Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольное детство — совсем небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Многие психологи и педагоги считают, что самым важным является возраст с рождения и до трех лет.
Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.
Критическое мышление можно отнести к сложным мыслительным процессам, начинающимся сбором информации и заканчивающимся принятием обдуманного решения и выражением собственного отношения. Сюда входят способности задавать наводящие вопросы, делать выводы, выискивать аргументы для защиты своего мнения. Критическое мышление не ограничивается только способностью интерпретации и анализа информации. Мыслящий критически ребёнок способен доказать свою позицию с помощью аргументации. Он обопрется на мнение собеседника и логику, сможет объяснить, почему он не согласен или, наоборот, согласен. Свой выбор он может спокойно обосновать.
Цель: рассмотреть особенности развития критического мышления в процессе медиаобразования детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: критическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие критического мышления в процессе медиаобразования детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать особенности развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста.
2.Выделить особенности медиаобразования в системе работы ДОО.
3 Рассмотреть технологию использования медиаобразования в развитии критического мышления детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации по развитию критического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников.
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1 Развитие критического мышления детей старшего дошкольного возраста
Информация, которую получает человек из окружающего мира, позволяет ему формировать представление не только о внешнем, но и о внутреннем аспекте предмета. Он может воображать объект, предполагать его изменение во времени. Все это позволяет делать человеческое мышление. Понятие, процессы, которые его составляют, изучаются в рамках такой дисциплины, как психология.
Шакирова Д. М. говорит, что получение знаний об объектах, свойствах, отношениях окружающей действительности, которые человек не воспринимает непосредственно, может осуществляться с помощью мышления различного типа.
Критическое мышление — это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию. Также его определяют, как «оценочное, рефлексивное» или «мышление о мышлении».
Лещук Т.Р. отмечает, что понятие мышления обладает рядом специфических черт. В первую очередь оно представляет собой познавательную деятельность человека, которая характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности. Явления и предметы реального мира имеют такие свойства и взаимосвязи, которые индивид может изучить непосредственно. Понятие мышления тесно связано со способностями человека воспринимать реальность, ощущать ее. Познание осуществляется посредством изучения цвета, формы, звуков, особенностей перемещения и размещения объектов в пространстве. [13]
Не любая умственная деятельность попадает под определение «критическое мышление». К нему не относятся:
-запоминание;
-понимание;
-интуитивное творческое мышление.
Критическое мышление имеет много определений в философских и психологических работах, но любые исследователи сходятся во мнении, что для того, чтобы критично мыслить, необходимо умение:
анализировать и синтезировать;
осуществлять индукцию и дедукцию;
абстрагироваться;
интерпретировать;
наблюдать;
использовать логику;
осуществлять восхождение от абстрактного к конкретному.
Также обязательно обладание широким кругозором, творческим воображением, устойчивыми ценностными установками. В некоторой степени эмоциональность также может входить в определение этого понятия.
Критичность мышления – необходимое качество, которое позволяет создавать предпосылки для цивилизованного развития общества.
Дьюи Д., отмечает, что способность мыслить абстрактно – это умение отвлекаться от некоторых свойств действительности, которые в настоящее время несущественны, с одновременным выделением других – актуальными. Необходимо различать процесс абстрагирования и абстракцию. Первый подразумевает некоторое количество операций, которые ведут к конкретному результату – абстракции. Под абстракцией могут выступать самые разные понятия и вещи (в том числе обыденные – такие как дом, улица, дерево и т. д.). Этот процесс неразрывно связан с другими понятиями – анализом и синтезом.
Анализ – процесс, позволяющий разложить объект на части. Синтез – это соединение частей, которые были получены посредством анализа, в одно целое.
Следующее умение, которое входит в необходимый критерий оценки критичного мышления, – способность индуктивно и дедуктивно мыслить. Индукция – это умозаключение, которое сформировано в процессе рассуждения от «частного» к «общему». Дедукция основывается на рассуждении от «общего» к «частному».
Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой прохождение двух стадий. Первая предполагает переход от конкретного определения к абстрактному. Объект разбивается на составные части – признаки и свойства. Вторая стадия – восхождение от абстрактного к конкретному. На этом этапе ум человека пытается восстановить исходную целостность расчлененного предмета. Прохождение второй стадии невозможно без предварительной первой. Таким образом, происходит процесс, который позволяет познанию совершать восхождение от конкретного к абстрактному, а впоследствии – наоборот.
Критический ум позволяет человеку все время сомневаться, взвешивать все «за» и «против». Главные показатели критичности ума – умение смотреть на предположения, как на возможные гипотезы, требующие доказательств. Люди с богатым воображением, «фантазеры» рискуют выдвигать несбыточные планы, поэтому должны уделять внимание развитию критичности суждений и научиться целенаправленно мыслить.
Муравьев Е. В., отмечает, что раскрывая понятие мышления, необходимо в первую очередь пояснить его опосредованный характер. Все, что человеку не удается познать прямо, изучается косвенно. Недоступные для непосредственного исследования свойства анализируются через другие характеристики – доступные. Опосредованность – один из ключевых признаков, включенных в понятие о мышлении. Операции мышлени
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Барканова, О.В. Методики диагностики интеллекта и креативности: психологический практикум / авт.-сост. О.В. Барканова, М.А. Снесарь. – Вып. 1. – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – 196 с.
2. Белов В. Г. Парфенов Ю. А. Здоровье подростка как системное личностное качество Управленческое консультирование Выпуск № 6 (54) / 2013
3. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубравина - М.: Академия, 2012. – 330с. 12. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с. 65
4. Дьюи Д., Демократия и образование. — Москва: Знание, 2012. — 16 с.
5. Загашев И.О., Гусева В.П. Чтение в библиотеке: стратегия «Чтения с остановками». - М.: Чистые пруды, 2011. - 31 с.
6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развитии. - СПб : Альянс «Дельта», 2013. - 284 с.
7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2013. -192 с.
8. Загашев, И.О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб.: Альянс-Дельта, 2013. – 192с. 14. Иванова, Е. Формируя критическое мышление / Е. Иванова //Школьная библиотека. – 2000. - №3. – С.21-23.
9. Ковалева, Л.В. Технология развития критического мышления / Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2015. – 189 с. 16. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. / Н.С.Лейтес – М., 2003. 250с.
10. Концепция Федеральных Государственных Образовательных стандартов общего образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2016. — C. 16.
11. Король С. А., Особенности критического мышления // Вопросы психологии. — 2014. — № 4. — С. 47.
12. Кулюпина Г. А. Курганская Л. М. Технологии развития критического мышления подростков пользователей библиотеки' по специальности Наука. Искусство. Культура Выпуск № 2 (6) / 2015
13. Лещук Т.Р. проблемы развития критического мышления младших школьников // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. URL: sibac.info/sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf (дата обращения: 06.03.2017)
14. Мерзлякова Т. Ю., Тип мышления? Или что такое критическое мышление ребенка? // Вопросы психологии. — 2011. — № 11. — С. 47.
15. Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Дисс. …канд.пед.наук. Казань, 2014,- 260с.
16. Муравьев Е. В., Критика и критическое мышление // Образование в современной школе. — 2012. — № 3. — С. 32.
17. Низовская, И.В. За и против. Критическое мышление - это… / И.В. Низовская // Библиотека в школе.- №16. - С. 3-4.
18. Ноэль-Цигульская, Т. Ф. О критическом мышлении / Т.Ф. Ноэль- Цигульская. - М.: Педагогика, 2000. – 259с.
19. Панов, В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. 2001. №4. С. 30-45. 24. Полат, Е.С. Как рождается проект./ Е.С.Полат – М., 1995. 45с.
20. Смирнова И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
21. Хаяперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000 - 126 с.
22. Ходос Е.А., Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. – Красноярск, 2012.-139с
23. Шакирова Д. М. Теоретические основания концепции формирования критического мышления //Педагогика. 2016, № 9