Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения настольного тенниса как средства развития координационных способностей у детей 12-14 лет 6
1.1. Настольный теннис как вид спорта 6
1.2. Сущность и виды координационных способностей 8
1.3. Развитие координационных способностей у подростков 12-14 лет 18
Глава 2. Организация и методика исследования 21
2.1. Этапы экспериментального исследования 21
2.2. Характеристика выборки 23
2.3. Методика исследования 25
Глава 3. Анализ результатов экспериментального исследования 30
3.1. Диагностика координационных способностей у подростков 12-14 лет 30
3.2. Программа развития координационных способностей у подростков средствами настольного тенниса 33
3.3. Контрольная диагностика координационных способностей у подростков 12-14 лет 39
3.4. Анализ эффективности программы развития координационных способностей у подростков 12-14 лет средствами настольного тенниса 42
Список литературы 50
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что координационные способности являются основой для нормальной жизнедеятельности каждого человека.
С другой стороны, важно отметить, что физическая культура представляет собой важнейшую отрасль современной педагогики.
К подросткам требуется применение особого подхода при обучении навыкам и умениям в рамках занятий по физической культуре. Стоит напомнить, что подросток – это не просто маленький человек. Это быстро формирующаяся и развивающаяся личность. Проведение с ним занятий по физической культуре и спорту требует от педагога особой внимательности и вдумчивости. Необходимо тщательно рассчитывать объем предлагаемой нагрузки на подростка.
Дело в том, что подростки обладают определенными проблемами с физическим развитием, связанными с их возрастом, гормональными и иными изменениями в организме.
Задача таких занятий помочь подростку развиться физически и таким образом нивелировать то или иное нарушение физических способностей. Именно по этой причине педагогу по физической культуре важно знать об особенностях.
Поэтому чрезвычайно важно разрабатывать программы для развития координационных способностей у подростков.
Надо отметить тот факт, что у подростков зачастую наблюдаются нарушения координационных способностей, что пагубно влияет на их развитие, а также на перспективы их будущего.
Нарушения координации делают сомнительными возможности профессионального становления, обретения профессии, а, соответственно, не дают человеку становится самостоятельным, независимым от окружающих.
Именно поэтому развитие координационных способностей в подростковом возрасте чрезвычайно важно.
Цель исследования – выявить и обосновать эффективность применения комплекса специальных упражнений для развития координационных способностей у детей 12-14 лет на занятиях настольным теннисом.
Объект исследования – развитие координационных способностей у детей 12-14 лет.
Предмет исследования – развитие координационных способностей у детей 12-14 лет на занятиях настольным теннисом.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования, в частности:
1. Изучить состояние и обобщить опыт развития координационных способностей у подростков.
2. Разработать комплекс специальных упражнений для развития координационных способностей у детей 12-14 лет на занятиях настольным теннисом.
3. Проверить эффективность разработанного комплекса специальных упражнений для развития координационных способностей у детей 12-14 лет на занятиях настольным теннисом.
Гипотеза эмпирического исследования состоит в том, что занятия настольным теннисом эффективны для развития координационных способностей у подростков 12-14 лет, подтвердилась результатами эксперимента.
База исследования: МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа №4» города Петрозаводска.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, тестирование, проектирование, моделирование, методы математико-статистической обработки данных (критерий Стьюдента для связанных выборок).
Новизна: разработан комплекс специальных упражнений, последовательность их применения, обеспечивающих эффективность развития координационных способностей у подростков 12-14 лет на занятиях настольным теннисом.
Практическая значимость: внедрен комплекс специальных упражнений для развития координационных способностей у детей 12-14 лет на занятиях настольным теннисом.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения настольного тенниса как средства развития координационных способностей у детей 12-14 лет
1.1. Настольный теннис как вид спорта
Настольный теннис привлек в ряды своих участников уже более 40 миллионов человек. Игра настольный теннис является Олимпийской дисциплиной. Для ее полноценного проведения требуется стол, разделенный натянутой над ним сеткой, на два поля. Стоит отметить, что есть готовые столы, которые можно установить в любой местности. Основным преимуществом игры является отсутствие четких критериев относительно места проведения игры, возраста участников [37, с. 103].
При этом игроки, расположенные по противоположным краям стола, должны отбить ракеткой маленький теннисный мяч на сторону противника так, чтобы его отбить обратно было невозможно либо это не соответствовало правилам.
Как правило, в состязаниях участвуют команды в составе двух человек с каждой стороны, либо два спортсмена.
Начало игры настольный теннис положено во второй половине 19 столетия и ее родиной считают Англию. Ненастная погода, часто посещающая эти края, способствовала переносу настольного тенниса под кровлю зданий. Изначально, игрой развлекались на напольном покрытии, однако, недостаток свободной территории, вынудил перейти на настольный ее вариант. Позже два стола стали придвигать друг к другу, а завершилось дело появлением натянутой над ними сетки.
Проведение игры в настольный теннис требует [37, с. 156]:
– наличия специально предназначенного стола;
– пары ракеток (в случае игры двух игроков);
– сетки;
– маленького теннисного мячика.
