Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана, прежде всего, с тем, что уровень
распространенности случаев формирования у детей задержки психического развития в
последние годы значительно вырос, что связано, прежде всего, с экологическими и
социально-экономическими проблемами современного общества.
Многие дети к первому классу оказываются психически не готовы к школьному
обучению. С некоторыми из них общается психолог, проводится определенная
психокоррекционная работа, а некоторых – отправляю на специальную комиссию, где
определяется наличие диагноза «задержка психического развития» и принимается
решение о возможности ребенка обучаться в общеобразовательной школе или
необходимости помещать его в коррекционное образовательное учреждение.
В любом случае в современном мире разработан ряд медицинских и психологопедагогических технологий, которые предназначены для коррекции ЗПР.
1. ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Задержка психического развития: определение, классификация
ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с
олигофренией и другими страшными диагнозами.
Задержка психического развития – это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое
обычно перед школой. При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой
быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).
Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с
потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у
ребенка общаться со специалистами.
2
Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была
разработана в 80-х К.С. Лебединской [4, с. 58].
1. ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже
среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и
выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы,
проявляющийся во всех сферах инфантилизм.
Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно
часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями
при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение
в коррекционной школе.
2. ЗПР соматогенного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические
заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма,
проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др.
Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со
сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям
общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных
санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
3. ЗПР психогенного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с
предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно
неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера.
Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие
определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека.
Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из
этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях
обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
1.2. Теоретические исследования коммуникативных навыков в структуре общения детей
от 6 до 10 лет
Одной из характерных особенностей развития общения в младшем школьном возрасте
является интенсивный характер потребности детей в общении со взрослыми. При это
характер общения детей в школе может существенно отличаться от общения в семье.
Общение с учителем в младшем школьном возрасте организует всю учебную и
внеучебную деятельность детей в школе [2, с. 53].
Общение с учителем происходит на основе таких мотивов, как деловой (в котором
реализуются формальные права и обязанности партнеров общения) и личностный (в
котором реализуется субъективная потребность партнеров общения друг в друге).
Общение младших школьников с учителем осуществляется на фоне доминирующего
положительного отношения (при котором ученик «принимает» личность учителя,
проявляет доброжелательность и открытость в общении с ним).
Гораздо реже наблюдаются отрицательное отношение (при котором ученик не
«принимает» личность учителя, проявляя агрессивность, грубость или замкнутость в
общении с ним) или конфликтное отношение (при котором у учащихся возникает
противоречие между неприятием учителя, равнодушием, замкнутостью и скрытым, но
сильным интересом к его личности) [9, с. 82].
Подавляющее большинство младших школьников относятся к учителю положительно.
Большинство детей этого возраста безоговорочно признают авторитет учителя. При
установлении доверительных отношений дети обращаются к учителю по самым
различным поводам – от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Многие
младшие школьники откровенно рассказывают учителю о своих заботах, переживаниях,
семейных событиях.
3
В случае разногласий со сверстниками, конфликта, обиды младший школьник также
обращается чаще всего к учителю, и обидчик воспринимает это как должное, поскольку
учитель для всех является общим нравственным арбитром [9, с. 54].
Авторитет учителя в начальной школе очень высок, что обусловлено не только
особенностями личности учителя, но и социальной ситуацией развития в младшем
школьном возрасте.
1.3. Особенности коммуникативных навыков младших школьников с задержкой
психического развития
В многочисленных исследованиях отмечается отставание в развитии коммуникативной
активности детей с ЗПР от возрастной нормы. Специалисты отмечают, что эти дети имеют
не только уменьшенную потребность в общении, но также затрудняются в развитии
речевых средств коммуникации [11, с. 33].
Общение со взрослыми, в основном, имеет практическую основу, личное общение
происходит гораздо реже. Общей характеристикой коммуникативного развития детей с
ЗПР является, по мнению большинства авторов, незрелость сферы коммуникативной
мотивации [5, с. 71].
Развитие социальных и коммуникативных навыков происходит на протяжении всего
пребывания ребенка в начальной школе, пронизывает все виды деятельности младшего
школьника: познавательную, учебную, игровую.
Задача построения социальных и коммуникативных навыков частично решена в
коррекционных школах: чтобы ознакомиться с внешним миром и развить речь для детей с
ЗПР организовываются индивидуальные и групповые занятия с психологом, учителемдефектологом и педагогом. Однако редко выделяется время для формирования
коммуникативных навыков и умений (специальные классы, тренинги, театральная и
игровая деятельность). В общеобразовательной школе такая работа фактически не
проводится вообще [2, с. 60].
Общение младших школьников с ЗПР со взрослыми не ограничивается образовательным
учреждением, оно начинается и изначально формируется, прежде всего в семье. Именно
семья является первой школой, которая воспитывает моральные чувства ребенка и навыки
социального поведения.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Организация и методы исследования
Диагностика младшего школьника с ЗПР была проведена в Красноборской средней школе
Агрызского района Республики Татарстан.
Для диагностической работы был выбран мальчик, который имеет легкую степень
задержки психического развития, которая сформировалась в результате родовой травмы.
Возраст мальчика – 7 лет 4 месяца, родился и вырос в полной, благополучной семье,
единственный ребенок.
