Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развитию ребенка. В документе указывается на необходимость создания условий, открывающих возможности для позитивной социализации детей через соответствующие возрасту виды деятельности.
Усвоение системы знаний, норм и ценностей, необходимых для интеграции в социум, осуществляется через содержание образовательных областей. В частности, в рамках художественно-эстетического развития педагоги приучают дошкольников восприятию художественной литературы и фольклора. Их ценностный потенциал невозможно переоценить, потому что через образы ребенок органично усваивает информацию о правилах, принятых в обществе.
Одним из жанров фольклора, с которым ознакомляют дошкольников, является сказка. В истории всех народов мира сказочный эпос играет значимую роль, так как в национальном фольклоре нашли отражение представления людей об устройстве мира, социальных взаимосвязях, нормах и ценностях, принятых в обществе. Сказки содержат богатый материал для изучения народного менталитета, традиций, культуры и истории народа.
Степень научной разработанности проблемы. Выдающиеся педагоги прошлого (например, К.Д. Ушинский, Н.И. Добролюбов, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский и др., Е.А. Флерина, Е.Н. Водовозова), а также наши современники доказали, что сказку можно назвать универсальным средством развития детей.
Представители педагогической общественности (Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Виноградова, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Л.П. Стрелкова, А.П. Усова, К.И. Чуковский, Н.В. Шелгунов и др.) подчеркивали ту большую роль, которую играет сюжетно - ролевая игра в формировании личности ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование потенциала сюжетно - ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста.
Цель исследования – рассмотреть сюжетно - ролевую игру как средство ознакомления со сказкой детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать сказку как жанр художественной литературы;
- определить особенности восприятия сказок детьми среднего дошкольного возраста;
-обозначить задачи ознакомления детей среднего дошкольного возраста со сказкой в системе дошкольного образования;
-выявить значение игры и игровой деятельности в процессе ознакомления со сказкой детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования).
Теоретическая основа исследования. В широком социокультурном контексте сказка рассматривалась в трудах Ф.И. Буслаева, Е.Н. Елеонской, Ю.М. Соколова и др. Для своего времени новаторский подход к осмыслению сказки предприняли В.Н. Аникин, А.Н. Веселовский, Е.М. Мелетинский, Э.В. Померанцева и др.
Изучением особенностей сюжетно - ролевой игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Выготский Л.С., Менджритская Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова Е.И.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сказка как жанр художественной литературы
Сказка – феномен национальной культуры, отражающий мировоззрение конкретного народа о действительности, природном окружении, социальных отношениях и воплощающий чаяния людей о лучшей жизни. Существующие на протяжении сотен лет, сказки не перестают увлекать своим простым и в то же время затейливым сюжетом, радовать торжеству справедливости, развлекать юмористическими ситуациями. Содержащиеся в сказках идеи настолько интересны, что притягивают к себе внимание, как детей, так и взрослых.
Осмысляя феномен сказки, автор учебника «Русский фольклор» Т.В. Зуева высказывает убеждение в том, что сказка представляет собой видовое явление, которое охватывает сразу несколько жанров, между которыми далеко не всегда возможно провести разграничение: «Происходит это оттого, что сюжеты способны изменять свою жанровую принадлежность: они могут исполняться то, как сказки, то, как легенды, то, как предания, былины, баллады» [6, с. 134].
В качестве главной жанровой характеристики сказки в учебнике В.П. Аникина «Русское устное народное творчество» названа ее «установка на раскрытие главных жизненных истин с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла, формы которого складывались в тесной связи с обширным кругом мировоззренческих и бытовых понятий и представлений» [2, с. 206].
Сущностные черты сказки перечислены в монографии А.Е. Наговицына «Типология сказки». Они сводятся к следующему:1) наличие художественного вымысла, на основе которого осуществляется построение событийного ряда и действий персонажей; 2) обилие образов-символов, являющихся воплощением культурных кодов конкретного народа; 3) изложение идеи в виде метафор; 4) отсутствие заранее заданного сценария (вариативность сюжета в зависимости от замысла сказителя) [13].
