Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Динамизм социальных процессов, как в нашей стране, так и во всем мире, широкие информационные контакты в постиндустриальном обществе, глобализация в различных сферах жизни, частое и тесное взаимодействие представителей различных социальных групп и др. – основные характеристики начала XXI века. Современное молодое поколение должно уметь свободно ориентироваться в потоке социальной информации, уметь видеть и нестандартно решать возникающие проблемы, активно применять в жизни полученные знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
В этих условиях современные школьники должны обладать определенными качествами, а именно компетентно владеть способами добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики. Такая задача требует целенаправленного развития мышления школьников.
Особая форма познания мира человеком – это мышление. В педагогических исследованиях данный термин обозначен как «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях»[4].
Развитие мышления происходит по определенным законам, которые являются общей закономерностью для всех людей. Однако и в данной категории выделяются индивидуальные черты в зависимости от возраста и особенностей человека. А.А. Смирнов отмечает по поводу мышления младших школьников, что это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира»[12].
Относительно возрастных особенностей, можно отметить, что в разные периоды ведущее значение занимают определенные психические процессы. Для младшего школьного возраста таким ведущим процессом является память. Мышление ребенка младшего школьного возраста, как отмечают исследователи имеет важнейшее значение в данном периоде, в особенности его развитие. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. В аспекте сказанного отметим актуальность исследования, так как именно в период младшего школьного возраста наблюдаются особые изменения в психике ребенка, формируются новые знания и новое восприятие окружающей действительности.
Цель исследования – рассмотрение методик развития мышления младшего школьного возраста.
Объект – методики изучения способностей, потребностей и профпригодности личности.
Предмет исследования - мышление детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) изучение и анализ теории по теме исследования;
2) анализ терминологии в области исследования;
3) определение индивидуальных особенностей младших школьников;
4) изучение и анализ методик развития мышления младшего школьника.
Методы исследования: изучение психологической, педагогической и методической литературы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в истории школьного образования накоплен значительный опыт, изучение и научное осмысление которого может способствовать эффективному развитию мышления учащихся, как в процессе общего образования, так и в рамках конкретных учебных дисциплин:
- например, компетентностный подход в образовании и формирование ключевых компетенций представлен в работах И.А. Зимней, А.В. Хуторского,
Т.А. Степановой, Н.И. Алмазовой, Дж. Равена и др.;
- теоретические основы исследовательского обучения заложены в работах зарубежных (Я.А. Коменский, Ф.А. Дистервег и др.) и отечественных (К.Д. Ушинский, И.Ф. Свадковский и др.) классиков;
- обучение исследовательской деятельности находит отражение в работах А.И. Савенкова, А.С. Обухова, А.В. Леонтовича и др.;
- формирование умений и обобщенных способов учебной деятельности рассматривали М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и др.;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- дано обоснование способов и методик развития мышления;
-определены уровни сформированности компонентов исследовательских компетенций учащихся (низкий, средний, высокий) и дана их качественная характеристика.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- предложены способы формирования мышления младшего школьного возраста, которые могут быть использованы в работе учителей;
База исследования – …..
Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы проблемы мышления
1.1. Проблема мышления в психологии
Мышление носит опосредованный характер, то есть то, что невозможно познать прямо, познается человеком косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Процесс мышления базируется на эмоциональном, чувственном опыте, то есть через ощущения и восприятие, опираясь на полученную ранее теоретическую базу. Мышление также имеет обобщенный характер. Обобщение проявляется в познании общего и индивидуального в объектах действительности, так как все свойства объектов связаны между собой.
Высшая ступень человеческого познания – это мышление. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Органы чувств являются каналами связи мозга человека и окружающей действительности. Информация перерабатывается в мозге.
Мышление формируется на основе ощущений и восприятий, связано с ними теснейшим образом. Процесс перехода от ощущений к мысли достаточно сложен. Первое в данном процессе – это выделение и обособление предмета и его признака, отвлечение от конкретного и установления существенных связей для предметов.
Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения [17].
Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.
Решение мыслительных задач представляет мыслительную деятельность человека, направленную на раскрытие сущности чего-либо. Один из способов мыслительной деятельности – это мыслительная операция. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
К мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение и абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. В зависимости от поставленной задачи и характера информации происходит выбор операции.
Формы мышления [12, с.211]. В психологической науке различают такие формы мышления, как:
• понятия;
• суждения;
• умозаключения.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные[10].
1.2. Психологические особенности мышления младших школьников
Начальная школа – это особый период жизни ребенка. Именно в это период формируются основы организации учебной деятельности и и умение учиться.
Главной целью любого изучаемого предмета является развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Мышление – сложный психофизиологический процесс. В процессе школьного обучения дети постоянно получают информацию из самых различных источников. Это и учебный материал на уроках, и устная информация от взрослого или других детей, и просмотр телепередач, и компьютер. [12].
Дело в том, что дети младшего школьного возраста – особая категория и то, что осмысливается взрослым на уровне рациональной обработки, детьми осваивается на основе сопереживания, эмоционального, аффективного прочувствования. Поэтому, усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы эмоциональная реакция ребенка при восприятии, особенно первичном, была созвучна эмоциональному тону информации. Спонтанность восприятия также важное требование, на котором строится подготовка к первичному восприятию.
Принцип учета детского восприятия необходимо рассматривать в рамках идей развивающего обучения, поэтому последовательность работы – это важный компонент, который обусловлен психологическими особенностями восприятия младшими школьниками. Воображение младшего
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. / Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 208 с.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с.
3. Баранников, А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход / А.В. Баранников. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 51 с.
4. Беляева П.И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде: дис. кан. псих. наук, СПб.,2014
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
6. Иванова Наталья Валентиновна Исследования образовательной среды как фактора развития личности младшего школьника // Теория и практика общественного развития. 2015. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-obrazovatelnoy-sredy-kak-faktora-razvitiya-lichnosti-mladshego-shkolnika.
7. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография / Под ред. В.А.Козырева и Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 392 с.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года //Официальные документы в образовании. 2015. – с. 1-14.
9. Кузьмина Т. Н. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения. Пенза: ПГПУ, 2013. 17 с.
10. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 392 с.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
12. Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 640 с.
13. Оберемко Ольга Георгиевна, Соколова Юлия Владимировна Предпосылки развивающей среды и личностно-ориентированного обучения иностранному языку младших школьников // Проблемы современного образования. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-razvivayuschey-sredy-i-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-mladshih-shkolnikov.
14. Очирова А. А. Формирование мышления младшего школьника на уроках математики // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 435-439.
15. Психолого-педагогическое обеспечение педагогической практики магистров: учеб. пособие / авторы-составители В. А. Луговский, Н. П. Петрова, М. Н. Кох, Е. Е. Богданова, Г. Г. Блоховцова, Т. Н. Пешкова. – Краснодар, 2013. – 116 с.
16. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: «Когито-Центр», 2002. - 396 с
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Изд-во «Питер», 2002. - 720 с.
18. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие / А.И. Савенков. - М.: «Ось-89», 2006.
19. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе . –М.: изд. гр. «Логос», 2012 – 448с.
20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
21. Храпченков Владимир Георгиевич, Храпченкова Ирина Витальевна Особенности активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №1