ведущей деятельностью является учебная. В этой связи они много читают, сопоставляют разные модели поведения сверстников, рефлексируют. Вместе с тем усилиями одной только школы организовать нравственное воспитание невозможно, так как основа отношения к окружающим закладывается в семье. Данные обстоятельства актуализируют настоящее исследование.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников. Предмет исследования – организация процесса нравственного воспитания школьников участием школы и семьи.
Гипотеза исследования – организация процесса нравственного воспитания школьников с участием школы и семьи будет эффективной при условии разработки программы, описывающей работу со всеми субъектами: учителями, родителями, учащимися.
Цель исследования – разработать программу, направленную на организацию процесса нравственного воспитания школьников с участием школы и семьи. Выдвинутая гипотеза и обозначенная цель позволили сформулировать следующие задачи:
1) раскрыть понятие «нравственное воспитание», его сущность, цели;
2) описать содержание работы педагога по организации и осуществлению нравственного воспитания школьников;
3) провести исследование уровня нравственного воспитания школьников;
4) представить программу взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании школьников, проанализировать результаты ее реализации.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования), эмпирические (формирующий педагогический эксперимент).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 22 источника.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Нравственное воспитание: понятие, сущность, цели
Проблема нравственного воспитания является одной из центральных как в системе психолого-педагогического знания, так и в образовательной практике. И это закономерно: нравственное состояние общества, основы которого закладываются благодаря социальным институтам – семье, детскому саду, школе, учреждениям дополнительного образования, а затем и организациям профессионального образования обеспечивает единство народа и объединяющих его моральных ценностей, что способствует политической и экономической стабильности в стране.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя вопросы формирования и развития нравственных убеждений, потому что они являются способом регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Особую актуальность данный вопрос приобретает в отношении детей, чьи представления о нормах и социальных ценностях только закладываются. Данные обстоятельства обуславливают необходимость обращения к ряду источников, в рамках которых анализируется обозначенная тема.
Говоря о нравственном воспитании, прежде всего, стоит интерпретировать содержание входящих в него понятий. В частности, в педагогике слово «воспитание» употребляется в широком и узком значении: в первом случае оно означает «общественное явление, воздействие общества на личность» [17, с. 240]; во втором это «специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса» [17, с. 240]. Применительно к теме настоящей работы воспитание употребляется во втором значении.
Под нравственностью имеют в виду «совокупность духовных и душевных качеств, обеспечивающих выполнение человеком правил поведения в обществе» [11, с. 192]. В проанализированной нами литературе предлагаются разные трактовки нравственного воспитания. Так, в словаре «Педагогика», составленного А.М. Новиковым, сказано: «нравственное воспитание – это развитие у обучающегося системы нравственных знаний, чувств и стремлений» [14, c. 125]. В этом же источнике уточняется: «Нравственным считается тот, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения» [14, с. 125].
С точки зрения автора книги «Психология для педагогов» Е.П. Ильина, «нравственное воспитание – это система воздействий на человека, направленная на формирование у него нравственных качеств и нравственного поведения» [11, с. 192]. В монографии Е.В. Чекиной, посвятившей свое исследование истории и теория развития научных представлений о нравственном воспитании, указано: это «целенаправленный процесс формирования личностных качеств, источниками которых выступают социальные правила, нормы и принципы поведения человека, заключенные в общественной морали как воплощении обобщенного опыта многих поколений» [21, с. 40]. Сущность нравственного воспитания она видит в формировании нравственных качеств личности.
В кандидатской диссертации К.В. Зелинского, в которой он размышляет о нравственном воспитании младших школьников, содержится следующее определение: это «организованный процесс поэтапного, в соответствии с возрастными задачами, освоения школьниками внешнего и внутреннего мира посредством эмоциональной регуляции, общения и общественно полезной деятельности, самоопределения» [9, с. 8]. Сущность нравственного воспитания, согласно мысли автора диссертации, состоит в интеграции волевой саморегуляции поведения, критической оценки, познавательной активности в единую личностную позицию.
