Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Специалистов различного профиля всё в большей степени привлекает проблематика, которая связана с адаптационными ресурсами человека как субъекта деятельности, субъекта общения и познания. Зародившись в рамках естественнонаучного знания – биологии, где достаточно давно предпринимались попытки изучения процесса взаимодействия организма и окружающей среды, постепенно, проблема адаптации расширилась до области гуманитарных и социальных наук, обогатившись при этом их идеями и приобрела новую наполненность и значение.
Сегодня, вопросы адаптации, являются весьма актуальными в контексте тех интенсивных изменений, которые происходят в современном мировом, и, в частности, в российском обществе. Дело в том, что нестабильности и даже непредсказуемость социальных процессов, происходящих в эпоху глобализации и ускорения времени и пространства с помощью цифровых технологий, предъявляет повышенные требования к личности. Индивид сегодня вынужден учитывать внешние, обусловлены социумом требования в изменении, но сохранять при этом базовые собственные внутренние установки, убеждения и оставаться относительно устойчивым. Поэтому, достаточно обоснованным можно считать утверждение, о том, что разработка проблемы адаптации личности становится одной из насущных и ключевых задач психологической науки.
Адаптационная проблематика является центральным образованием в таких базовых предметах, как общая психология, психология личности, социальная психология, психология развития, психология индивидуальных различий (дифференциальная). Ее вопросы по-своему решаются в контексте медицинской, юридической, спортивной, военной и других прикладных отраслей психологического знания. Проблеме адаптации отводится значимое место в рамках исследования практически всех основных направлений современной психологической науки, с учетом своеобразным, характерных для того или иного подхода акцентов. Проблемы адаптации представлены в психоаналитическом направлении, в практике гештальт-терапии, находят свое приложение в теоретических концепциях и эмпирических разработках бихевиоризма, когнитивной психологии, в рамках гуманистической парадигмы и др.
Кроме того, в психологической науке происходит эволюция понимания явления адаптации, в которой отмечены следующие тенденции: происходит всё больше разделение понятий приспособления и собственно адаптации, как движения от пассивного приспособления к построению систем продуктивного взаимодействия личности и среды. Конечной целью такой психологической адаптации рассматривается уже не просто равновесие как отсутствие конфликта со средой, но, самоактуализация и самореализация личности в конкретной реальной социальной среде (К.А.Абульханова-Славская, Г.А. Балл, Б.Д.Парыгин, А.А. Реан, А.А. Началджян). Такая трансформация наполненности понятия адаптации, связана с общим смещением акцентов с биологического и физиологического адаптации к вопросам психической и социальной. А также, демонстрирует смещение интереса исследователей из сферы психических отклонений (аномалий и патологий) к рассмотрению здоровой личности.
С учетом сказанного выше, определяется актуальность и выбор темы исследования: «Концептуализация явления адаптации в психологической науке».
Одним из актуальных направлений в современном обществе, является проблема адаптации военнослужащих и на уровне создания условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву непосредственно к армейской среде и на уровне обучения курсантов в учебных заведениях и в иных аспектах, затрагивающих адаптацию военнослужащего. В данном исследовании, прикладные аспекты изучения обозначенной темы, будут рассмотрены на примере такой социальной группы как военнослужащие.
Цель исследования: обобщение взглядов на процессы адаптации в психологической науке
Задачи исследования:
- провести теоретико-методологический анализ явления адаптации в психологической науке;
- провести концептуализацию и обобщение явления адаптации в психологической науке;
- разработать практические рекомендации по сопровождению адаптации военнослужащих.
Объект исследования: военнослужащие.
Предмет исследования: процесс концептуализации явления адаптации в психологической науке.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, моделирование.
Структурно, исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЯВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1.Теоретико-методологический анализ явления адаптации в психологической науке
В целом, термин «адаптация» происходит от латинского понятия «adaptatio»(приспособление) и изначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивида в животном мире, эволюции разных форм жизни и др. Термин «адаптация» можно отнести к общенаучным понятиям, которые зарождаются в «точках соприкосновения» разных областей знаний и отдельных дисциплин, с дальнейшей экстраполяцией на многие сферы естественных, технических и общественных наук.
Определение понятия адаптации, прошло большой противоречивый путь развития и его трудности связаны с объективной сложностью рассматриваемого явление адаптации. С прогрессом науки, расширялись границы приложения данной категории, качественно менялось и его содержание . Подробный анализ дефиниций процесса адаптации включающий 46 определений, представлен, например, в исследовании Т.В.Середы. Автор отмечает, что определения адаптации очень разнообразны и, порой, противоречащие друг другу. Различные дефиниции делают акцент на разных сторонах рассматриваемого явления. В результате анализа, можно отметить, что определения классифицируются на основе различий в описании характеристик двух взаимодействующих систем, характера связи между индивидом и средой, содержания и характера процесса адаптации, основной цели и результата адаптации. Эти классы определения пересекаются и внутри каждого существует большая вариативность описанных параметров. Судя по всему, это многообразие понятий связано с применением их в разных областях исследования и спецификой задач исследований, связанных с различными подходами, принятыми в отдельных научных школах . Таким образом, понимание адаптации менялось с развитием времени, следуя за тенденциями развития науки, отражая актуальные проблемы, волнующие человечество в разные исторические периоды.