У родителей было взято разрешение на проведение диагностической работы, которое
было оформлено в письменном виде. Мальчик был психологически подготовлен к
диагностике, с удовольствием выполнял представленные ему задания.
Первая методика исследования – «Пьедестал». Учащимся класса раздают листы бумаги,
на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти
ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса.
Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На
пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни
класса.
2.2. Описание процесса исследования
4
Исследование коммуникативных навыков обследуемого младшего школьника с ЗПР
осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе исследования в классе был выявлен младший школьник, который имеет
легкую степень ЗПР, проанализированы его документы, проведена беседа с родителями, в
результате которой получено разрешение на проведение индивидуальной диагностики.
Второй этап подразумевал под собой выбор диагностического инструментария, создание
условий для комфортного проведения диагностической работы, подготовку материальнотехнической и кадровой базы для проведения исследования. Кроме того, на данном этапе
была проведена психологическая подготовка ребенка к предстоящему исследованию, в
котором приняли участие родители, классный руководитель и школьный психолог.
2.3. Результаты процесса исследования
В ходе применения диагностической методики «Пьедестал» обследуемый ребенок
поставил на первую ступень себя, а затем своих друзей из класса.
Это говорит о том, что у ребенка развита завышенная самооценка, причиной чего может
быть родительское воспитание. Часто бывает, что для того, чтобы больной ребенок не
чувствовал себя ущербным, родители стараются говорить ему о том, что он самый
лучший, самый умный и красивый, не понимая, что, пойдя в школу или в другое
общество, где есть чужие люди, он сильно разочаруется во всем, не сможет найти
нормальный контакт, что приведет его к социальной изоляции, которая станет серьезной
психологической травмой.
В ходе применения диагностической методики «Солнце, тучка, дождик» на вопрос про
друзей обследуемый ребенок подчеркнул дождик. На вопрос про дом и школу – было
подчеркнуто солнце.
Таким образом, становится понятно, что контакты со взрослыми людьми для
обследуемого ребенка наиболее комфортны, он понимает, что ни родители, ни педагоги не
будут смеяться над ним, указывать на его недостатки в жестокой форме. А с детьми
ребенок чувствует себя в опасности, ему хочется от них спрятаться, они жестоки и
прямолинейны, могут обидеть за его неполноценность.
В ходе применения диагностической методики «Страна X» нарисовал картинку, которая
представлена на рисунке 2.1, и назвал свою страну – «Страна шпионов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: «Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с
задержкой психического развития в начальной школе» состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованных источников. В ходе проведенной работы были
сделаны следующие теоретические и практические выводы, соответствующие цели и
задачам, которые были поставлены в начале исследования.
Задержка психического развития – это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое
обычно перед школой. При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой
быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).
Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционнопедагогическая помощь.
Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится
низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических
процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авраменко С.М., Головина А.В., Краснодонова И.М. Причины формирования
задержки психического развития у детей: обзор научных исследований // Сборник статей
Мурманского педагогического института. – Мурманск: Издательство Мурманского
педагогического института, 2017. – С. 86–100
5
2. Головченко И.М. Принципы развития коммуникативной сферы детей младшего
школьного возраста в условиях современной системы образования // Сборник статей
Челябинского государственного университета. Вып. 1. Образование и педагогика. –
Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2018. – С. 53–67
3. Колесниченко И.М. Принципы диагностики нарушений интеллектуальной сферы
детей: этические и организационные проблемы // Материалы международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы коррекционной педагогики». –
Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 50–63
4. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического
развития у детей. – М.: Педагогика, 1982. –128 с.
5. Монаенкова О.Ю., Лядова В.В., Кудлачева В.А. Принципы организации
коммуникативного взаимодействия младших школьников с ЗПР // Коррекционная
педагогика. Сборник статей. – Вологда: Издательство Вологодского государственного
университета, 2016. – С. 71–89
6. Николаенкова И.В., Петренко Т.Е. Факторы риска возникновения ЗПР: результаты
современных исследований // Вестник Дальневосточного федерального университета.
Вып. 4. Психология и педагогика. – Владивосток: Издательство Дальневосточного
федерального университета, 2018. – С. 107–116
7. Оганесян И.И., Смольянинова Г.А., Венедиктова О.Л. Принципы дифференциации
интеллектуальных нарушений у детей и особенности их диагностики и коррекции в
условиях общеобразовательной школы // Материалы научно-практической конференции
«Начальная школа: сегодня и завтра». – Махачкала: Дагестанский государственный
университет, 2017. – С. 99–113
8. Пилецкая Л.В., Герасимова Г.Ф., Скрипникова А.А. Психологические особенности
коммуникативного развития младших школьников: проблемы и перспективы
теоретических и эмпирических исследований // Сборник статей Казанского
государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 6. Гуманитарные науки.
– Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. УльяноваЛенина, 2015. – С. 123–134
9. Соловьева Е.А., Шадрина Г.А. Классификация общения в начальной школе:
авторитет учителя и ценность дружбы // Педагогика начального образования. – 2016. – №
7. – С. 82–95
10. Чирковская Е.А. Задержка психического развития: причины, диагностика,
коррекция. – Минск: Свобода, 2015. – 298 с.
11. Шиловская А.А., Храмова М.И. Психологические особенности сферы общения
детей с задержкой психического развития // Вестник Кубанского федерального
университета. Вып. 1. Педагогика. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального
университета, 2018. – С. 33–46