Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Появившаяся в начале XXI века потребность в обновлении системы образования и в этой связи построение принципиально новых моделей, способствующих развитию и распространению образовательных инноваций, отвечает концептуальным подходам к модернизации российского образования.
Процесс разработки инновационных технологий, моделей физического воспитания требует глубокого осмысления и методологической проработки. Следует иметь в виду, что образование в области физической культуры - непрерывно протекающий процесс, в ходе которого огромное значение имеет творчество субъектов образования.
Система образования становится все более важным показателем развития любой страны, ее экономического, научного, технического и культурного потенциала. Это предполагает поиск новых теоретико-методологических оснований построения образования и обоснования путей практического воплощения концептуальных положений.
Преобразования, происходящие в России, повлияли также на поиск новых подходов к физкультурному образованию и воспитанию личности, выражающих интересы государства, общества и самого гражданина в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни.
Двадцатый век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт, Интернет и много других благ. Однако вместе с этим принес уменьшение объема двигательной активности человека.
Бесспорно, двигательная активность явилась естественной основой, на базе которой происходило физическое развитие человека; как бесспорно и то, что «окультуренная» определенным образом двигательная деятельность составляет специфическое наполнение физической культуры.
Этот вопрос подробно раскрыт в теории физической культуры (М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев). Физическая культура предполагает не только занятия физическими упражнениями для развития силы, выносливости, быстроты и других физических качеств, но и умение управлять своим самочувствием, активно использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), гигиенические условия труда, быта, отдыха, питания для своего физического совершенствования, сохранения и укрепления здоровья.
Актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью общества, необходимостью и наличием в системе теоретической подготовки кадров реальных возможностей для развития педагогического творчества, а с другой стороны, неразработанностью теоретических и практических основ развития педагогического творчества учителей физической культуры.
Основная цель исследования – показать роль теоретической подготовки будущих специалистов в области физической культуры в обеспечении социокультурного развития личности и ценностного отношения к физическому и духовному здоровью человека, формировании общеинтеллектуальных умений и навыков в процессе изучения дисциплины и в ходе выполнения работы по самообразованию.
Цель - выявление, теоретическое обоснование факторов эффективного развития педагогического творчества специалиста области физической культуры в ходе теоретической подготовки.
Объект исследования - система теоретической подготовки специалиста области физической культуры и спорта.
Предмет исследования - развитие педагогического творчества специалиста физической культуры в процессе теоретического обучения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты педагогического творчества и особенности функционирования системы теоретической подготовки.
2. Выявить факторы и организационно-содержательные аспекты эффективного развития педагогического творчества учителей физической культуры в системе теоретической подготовки.
3. Рассмотреть с учетом выявленных факторов и организационно-содержательных аспектов творческого развития личности современные подходы к обучению.
В основу работы легли педагогические и методические исследования авторства Т.К. Тихонова, Т.В. Хованской, Т.Д. Чопик и др.
1. Теоретические основы формирования специалиста области физической культуры и спорта
1.1. Значение теоретической подготовки в практике работы специалиста физкультуры и спорта
Повседневная работа специалиста области физической культуры и спорта часто обращается к вопросам методических и теоретических основ спортивной подготовки, ставит перед специалистом такие задачи, такие жизненные ситуации, где от него требуется огромная чуткость в понимании основ организации спортивного процесса, чтобы сделать его максимально эффективным.
Профессия предъявляет к специалисту строгие требования в плане соблюдения профессиональной этики, а также вопросах организации, планирования тренировочной работы, выбора критериев оценки деятельности спортсменов [3, 19].
От специалиста в области физкультуры и спорта в его работе требуется некоторая доля практической вовлеченности в тренировочный процесс, умения демонстрировать физический навык, но это не умаляет роли теоретических знаний, которые необычайно важны в любой работе с людьми, и особенно в спортивных профессиях, связанных с физическим воспитанием детей, чей организм еще находится в стадии формирования.
Работа специалиста в спорте связана с информационной коммуникацией как между специалистом и спортсменом, так и между специалистами. Зачастую он выступает источником знаний для тренируемого и должен не только передать эти знания, но и объяснить предпосылки эффективности тренировочного процесса, обозначить логические связи – что чего сам специалист должен в совершенстве владеть теорией спортивной деятельности и педагогическими методиками.