Несмотря на большое разнообразие, в целом, во всех определениях адаптации можно выделить, по мнению Н.Н.Мельникова, следующие моменты :
- процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов и взаимодействие это разворачиваются в особых условиях высокого дисбаланса, несогласованности между определенными системами;
- основной целью этого взаимодействия является определенная координация между системами, степень и характер, ее при этом могут варьироваться в широких пределах;
- достижение цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах.
Динамика развития этого понятия прослеживается через анализ изменений компонентов, уточняющих определенные выше стабильные элементы.
Кроме того, адаптация является многокомпонентным образованием не только относительно содержания, но также и относительно своего предмета. Как показал О.Б.Георгиевский (А. Б. Георгиевский, 1989) на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, все дефиниции этого понятия могут быть объединены в 3 группы :
1) тавтологические определения, где понятие адаптации интерпретируются как буквальный перевод латинского «adaptation», адаптация рассматривается в значении приспособления организма к среде, как процесс и результат приспособления строения и функций организма (особи, популяции, видов) к условиям среды;
2) второе определение реализуется через главный признак, когда адаптация определяется через выраженность ключевого аспекта структурно-функциональной организации индивида; эти ключевые аспекты могут выделяться на следующих уровнях: химическом, морфологическом, физиологическом, поведенческом и т.д.
3) полисемантические определения, где подчеркивается многозначность, многоаспектность этого явления; здесь происходит
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова П.Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу (на примере образовательных учреждений ФСИН России): дис.канд. пед. наук: 19.00.07 / П.Ю. Аксенова. – Тамбов, 2011. – 254 с.
2. Алёхин И.А. Военная педагогика /И.А. Алёхин, О.А., Анашкин О.А.и др. – М.: Главное управление воспитательной работы вооруженных сил Российской Федерации, 2008. – 320 с.
3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева. – СПб.: Питер, 2002. – 180 с.
4. Барабанщиков, А.В., Муцынов, С.С. Педагогическая культура офицера. Серия: В помощь молодому офицеру / А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов. – М.: Воениздат, 1985. – 159 с.
5. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.
6. Булгаков А.В., Чайка В.Г. Социально-психологическая помощь офицерам в ходе структурных преобразований Вооруженных сил России / Под общ.ред. В.П. Каширина. – М.: ВУ, 2001. – 130 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. – Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2003. – 1136 с.
8. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Новые ценности образования: забота –поддержка – консультирование. Вып. 6. – М., 1996. – С. 10-37.
9. Демочкин С. В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления курсантов высших военных учебных заведений [Электронный ресурс] / С.В. Дёмочкин // Ярославский педагогический вестник. Серия «Гу-манитарные науки». – Ярославль, 2009. – № 1. – С. 87-89. [Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/ releases/2009_1 g] (Дата обращения – 23.11.2018)
10. Ибрагимов Н.Г. Особенности социально-психологической адаптации курсантов гуманитарного факультета военно-морского института к военной службе /Н.Г.Ибрагимов Н. В. Колтышев, Ф. Г. Фатхуллин // Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов/ Отв. ред. М. А. Беребин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 155 с.
11. Кочин А.А., Ефремов О.Ю., Д.Л. Осипов Д.Л. Инновационные подходы к образованию в вузах силовых ведомств /А.А. Кочин, О.Ю. Ефремов, Д.Л. Осипов// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №1 (57), 2013. – С. 165-169.
12. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. - М.: 1989.
13. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
14. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005– 960 с.
15. Марков А.С. Проблемы стресса и совладающего поведения в профессиональной деятельности представителей силовых структур / Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 2 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – С.127-129
16. Мэй Р. Экзистенциальная психология / Р. Мэй. - М.: Апрель Пресс &ЭКСМО-Пресс, 2001. - 149 с.
17. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А.Налчаджян. – Издательство АН Армянской ССР. Ереван. 1988. – 79 с.
18. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под редакцией Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер 2003. – 1096 с.
19. Пономаренко Е.Н. Психологические особенности копинг-поведения следственных работников МВД России: дис. канд. психол. наук. – СПб., 2006.
20. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕР СЭ, 2004
21. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. – М.: Наука, 2004. – 197 с.
22. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А.Р.Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479, [1] с.
23. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006. – 365 с.
24. Ромм М.В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа. – Автореферат дисс. на соискание учёной степени доктора философских наук. – Томск, 2003. – 48 с.
25. Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
26. Сергиенко Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: «Институт психологии РАН», 2008. – С. 67-83.
27. Седунова А.С., Склянная Н.Н. Взаимосвязь адаптивности и выбора копинг-стратегий в профессиональной деятельности сотрудников УВД / Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 2 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – С.149-151
28. Свинарева О.В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу/ Автореф. дисс.на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08. – теория и методика профессионального образования. –Московский университет имени В.Я. Кикотя. – Москва, 2017. – 25 с.
29. Тарабрина, Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы / Н.В. Тарабрина, Е.О. Лазебная // Психологический журнал. - 1992. - Т.13. – № 2. – С. 14-29
30. Шапкин, С. А. Деятельность в особых условиях: Компонентный анализ структуры и стратегий адаптации / С. А. Шапкин, А. Г. Дикая//Психол. журнал.- 1996.-Т. 17.-№ 1.- с. 19-35.