К сказанному можно добавить ряд замечаний о сущности сказки, как жанра художественной литературы сделанных исследователем Е.М. Лулудовой «Русские народные сказки и их архетипические составляющие». В ее работе перечислены: 1) соблюдение принципа справедливости: «обязательно добро вознаграждено, а зло наказано»[10, с. 805], 2) отсутствие нравоучений: дидактизм уходит в подтекст, а поучение осуществляется через показ; 3) поддержание опыта поколений через соблюдение культурных традиций; 4) поиск героем смысла жизни; 5) усложнение испытаний; 6) предоставление герою права выбора; 7) вера в чудо.
Наряду с анализом сущностных черт сказки не менее значимым является вопрос о типологии сказок. Еще в XIX веке проблемы классификации сказок затронул русский фольклорист И.П. Сахаров. В основу его типологии заложен характер героев, в результате чего выделены сказки о богатырях, об умниках, об удалых людях, о глупцах. В научной литературе классификация И.П. Сахарова подверглась критике, поскольку в разработанной им системе не нашлось места для сказок о животных.
Известный собиратель сказок А.Н. Афанасьев разграничил их на сказки о животных, бытовые и волшебные. Также трехкомпонентную классификацию разработал профессор словесности П.В. Владимиров: в отличие от А.Н. Афанасьева, вместо волшебных сказок он выделил в отдельную группу мифы. Количество групп сказок по классификации филолога-фольклориста В.Я. Проппа вдвое больше: бытовые или новеллистические; волшебные; докучные (похожие на прибаутки или потешки); кумулятивные (многократное повторение одного из звеньев); небылицы; о растениях, неживой природе, о животных [7].
В каждой сказке находит отражение культурно-историческая эпоха, с ее социальными и экономическими отношениями, психологией, формами мышления. Она тесно связана с традициями и обрядом, народным бытом и верованиями, что, к примеру, можно проследить на основе сюжетов волшебных сказок.
1.2. Особенности восприятия сказок детьми среднего дошкольного возраста
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
В возрасте 4-5 лет ребенок знакомится с широким кругом литературных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и к различным видам творческой деятельности на их основе. У детей качественно меняется восприятие литературного текста. Они начинают осознавать разницу между реальной действительностью и ее отражением в книге. Это активизирует появление самоценного интереса к книге, к слушанию литературных произведений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева Е.А. Русская сказка как выражение сознания русского народа [Текст] / Е.А. Алексеева // Теоретический журнал. – 2012. № 1. – с. 3-6.
2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов [Текст] / В.П. Аникин. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2011. – 735 с.
3. Градусова Л.В., Левшина Н.И. Проблема приобщения дошкольников к книжной культуре в контексте реализации ФГОС ДО // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.
4. Детский сад. Основная образовательная программа дошкольного образования. В 3-х ч. Ч. 1. [Текст] / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 528 с.
5. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 280 с.
6. Зуева Т.В. Русский фольклор: учебник для высших учебных заведений [Текст] / Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М.: Флинта: Наука, 2012. – 400 с.
7. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2016. - №4. - С. 79 - 87
8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М.: «Сфера», 2012. – 464 с.
9. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.
10. Лулудова Е.М. Русские народные сказки и их архетипические составляющие [Текст] / Е.М. Лулудова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. № 8-4. – с. 803-807.
11. Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 2002. - 210 с.
12. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 274 с.
13. Наговицын А.Е. Типология сказки: монография [Текст] / А.Е. Наговицын, В.И. Пономарева. – М.: Генезис, 2014. – 336 с.
14. Никифорова, О. И. Исследования по психологии художественного творчества / Психология дошкольника: хрестоматия / М.: Педагогика, 2008. - 138 с.
15. Ноговицин, А.Е. Типология сказки / А.Е. Ноговицин, В.И. Пономарева. – М.: Генезис, 2011. – 336.
16. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию и образованию детей 6-7 лет в дет. Саду Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, - М.: Просвещение, 2015.-224 с.
17. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов [Текст] / Е.О. Смирнова. – 5-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.
18. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. – Владос, 2015. – 291 с.
19. Флерина, Е. А. Живое слово в дошкольных учреждениях / Е. А. Флерина. - М.: Просвещение, 2013. - 92 с.