Это работа напряженная, сложная, требующая от участников много знаний о специфике возрастных проблем спорта, специфических умений работы именно в педагогической сфере, узкоспециализированных знаний, связанных с избранным видом спорта.
В подготовке специалистов сорта и физкультурного образования этот вопрос должен рассматриваться отдельно. Специфика теоретического образования специалиста, ведущего работу в педагогической сфере, касается, во-первых, самого контингента обучаемых, тренируемых, работа с которым кардинально различается в разных возрастах и направлениях физподготовки. Во-вторых, сама профессиональная деятельность диктует необходимость постоянно обращаться к категориям оценки, чтобы понимать уровень физического совершенствования подопечных, таким образом специалист должен владеть теоретическими критериями оценивания.
Сформировать у студентов профессиональное мышление, умение взглянуть на процессы спортивного совершенствования с позиции педагога, владеющего обширным теоретическим материалом, накопленным предшественниками – вот задача, которую ставит перед собой высшее образование на данном этапе [2, 103].
В данный момент высшее образование на уровне ступени бакалавриата все больше удаляется от стратегии усвоения знаниевого компонента, взяв за основу стратегия формирования у студенчества компетенций в необходимых будущему специалисту областях.
В системе образования компетентностный подход разрабатывался авторами - И.А. Зимней, А.В. Хуторским, Э.Ф. Зеером, Дж. Равеном и др.
Э.Ф. Зеер рассматривает компетентность специалиста как способность выполнения профессиональной деятельности, где основную роль играют профессиональные знания и умения.
А.К. Маркова полагает, что характеристика качеств педагогического общения и высокий уровень осуществления педагогической деятельности и есть проявления его педагогической компетенции [5, 110].
В современном образовании при обучении бакалавра направления физической культуры и спорта структура образованности изменилась, и она учитывает уже не количество статичных знаний, а личную инициативу, готовность к саморазвитию в профессиональной сфере, стремление к профессиональной самореализации, профессиональная направленность.
Но необходимо отметить, что и глубокие предметные знания, и направленность на профессию не исчерпывают профессиональной деятельности в области спорта.
Высокая квалификация педагога физической культуры, тренера, его понимание социальных стратегий современности, умение понять специфику переживаний воспитанника и правильно интерпретировать их в реальных условиях учебной или тренировочной ситуации – те условия, которые обеспечат максимальную эффективность и экологичность профессиональной деятельности.
Здесь очень важно интегрирование теоретических основ обучения в практику и понимание специалистом того, что опыт воспитанника единичен и уникален и, в отличие от экспериментальных условий, не защищен. Отсюда вытекает совершенно иная мера ответственности специалиста за ход и результаты тренировочного и учебного процесса.
Ее уровень поднимается подчас до высочайшей отметки – формирования полноценной личности, возможности самореализации для ребенка, что и выдвигает проблематику качественного и глубокого образования на первое место при профессиональной подготовке специалистов физкультуры и спорта.
Теоретические знания специалиста области спорта - это правила, которые опираются на физиологические законы функционирования организма и специфические профессиональные программы воспитания спортсмена, требующие от специалиста вести себя определенным образом.
Это определенный регламент, который с одной стороны, ограничивает специалиста от злоупотребления деятельностью, с другой направляет его решения, выбор тренировочных стратегий.
В первую очередь теоретическое образование специалиста исходит из того, чтобы не причинить вред.
Контакт специалиста с обучаемым происходит в профессиональной спортивной деятельности и он обусловлен множеством сложных внешних факторов, которые не позволяют принять однозначное решение.
Четко оформленные теоретические знания, широкий профессиональный кругозор, помогают специалисту в этом случае, ориентируя его, по меньшей мере, «от противного» – чего предпринимать нельзя ни в коем случае.
В соответствии с требованиями образовательной программы бакалавриата к будущему специалисту образования в сфере профессиональной компетентности предъявляются следующие требования:
1. способность понимать высокую социальную значимость профессии,
2. ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики,
3. способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий.
Они могут быть выражены в частных умениях и навыках, тесно связанных с ведением профессиональной деятельности в физической культуре и спорте [6, 41].
Понимание основ не только спортивного тренировочного процесса, но и основ деятельности и самоорганизации спортивного специалиста не только ограничивает специалиста в действиях, но и не позволяет ему взять на себя излишнюю ответственность, покидать рамки профессиональной ответственности, уходя в русло личного восприятия проблемы.
