Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования. Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации приобрели в настоящее время особую актуальность.
Правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом.
Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным обществом) критериев профессионализма.
Сущностью профессионального самоопределения является нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности.
Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и изменении критериев этого отношения. Профессиональное самоопределения возникает как психологическое новообразование в юношеском возрасте.
Выбор профессии есть замечательное сочетание трех параметров – «хочу», «могу» и «надо». И когда это происходит, то мы имеем то, что чаще всего называется призванием, созвучным потребностям окружающих, общества, государства.
Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе.
Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии традиционно представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности и адаптации по изучению психологических составляющих самоопределения и воспитания. В отечественной психологической литературе существуют два подхода к пониманию самоопределения.
Таким образом, все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной темы.
Цель исследования: рассмотреть мотивы и мотивации выбора профессии старшеклассниками.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: мотивы и мотивации выбора профессии старшеклассниками.
Гипотеза исследования заключается в подтверждении, того что процесс самоопределения старшеклассников, прошедших образовательную программу «Погружение» и систему отбора, предполагаемую данной программой, будет эффективнее
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятий, необходимых для проведения исследования.
2. Подобрать методики, с помощью которых можно обнаружить качества, описанные в гипотезе.
3. Экспериментально проверить связь между дивергентным мышлением и успешностью освоения программы
4. Проанализировать полученные данные, и сделать выводы об эффективности программы.
Глава 1 Анализ теоретических аспектов мотивации выбора профессии старшеклассниками в социально – психологической литературе
1.1 Анализ понятий мотив и мотивация
Научные исследования отечественных и зарубежных ученых позволили выявить сущность психологических категорий потребность, мотив. В современной психологии сформировались два понимания потребностей. Первое традиционное понимание сводит потребности к нужде, особому состоянию организма или личности, характеризующемуся дефицитом необходимых условий для жизни. Потребность – психическое явление отражения нужды организма или личности в чем-то, лежащем вне организма, вне личности человека. (А. Н. Леонтьев, В. И. Ковалев, К. К. Платонов, Л. Хекхаузен и др.).
Нужда организма – биологическая потребность, свойственная и человеку, и животным. Нужда личности – социальная и духовная потребность, свойственная только человеку. Потребность в чем-то, т.е. в каком-то предмете, определяет главную характеристику потребности. Такое понимание потребностей достаточно хорошо работает при объяснении физиологических потребностей, по мнению В. А. Иванникова. В. А. Иванников уверяет, что при объяснении социальных, духовных потребностей сформировалось иное осознание потребностей.
Потребности – субъективно-эмоциональные переживания человека, включающие не только чувства голода, жажды, страха, но и интерес, познание, признание, самореализацию и т. д. [20].
Другое понимание потребностей связано с жизненными задачами, встающими перед человеком вследствие включенности его в различные отношения с миром. «Тем самым утверждается активная природа потребностей, их формирование через деятельность, реальные отношения с миром, в которые вступает человек» [20, С. 143].
Учитель формирует потребности детей в учебной деятельности, включая в отношения к миру через учебные задачи, связанные с жизненными задачами и проблемами, и ученическое общение. По мнению А. Н. Леонтьева, наличие потребности у субъекта составляет лишь необходимую предпосылку любой деятельности. Потребность еще не способна придать деятельности направленность. Направленность деятельности придает мотив. «Предмет – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности» (А. Н. Леонтьев) [25, С. 14].
К определению мотивации существует несколько подходов. Остановимся на описании двух подходов. Первый подход: мотивация – процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне и протекающий как внутри субъекта, так и вне субъекта. Процесс, протекающий внутри субъекта, можно понимать как процесс, учитывающий внутренние условия протекания – особенности психики субъекта, его субъектный опыт, 9 установки, – так и как процесс, учитывающий внешние условия протекания, возникающий под влиянием обстоятельств, ситуаций, внешних условий, в которых оказывается человек (учитель создает ситуации).
