Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования подчеркивается следующим. Приоритет государства в сфере финансовой политики состоит в макроэкономической стабилизации национальной экономики. Осуществлению стабилизации экономики способствует фискальная и денежная политика, а также применение инструментов налогообложения или политики регулирования государственных расходов. Уровень воздействия перечисленных мер на экономический рост и стабильность экономики в общем является предметом анализа много лет.
Государственный бюджет представляет собой финансовый план, отражающий структуру расходов и доходов государства, утвержденных в законодательном порядке. В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. В современных условиях в качестве одной из важнейших задач бюджетного процесса в РФ выступает балансирование доходов и расходов государства. В масштабах всей страны решение данной задачи выступает как важный фактор стабилизации экономики. Превышение данного показателя является проблемой, и она должна быть решена. Проблема сбалансированности является актуальной для всех бюджетов бюджетной системы РФ. Помимо этого, острота проблемы сбалансированности бюджетов стала сильнее под воздействием некоторых посткризисных явлений в экономике, в связи с этим в качестве одной из важнейших задач, которые обозначены в Бюджетном послании Президента РФ, выступает задача обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ.
Государство каждой экономически развитой страны старается сбалансировать свой бюджет. При профиците у государства появляется возможность инвестировать излишнее количество денежных средств на развитие экономики и страны в целом. Однако под влиянием определенных факторов в государстве может появиться дефицит бюджета, что в свою очередь негативно скажется на социально-экономическом развитии государства, так как дефицит может привести к государственному долгу либо же к инфляции денежных средств, что является угрозой финансовой безопасности государства. Проблема бюджетного дефицита является одной из самых актуальных проблем экономики. Дефицит бюджета означает, что расходы бюджета превышают доходы. Даже в экономически развитых странах дефицита государственного бюджета присутствует и имеет значительный удельный вес в ВВП. В России, Японии и Польше дефицит с каждым годом увеличивается, а в Украине, Великобритании, и США – понемногу уменьшается. Однако, даже несмотря на уменьшение дефицита в некоторых странах, он все же превышает допустимую норму, которая была прописана в Маастрихтском договоре и составляет 3% от ВВП, что является угрозой финансовой безопасности государств.
Цель работы – разработать направления улучшения сбалансированности бюджета РФ с целью снижения угрозы финансовой безопасности.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и функции бюджета государства;
- раскрыть правовые основы функционирования бюджетной системы РФ;
- рассмотреть понятие сбалансированности бюджетной системы РФ, проблемы дефицита бюджета как угрозы финансовой безопасности;
- исследовать структуру доходной, расходной части государственного бюджета РФ;
- оценить бюджетный дефицит в РФ как угрозу финансовой безопасности страны;
- раскрыть основные задачи, направления по улучшению сбалансированности бюджета РФ.
Объект исследования – бюджет РФ.
Предмет исследования – формирование, управление дефицитом бюджета РФ.
В качестве теоретической основы исследования выступают нормативно-законодательные акты РФ в сфере бюджетной политики, материалы статистики и Минфина РФ, труды таких авторов, как: Болтинова О.В., Грищенко П.М., Дементьев Д.В., Сабитова Н.М., Цинделиани И.А. и др.
В качестве методологической базы применялись общенаучные методы: классификация, сопоставления, системный подход, сравнения и прочие.
Практическая значимость работы состоит в возможности внедрения разработанных направлений в политику формирования бюджета РФ.
Курсовая работа включает в себя две главы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты бюджетного дефицита как угрозы финансовой безопасности в РФ.
Во второй главе дается характеристика доходной и расходной части государственного бюджета в РФ, проведен анализ бюджетного дефицита в РФ, разрабатываются перспективы улучшения сбалансированности бюджета РФ.
В заключении обобщаются все положения, выводы, содержащиеся в главах работы, делаются выводы по всей работе.
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетной сбалансированности в РФ как фактора финансовой безопасности государства
1.1. Понятие и функции бюджета государства
Основным звеном финансовой системы государства выступает его бюджет. Бюджет необходим для сосредоточения денежных средств и их использования для обеспечения финансирования важнейших функций государства. Следовательно, бюджет представляет собой инструмент экономической и социальной политики, необходим для перераспределения части ВВП государства с учетом интересов общества.