Таким образом, теоретическая подготовленности и понимание профессиональной стратегии не только сковывает, но и оберегает специалиста, что в первую очередь должны понимать студенты, готовясь к работе по специальности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беспятова Л. А. Подготовка компетентного профессионально-подготовленного тренера // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, № 28, 2012, с. 694-697.
2. Васильев В. С. Некоторые резервы и пути повышения профессиональной подготовки студентов факультетов физического воспитания // Теория и практика физической культуры, 1987, № 9, с. 103-105.
3. Воронин С. Э. Теоретические предпосылки формирования правовой компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, № 10, 2008, с. 19-23.
4. Деминский А. Ц. Системный подход, как методологическая основа профессиональной подготовки тренера-преподавателя // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, № 5, 2009, с. 74-77.
5. Жданов Ю. Н. Теоретические и методологические основы совершенствования системы педагогической подготовки будущих тренеров по боксу и спортсменов высшей квалификации // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, № 5, 2007, с. 108-111.
6. Каргапольцева С. И. Повышение требований к педагогу — одна из задач реформирования и инноваций в системе образования // Образование и воспитание. 2016, №3, с. 40-42.
7. Куланин Б. Ф. Влияние специальных знаний, убеждений и потребностей на практику самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодежи (на примере вузов РСФСР): автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1986, 22 с.
8. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы образования в области физической культуры: моногр. - М.: Советский спорт, 2005. - 256 с.
9. Мамедова Д. Н. Актуальность переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров // Образование и воспитание. – 2016, №3, с. 43-45
10. Михалев В. И., Самсонов И.И., Сапунков А. А. Проблемы и перспективы подготовки тренерских кадров как работников учреждений спортивной подготовки // Омский научный вестник, № 2 (116), 2013, с. 193-199.
11. Молонов Г. Ц. Фундаментализация общеобразовательной подготовки школьников. Улан-Удэ: Школа, 2002. - 142 с.
12. Никитина Е . Д ., Кобер И. Х. Обучение преподавателя – тренера основам педагогического мастерства // Теория и практика физической культуры, 1997, № 5. – 39-45.
13. Сборник нормативных документов. Физическая культура / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 3-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2007. - 103 с.
14. Самойлова Н. И. Роль теоретической подготовки будущих специалистов в области физической культуры в процессе формирования профессиональной подготовки // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология, № 1, 2011, с. 64-68.
15. Сохранов В. В., Лупанова Н. А., Стенякова Н. Е. Особенности подготовки студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин педагогического цикла. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. – 211 с.
16. Столяров В. И., Бальсевич В. К., Моченов В. П., Лубушева Л. И. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе: моногр. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2009. - 319 с.
17. Тихонова Т. К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию: дис. …канд. пед. наук. - М., 2000. 152 с.
18. Физическая культура. ОБЖ: сб. материалов по реализации федерального компонента гос. стандарта общего образования в общеобраз. учр. Волгоградской области / авт.-сост. И. И. Колусева. - Волгоград: Учитель, 2006. - 91 с.
19. Хованская Т. В., Стеценко Н. В. Информационная компетентность специалиста по физической культуре и спорту // Человек и Общество. 2009. №4. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-spetsialista-po-fizicheskoy-kulture-i-sportu Дата обращения: 20.11.2018
20. Чистякова Е. Г. Становление профессионально значимых качеств будущих специалистов в области физической культуры // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, № 79, 2014, с. 72-75.
21. Чопик Т В. Классификация теоретико-методических основ профессиональной подготовки будущих тренеров-преподавателей // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, № 6, 2013, с. 59-63.
22. Чубаров М. М., Егоров А. Б. Фундаментализация образования физической культуры социальный капитал общества // Омский научный вестник, № 1 (125), 2014, с. 184-187.
23. Bruens R. Educational Specialist: Career, Job Duties. Электронный ресурс. Режим доступа: https://education.cu-portland.edu/blog/teaching-careers/ Дата обращения: 18.11.2018
24. Nagovitsyn R. Continuous Professional Education of Teachers of Physical Education. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.questia.com/library/journal/1P4-1980698460/continuous-professional-education-of-teachers-of-physical Дата обращения: 18.11.2018
25. Orozco I. What Students Should Know About Sport Psychology From A Specialist In The Field. Электронный ресурс. Режим доступа: http://psychlearningcurve.org/sports-psychology/ Дата обращения: 18.11.2018