Множество определений встречается в психолого-педагогических изданиях. К примеру, автор статьи о проблеме нравственного воспитания в школе А.А. Володеева предлагает следующую формулировку: «Нравственное воспитание – это двухсторонний процесс, заключающийся в воздействии учителей на учащихся и в их ответных действиях (усвоение учениками нравственных понятий, переживание своего отношения к нравственным поступкам и во всем поведении)» [4, с. 24].
Как отмечает указанный исследователь, сущность нравственного воспитания заключается в нравственных отношениях, которые устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. С позиций добра, поясняет А.А. Володеева, расценивается проявление героизма, трудовая деятельность, творчество как компонент культуры. С позиции зла она рассматривает нарушение общественного порядка, ложь. В качестве целевых ориентиров названы формирование гуманизма к окружающему миру, развитие способности морального суждения, обучению самостоятельному принятию решений [4].
В представлениях П.Л. Трошина, в работе которого раскрывается понятие и сущность нравственного воспитания, это «процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения» [20, с. 885]. Под взаимодействием он имеет в виду отношения субъектов образовательного процесса. Целевым ориентиром нравственного воспитания П.Л. Трошин считает развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм личности учащегося [20].
Е.Н. Критович, которая в рамках своей публикации проанализировала вопросы содержания нравственного воспитания, также связывает определение с процессом формирования личности, предполагающим «становление отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе» [12]. Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы превратить социально необходимые требования общества (сюда входит совесть, честь, долг и проч.) во внутренние стимулы личности.
Как видим, ни одно из представленных определений не повторяется. Это свидетельствует не только о разнице подходов авторов к данному социально-педагогическому феномену, но и о его сложности. Вместе с тем можно увидеть сходные черты. Они заключаются в том, что нравственное воспитание связывается с научением соблюдать нормы, установленные в социуме; в таких нормах воплощены представления народа о ценностях: проявление чуткости к людям, оказание помощи наиболее нуждающимся, предъявление самому себе
Фрагмент для ознакомления
3
1) Авдулова Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника: методическое пособие / Т.П. Авдулова, Е.Г. Аксенова, Т.Н. Захарова. – М.: Владос, 2014. – 128 с.
2) Батуева С.А. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников // Учителя.ком: учительский портал. – Режим доступа: http://uchitelya.com. – Дата обращения: 06.11.2018
3) Верин-Галицкий Д.В. О нравственном воспитании // Социальная педагогика. – 2012. № 3. – с. 119-125.
4) Володева А.А. Проблема нравственного воспитания в общеобразовательной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. № 6. – с. 23-25.
5) Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.
6) Гулов А.К. Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов: дисс. … канд. пед. наук. – Душанбе, 2010. – 151 с.
7) Диагностика эмоционально-нравственного развития: практикум по психодиагностике / Ред и сост. Т.Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2012. – 176 с.
8) Емельянова Т.В. Нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. № 4. – с. 119-122.
9) Зелинский К.В. Нравственное воспитание младших школьников на занятиях с православно-культурным компонентом содержания: автореферат дисс. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2011. – 24 с.
10) Иванов А.В. Теория и практика воспитания в России и за рубежом. – М.: Перспектива, 2015. – 470 с.
11) Ильин Е.П. Психология для педагогов. Серия: Мастера психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.
12) Критович Е.Н. Содержание нравственного воспитания младших школьников // Актуальные научные разработки-2012: матер. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com. – Дата обращения: 06.11.2018.
13) Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник для студ. вузов. – М.: Гардарики, 2012. – 360 с.
14) Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
15) Овчарова Р.В. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка / ГР.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина // Педагогическое образование в России. – 2011. № 3. – с. 103-108.
16) Подласый П.И. Педагогика: учебник для студ. вузов. – М.: Просвещение, 2010 – 450 с.
17) Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2014. – 576 с.
18) Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПБ.: Питер, 2009. – 304 с.
19) Строганова Л.В. Формируем нравственную культуру младших школьников // Начальная школа плюс до и после. – 2009. № 5. – с. 77-81.
20) Трошин П.Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. – 2016. №8. – с. 884-887.
21) Чекина Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография. – Гродно: ГрГУ, 2008. –120 с.
22) Шегаева А.В. Способы формирования нравственных качеств у младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. – с. 144-145.