В образовательном процессе вне субъекта педагог формирует внешние условия для процесса мотивации внутри ученика, создавая ситуации, поддерживающие мотивацию учащихся в течение всего урока. Для этого он использует не только педагогические средства – методы и приемы, формы организации учебной работы и формы учебных занятий, социальный опыт, интегрированный с субъектным и личностным опытом ученика, но и психологические средства, т.е. закономерности формирования знаний, умений, навыков, знания психологии учащихся.
Такое понимание мотивации видится в определении, данном. В. Н Куницыной: «Мотивация – процесс, регулирующий психическую активность обучающихся, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для этой деятельности». Для формирования и повышения мотивации школьников при обучении учитель обязан владеть знаниями психологических механизмов, педагогических способов и приемов, умениями создавать дидактические условия.
В учебном процессе педагоги возбуждают мотивацию школьников и управляют ею. Мотивация выступает как процесс мотивирования учебной работы учащихся, побуждаемый не только извне, но и изнутри при совпадении с внутренней мотивационной структурой личности ученика. При этом учитель способствует формированию мотивов ученика и мотивационной структуры личности. По-видимому, мотивация – сложный интегральный психический процесс, протекающий с учетом внутренний условий – запросов личности ученика и его психологических особенностей – и внешних условий, создаваемых учителем, побуждающих к возникновению мотивов к учебной деятельности.
А. Г. Ковалев описывает мотивацию как процесс, который начинается с появления в сознании человека образа предмета, с помощью которого он смог бы удовлетворить свою потребность (в учебной деятельности учитель стимулирует природную познавательную потребность ученика, создавая образ предмета посредством соответствующей ситуации). Под влиянием этого образа у субъекта возникает побуждение (импульс) к действию, которое соотносится с ситуацией (внешние условия) и с установками личности (внутренние условия), что приводит, в конечном счете, к постановке цели и выработке плана действий.
Таким образом, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Ковалев, Е. П. Ильин раскрывают процесс формирования мотива, соответствующий первому подходу к мотивации как к процессу, протекающему внутри субъекта под влиянием внешних условий. Процесс формирования мотива показан на схеме, рис.1. Для учителя важно понять, что именно он создает условия на уроке, при которых у учащихся возникает мотив к учению Второй подход к мотивации состоит в понимании мотивации как структурного образования личности: мотивация – совокупность мотивов поведения и деятельности человека.
Такой точки зрения придерживаются Л. С. Выготский, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов. К. К. Платонов и др. Б. Ф. Ломов определяет мотивацию как совокупность всех мотивов человека в данный момент времени, среди которых выделяет мотив, соответствующий актуальности [30]. Л. С. Выготский говорит о «борьбе мотивов». Это означает, что «внутри субъекта» из всей совокупности мотивов идет процесс выбора мотива, который «побеждает», становится ведущим мотивом, определяющим поведение и деятельность человека [15].
В. Д. Шадриков придерживается такого мнения: мотивация обусловлена потребностями, целями и направленностью личности, уровнем притязаний, идеалами, мировоззрением, убеждениями, условиями деятельности как объективными, так и субъективными (уровнем знаний, умений и навыков, способностями, характером) [55].
К. К. Платонов дает такое определение: «мотивация совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации и определяющая ее деятельность. Формируется в процессе воспитания [40, С. 71]. Второй подход к мотивации, как видим, связан с мотивационной структурой личности. Потребностно-мотивационная сфера выступает как центр структуризации свойств личности. В общепсихологическом смысле мотивация представляет собой совокупность, систему психологических факторов, определяющих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, И. А. Зимняя, А. К. Маркова и др.).