Несложная комплектация инвентаря и универсальность игры способствовали популяризации этого развлечения.
Финальным счетом, сигнализирующим об окончании игры, является цифра одиннадцать. При этом проводится нечетное количество розыгрышей мячей (обычно 5-7).
По правилам игры настольный теннис игрок, находящийся за краями стола (а не над его поверхностью) совершает подачу мяча так, чтобы он коснулся его поверхности, перелетел поверх сетки и ударился об стол на поле противника. Такие же действия должен совершить соперник с точностью до наоборот. Неудача действий засчитывается как очко.
Правила игры настольный теннис запрещают дотрагиваться рукой к мячику и запрыгивать на стол [37, с. 205].
217 стран мира увлечены игрой в настольный теннис. Однако лидирующие позиции в популярности этой игры принадлежат странам Азии, в том числе, Китаю, сборная команда которой первенствует с 1970 года. По словам ученых, такая игра приводит к быстрому интеллектуальному и умственному развитию.
Инновационные технологии позволяют совершенствовать инвентарь для настольного тенниса (в частности, ракеток и шариков), делая и гораздо легче и совершенней по форме в отличие от своих предшественников.
1.2. Сущность и виды координационных способностей
Слово «координация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает объединение, согласованность, упорядочение. Употребляется данное слово и относительно двигательной деятельности людей. В этом случае оно указывает на степень согласованности движений человека с требованиями, предъявляемыми окружающей средой. Например, один прохожий, поскользнувшись, устоит на ногах при помощи компенсаторных движений, а другой упадет. Следовательно, первый человек обладает более высокой степенью согласованности движений, то есть у него более развиты координационные способности [32, с. 142].
Под координацией понимают способность человека максимально рационально согласовывать все движения частей тела в процессе решения конкретной двигательной задачи. Данное понятие можно охарактеризовать и несколько иначе. Это возможность человека управлять собственными движениями.
Наш опорно-двигательный аппарат включает в себя огромное количество звеньев, обладающих более чем сотней степеней свободы. Именно поэтому управление данной системой является процессом весьма сложным. По мнению создателя современной биомеханики ученого-физиолога Бернштейна, высказанному им в 1947 году, координация движений состоит в преодолении степеней свободы. Это превращает звенья в послушную человеку систему.
Чтобы определить способность человека управлять своим опорно-
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александровская А.В., Феклистов К.Е. Патофизиологические аспекты в развитии моторных способностей в период полового созревания // Материалы научно-практической конференции «Медицинские исследования в области педиатрии». – СПб.: Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова, 2013. – С. 89–96
2. Алексеева С.А., Орлова А.М., Нестерова А.Ю. Специфика научных и методологических подходов к занятиям физической культурой. Анализ проблем и перспективы развития // Материалы научно-практической конференции «Проблемы применения научных знаний в современной медицинской практике». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 10–19
3. Барановская И.А. Физическая нагрузка подростков в условиях школы: проблемы составления эффективных программ физического развития // Физическая культура. – 2014. – № 7. – С. 52–60
4. Благовольцева И.А., Демьянов И.М. Основные этапы и проблемы развития физических способностей человека: риски возникновения патогенных состояний и функциональные нормы на каждом возрастном этапе // Военно-медицинский журнал. – 2013. – № 12. – С. 105–113
5. Виленский М.Я. Физическая культура: учебник для учащихся 5–7-х классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2015. – 398 с.
6. Воловская А.Б. Подростковый возраст. – М.: Медицина, 2016. – 256 с.
7. Волошина М.А., Коновалова Е.С. Физическая культура у подростков. Опыт педагогической работы // Сборник статей Самарского государственного медицинского университета. – Самара: СГМУ, 2015. – С. 50–64
8. Горланская А.А., Хренников И.П., Прокопенко В.Н. Адаптация подростков к физическим тренировкам // Сибирский медицинский журнал. – 2014. – № 10. – С. 72–81
9. Давыдова А.Ю., Савельева И.Г. Современные комплексы упражнений, применяемые для коррекции физического состояния подростков в программе физической культуры // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и вызовы физической культуры в современном мире». – Архангельск: Архангельский государственный медицинский университет, 2014. – С. 100–112
10. Дмитриевская Е.Н., Мокшанцева С.А. Физические способности в подростковом возрасте // Вопросы диагностики в педиатрии. – 2012. – № 7. – С. 152–161
11. Должиков И.И. Физическая культура: пособие для учителей. – М.: Айрис пресс, 2016. – 290 с.
12. Емельянова Н.О., Синицина Т.В. Физическая культура в России. – Екатеринбург: Кадуцей, 2011. – 522 с.
13. Ерохина Е.Н. Физиологические и психологические проблемы подросткового возраста: диагностика и коррекция // Актуальные проблемы возрастной психологии и психологии развития. – 2014. – № 7. – С. 23–30
14. Забурдаева М.А., Ковалева А.В. Анатомо-физиологические особенности подростков и их влияние на достижения в спортивной деятельности: корреляционный анализ // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицинского обеспечения спортивной деятельности». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 119–128
15. Колосова М.А. Специфика организации занятий физической культурой в школе. – Воронеж: Мысль, 2013. – 195 с.