Другое определение понятия бюджета содержится в Бюджетном кодексе РФ. Здесь бюджет понимается как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [2].
Бюджетной системой Российской Федерации считается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов [6, с.35]. Она состоит из государственного кредита и государственного фонда страхования.
Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [28, с.123].
Под бюджетным устройством понимают принципы организации и построения бюджетной системы государства, а вместе с тем и взаимосвязь между отдельными ее составляющими.
Бюджетная система Российской Федерации, согласно Бюджетному Кодексу РФ, состоит из трех уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты [10, с.15].
Основными бюджетами бюджетной системы России являются [2]:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя республиканские бюджеты, областные и краевые бюджеты, городские бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, окружные бюджеты автономных округов, 1 бюджет Еврейской автономной области, а также более 29 тысяч бюджетов органов местного самоуправления (городских, районных, поселковых, сельских).
В целом, принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются идентичными:
- принцип единства характеризует необходимость согласования бюджетов с единой политикой государства правовой и документарной, единым бюджетным процессом;
- принцип гласности говорит о необходимости обязательного опубликования утвержденных бюджетов в средствах массовой информации, а также открытого обсуждения бюджетов;
- принцип реальности свидетельствует о необходимости правдивости всех показателей бюджета;
- принцип самостоятельности говорит о наличии у бюджетов всех уровней бюджетной системы страны своих источников доходов и права самовольного их использования (согласно действующему законодательству) [5, с.18].
Нужно отметить, что понятие бюджет является разноплановым:
- в качестве экономической категории – это совокупность экономических отношений;
- также это централизованный денежный фонд страны и различных государственных структур;
- это также финансовый план, который составляется и принимается ежегодно в виде закона [8, с.29].
Понятие «государственный бюджет» имеет много различных определений и трактовок. Так, например, Е.Н. Лобачева рассматривает данное понятие с двух сторон: как экономическую категорию и как финансовый план. Она считает, что государственный бюджет с экономической точки зрения – это денежные отношения, возникающие у государства по вопросу перераспределения национального дохода с целью образования и использования бюджетного фонда с юридическими и физическими лицами [11, с.32].
Г. А. Маховикова, В. В. Амосова, Г. М. Гукасьян считают государственный бюджет ведущим звеном государственных финансов, благодаря которому происходит распределение и перераспределение ВНП между регионами и отраслями [9, с.239].
Д.О. Белов определяет государственный бюджет как роспись доходной и расходной частей государства, предприятия, учреждения, семьи и отдельного л
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые источники
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [Федер. закон: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г. (с изм. от 11 октября 2018 г.] / Информационно-справочная система «КонсультантПлюс», версия от 20.04.18 г.
3. Российская Федерация. Законы. О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: [Федер. закон: принят Гос. Думой 28 ноября 2016 г. (с изм. от 14 ноября 2017 г.] / Информационно-справочная система «КонсультантПлюс», версия от 20.04.18 г.
Учебники, монографии, брошюры
4. Андросова, Л.А. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Л.А. Андросова, И.В. Горский, В.Г. Карчевский, А.И. Пантелеев, Г.Д. Поляк, Е.А. Смирнова - М.: Проспект, 2015. - 440 с.
5. Болтинова, О.В. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры / О.В. Болтинова, Л.Л. Арзуманов, А.Б. Быля. – М.: Норма, 2017. – 272с.
6. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: Монография / под ред. М.А. Абрамовой. – М.: КноРус, 2018. – 202с.
7. Дементьев, Д.В. Бюджетная система Российской Федерации / Д.В. Дементьев. – М.: КноРус, 2017. – 332с.
8. Ковалева, Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: Учебное пособие / Т.М. Ковалева. – М.: КноРус, 2016. – 128с.
9. Маховикова, Г.А. Экономическая теория: Учебник и практикум / Г.А. Маховикова, Г.М. Гукасьян, В.В. Амосова. – 4-е изд. – М.: Юрайт, 2015. – 443с.