Мотивационная сфера человека представлена в теориях мотивации, разработанных, в основном, зарубежными учеными. Большинство теорий мотивации описывает структуру и содержание потребностей, связанных с мотивацией человека в деятельности. Наиболее известной является теория мотивации А. Маслоу. В работе «Мотивация и личность» А. Маслоу описал ступенчатую пирамиду мотивов, построенную на удовлетворении потребностей [32, С. 38-40]:
– физиологических (в пище, воде, сне и т. п.);
– в безопасности (в защищенности жизни, жилище, одежде и т. п.);
– социальных (в принятии, одобрении, любви и т. п.);
– в признании и уважении (в самоуважении, компетентности, славе и т.п.);
– в самоактуализации (в реализации своего потенциала, личностном росте).
Позже А. Маслоу добавил еще две ступени: познавательную и эстетическую. Все потребности врожденные. В пирамиде мотивов высшая ступень – удовлетворение потребности в самоактуализации.
седьмая ступень пирамиды – самоактуализация; шестая ступень пирамиды – эстетика; пятая ступень пирамиды – познание; четвертая ступень пирамиды – признание; третья ступень пирамиды – одобрение; вторая ступень пирамиды
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] : учеб. пособие / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 2015. - 420 с.
2. Акимова, М. К. Теоретические подходы к диагностике практического мышления [Текст] / М. К. Акимова, В. Т. Козлова, Н. А. Ференс // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 21- 30.
3. Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональной системы [Текст] / П. К. Анохин. - М.: Наука, 2014. - 399 с.
4. Волков, Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) [Текст] / Е. Н. Волков // Журнал практического психолога. - 2013. - № 5. - С. 15-21.
5. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. М. А. Климова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011. - 1008 с.
6. Гальперин, П. Я. Формирование умственных [Текст] / П. Я. Гальперин ; под ред. А. Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2014. - 451 с.
7. Гамезо, М. В. Общая психология [Текст]: учебно-методическое пособие / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Д. А. Машурцева. - М.: Ось-89, 2014. - 352 с.
8. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления - М. : Прогресс, 1965. - 365 с.
9. Завалишина, Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления [Текст] / Д. Н. Завалишина. - М.: Наука, 2013. - 285 с.
10. Ительсон, Л. Б. Лекции по общей психологии [Текст] / Л. Б. Ительсон. - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.
11. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З. И. Калмыкова. - М.: Омега-А, 2014. - 210 с.
12. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев ; под. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - М.: Академия, 2014. - 511 с.
13. Лукацкий, М. А. Психология [Текст] / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. - М. : Эксмо, 2014. - 416 с.
14. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2014. - 583 с.
15. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу; под ред. А. М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 2015. - 478 с.
16. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение. Творчество [Текст] / А. М. Матюшкин. - Воронеж: МОДЭК, 2012. - 720 с.
17. Методические основы применения методов активного обучения [Электронный ресурс]. - URL : http: // lfostu.ucoz.ru/ (15.04.2013).
18. Общая психология [Текст] : учебник / под общ. ред. А. В. Карпова. - М.: Гардарики, 2012. - 232 с.
19. Овчинников Н. В. Тренинг инновационного мышления [Электронный ресурс] / Н. В. Овчинников. - URL : http: // www.koob.ru/ (09.04.2013).
20. Психология. [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. Н. Дружинина. - СПб. : Питер, 2012. - 315 с.
21. Ракитов, А. И. Принципы научного мышления [Текст] / А. И. Ракитов // Наука и жизнь. - 2015. - № 2. - С. 21- 30
22. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс : Универс, 1994. – 538 с.
23. Рубина, Н. В Использование методов ТРИЗ для диагностики развития творческого мышления [Электронный ресурс] / Н. В. Рубина. - URL: http://www.temm.ru/ru/ section.php?docId=4378 (20.01.2011).
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / М. С. Елисеева. - СПб.: Питер, 2013. – 713 с.
25. Семенов, И. Е. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии [Текст] / И. Е. Семенов. - Воронеж: МОДЭК, 2014. - 164 с.
26. Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.glossary.ru/ (12.04.2013).