16. Краснова А.В., Петунин А.П., Москвина Ю.В. Специальные требования к организации занятий по физической культуре для подростковв условиях общеобразовательной школы // Материалы научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века: проблемы, инновационная деятельность, перспективы развития». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 54–67
17. Куприянова В.Ф., Матвеева Ю.С., Фалеева С.О. Применение специальных средств для развития координационных способностей подростков // Главный врач. – 2012. – № 11. – С. 64–73
18. Лебедева Г.А. Координационные способности как основа физического развития человека // Материалы IV международного научного медицинского симпозиума «Тенденции развития адаптивной физической культуры. Вопросы реабилитации и профилактики». – Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2013. – С. 90–98
19. Лымаренко В.М., Леонтьев О.В., Гайворонский А.И. Принципы диагностики и коррекции координационных способностей у подростков в условиях современной системы здравоохранения: проблемы и перспективы реализации государственных программ поддержания здоровья подрастающего поколения // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации здравоохранения в Российской Федерации: социальные, прикладные и экономические аспекты». – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2016. – С. 64–73
20. Лях В.И., Зданевич А.А. Координация движений. – М.: Просвещение, 2015. – 104 с.
21. Мансурова И.П., Иконников Р.А., Передрягина А.С. Показатели развития координационных способностей у детей и подростков и возможности их спортивной подготовки // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки спортсменов в юном возрасте». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 100–109
22. Марковская Г.И. Физические нагрузки в режиме дня современного подростка: медико-социальная проблема реализации принципа здорового образа жизни в подростковом возрасте // Материалы научно-практической конференции «Медицинские исследования в области педиатрии». – СПб.: Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова, 2013. – С. 103–113
23. Масленникова И.М., Зарубин П.А. Физиологические характеристики подростков: деятельность систем организма, возможные патологии и задержки развития // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и тенденции исследований в области неонтологии и педиатрии в Российской Федерации». – Нижний Новгород: Нижегородский медицинский университет, 2013. – С. 83–92
24. Названова Л.А., Терещенко В.А. Нормальное и патологическое физическое развитие в пубертатный период: проблемы диагностики возрастных отклонений // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицинской экспертизы и диагностики». – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 2016. – С. 59–66
25. Немиров Б.А., Красильникова У.А. Координация движений в пубертатный период: роль задержки психического развития в формировании достаточных моторных функций // Медицинские исследования. – 2015. – № 1. – С. 66–75
26. Николаева Л.П. Физическое развитие: структура и основные компоненты. – Новороссийск: Дело, 2014. – 288 с.
27. Новожилова А.А., Васильева О.В. Классификация координационных способностей человека. – Омск: Омская государственная медицинская академия, 2016. – 145 с.
28. Перезвонов К.Е., Хвостикова С.М., Гончарова А.А. Физиологические и психические показатели развития подростков (на материале экспериментального исследования) // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы развития человека в онтогенезе». – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2014. – С. 55–67
29. Резникова М.А., Финогентов Н.А. Анатомо-физиологические характеристики развития подростков в зависимости от их гендерной принадлежности и медико-социальных условий развития // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации здравоохранения и медицинских инноваций». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2015. – С. 98–113
30. Селиверстова Г.А., Медведенко Е.А. Особенности занятий спортом детей и подростков: медицинские и социальный аспекты (теоретические и практические исследования в области кардиологии, педиатрии и социологии) // Материалы научно-практической конференции «Медико-социальные проблемы воспитания и развития детей и подростков в современной России». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. – С. 57–66
31. Тимофеева А.В., Аванесов М.А., Щербаков А.С. Актуальные проблемы развития физических способностей лиц подросткого возраста // Материалы I конгресса молодых ученых «Экспериментальные исследования в области подготовки спортсменов раннего возраста». – Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2013. – С. 130–146
32. Урманов А.В., Кропоткина С.С. Особенности развития координационных способностей // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2016. – № 11. – С. 142–151
33. Федорова Я.С. Физическая культура. – Нижний Новгород: Перспектива, 2016. – 412 с.
34. Феоктистова Л.А., Григорян П.А. Физическое развитие в подростковом возрасте: проблемные зоны и ограничения физической нагрузки // Сборник статей Московского государственного медицинского университета. – 2014. – № 10. – С. 13–21
35. Холодилова А.О., Ваганова Н.П. Обучение физическим упражнениям в адаптивной физической культуре. Монография. – Воронеж: Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурднеко, 2014. – 395 с.
36. Яртуганова-Кузьмина М.В., Малинина Н.С. Причины и последствия нарушений координации в подростковом возрасте: по материалам научно-практического исследования в группе риска // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – С. 31–42
37. Ясенева В.В. Настольный теннис. – Тюмень: Сфера, 2016. – 520 с.