10. Финансово-правовое регулирование обязательных платежей, уплачиваемых в Федеральный бюджет Российской Федерации / под ред. И.А. Цинделиани. – М.: Проспект, 2018. – 288с.
11. Черкасова, Ю.И. Межбюджетные отношения: Монография / Ю.И. Черкасов, А.Е. Суглобов, Д.М. Манышин. – М.: Риор, 2017. – 138с.
12. Шаров, В.В. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Теория и практика консолидации субсидий / В.В. Шаров. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 287с.
Периодические издания
13. Белов, Д.О. Государственный федеральный бюджет // Экономика и социум. – 2017. - №5-1. – С.161-163.
14. Голенок, А.Н., Крикун Д.А., Петренко А.В. Резервы сокращения дефицита федерального бюджета // Новая наука: финансово-экономические основы. - 2017. - №3. С.66-71.
15. Грищенко, П.М. Проблемы обеспечения сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета в современных экономических условиях // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2017. - №44. – С.85-88.
16. Дзахова, К.Н. Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Концепция регулирования бюджетного дефицита // Новая наука: От идеи к результату. - 2017. - №3. - С.38-43.
17. Карандин, Д.Ю. Государственный внешний долг как источник покрытия дефицита бюджета Российской Федерации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2017. - №1. - С.118-123.
18. Корниенко, Д.О. Солтаханов А.У. Анализ управления сбалансированностью федерального бюджета Российской Федерации в условиях кризиса // От научных идей к стратегии бизнес-развития: Сборник статей-презентаций научно-исследовательских работ студентов, магистрантов, аспирантов. – М.: Аудитор, 2016. – С.297-304.
19. Кремлева, В.В. Государственный долг РФ и дефицит федерального бюджета: проблема системного характера // Инновационные кластеры в глобальной экономике: теория и практика: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2018. – С.84-86.
20. Кузубова, О.И. Пути достижения сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации // Синергия Наук. – 2017. - №13. – С.127-131.
21. Ланская, И.А. Проблема сбалансированности бюджетов в странах – экспортерах нефти // Общество: политика, экономика, право. – 2017. - №6. – С.54-59.
22. Логинова, Я.А. Проблемы дефицита федерального бюджета и государственного долга в России // Инновационные подходы в современной науке: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – Нефтекамск: Мир науки, 2017. – С.227-230.
23. Маковеева, П.А. Пути обеспечения сбалансированности федерального бюджета в рамках экономической нестабильности // Национальная экономическая система России в условиях новых глобальных вызовов: Сборник научных трудов студентов Санкт-Петербургского государственного экономического университета и Финансового университета при Правительстве российской Федерации. – СПб.: СПбГЭУ, 2016. – С.70-75.
24. Набизаде, М.К.К. Анализ дефицита федерального бюджета РФ // Синергия наука. – 2018. - №19. – С.426-435.
25. Рыбко, А.Ю. Экономическая сущность и функции бюджета // Экономика и социум. – 2017. - №11. – С.732-738.
26. Сафина, А.Ш. Государственный бюджет и способы его сбалансирования // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - С.94-95.
27. Сафронов, Д.С. Государственный бюджет как регулятор рыночной экономики // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: Сборник научный статей. - М.: Научная мысль, 2016. - С.304-308.
28. Седых, М.С., Ловянникова В.В. Государственный бюджет: проблемы сбалансированности и финансирования // Проблемы и перспективы экономических отношений на пространстве ЕАЭС: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С.123-127.
29. Симонова, Н.С. Проблемы сбалансированности государственного бюджета РФ // Studium. - 2016. - №4-1. - С.25-27.
30. Тищенко, Т.Г. Государственный бюджет // Экономическое развитие России. 2016. - №3. – С.13-18.
31. Устьянцева, В.Д. Проблема бюджетного дефицита // Проблемы современной экономики: Сборник материалов XXXVI Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. – С.54-59.
Электронные ресурсы
32. Исполнение Федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год (предварительные итоги) // Министерство финансов Российской Федерации. Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/03/main/Ipolnenie_federalnogo_budzheta.pdf.