Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Работая в современной школе в век информационных технологий, становится совершенно ясно, что одних только традиционных приемов обучения недостаточно для развития творческой личности, готовой к жизни в современном обществе. Сегодняшнее образование стремится к разработке новых приёмов и методов обучения. Первый шаг в этом вопросе был сделан при разработке и внедрении новых стандартов на всех ступенях школьного обучения [1].
Естественно, первыми «опробовали» ФГОС нового поколения учителя и учащиеся начальных классов. Новинки технического прогресса с особым восторгом воспринимают дети младшего школьного возраста, поэтому целесообразно использовать их познавательную активность во время внедрения новых технологий в образовании. Образовательный процесс в деятельности учителя начальных классов претерпел ряд изменений опять же изза появления новых технических средств обучения, которые открывают множество дополнительных возможностей для учителя и учащихся. К новым техническим средствам обучения, помимо прочих, относится также интерактивная доска.
Не имеет значения фирма – изготовитель интерактивной доски (одни из самых распространенных – SMART BOARD и TRIUMPH). Все интерактивные доски имеют одинаковый принцип работы и у каждой доски имеется свое программное обеспечение. Здесь следует только указать, что программное обеспечение доски SMART BOARD подходит для всех других досок. С интерактивной доской процесс обучения можно сделать значительно более наглядным, что так необходимо учащимся младшего школьного возраста для наиболее полного усвоения учебного материала. Этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы по всем учебным предметам, которые записываются на диск и идут в комплекте с учебником.
Предмет: организация работы на уроке.
Объект: организация работы с интерактивной доской на уроке в начальной школе.
Цель: рассмотреть особенности организации работы с интерактивной доской на уроке в начальной школе
Задачи:
1.Проанализировать методы интерактивного обучения
2. Рассмотреть использование интерактивных средствна уроке в начальной школе
3. Провести анализ применения интерактивных средств в обучении младших школьников
4. Рассотреть особенности использованиея интерактивных досок на уроке в начальной школе
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования интерактивной доской на уроке в начальной школе
1.1 Методы интерактивного обучения
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы социальные требования к системе российского образования. В активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Таким образом, интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего – создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии ученики выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В настоящее время существует множество видов интерактивных заданий, каждый из которых содержит в той или иной мере элемент творчества. Именно поэтому интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. Кроме того, это задание должно быть практическим и полезным для учащихся, связано с их жизнью, должно вызывать интерес у учащихся и максимально служить целям обучения.
Основными особенностями форм и методов интерактивного обучения являются:
- принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;
- достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;
- самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;
- создание эмоционально – волевого фона (напряжения) для активной деятельности;
- непрерывно – действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися;
- изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;
- субъектно – субъектные отношения между учителем и учеником как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.
Главные задачи интерактивных средств обучения: - обеспечить диалоговый характер обучения, - исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников, - способствовать обработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.
Таким образом, наличие специально организованных текстов и электронной поддержки к ним делают возможным интерактивное обучение на уровне методической системы. Однако для реализации этой возможности должно быть самое главное – желание учителя сделать его интерактивным. Итак, использование в работе технологии интерактивного обучения дает - ученику:
развитие личностной рефлексии; осознание включенности в общую работу;
становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
развитие навыков общения;
принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
повышение познавательной активности;
- классу:
приобретение универсальных навыков и готовности к их практическому применению в реальных ситуациях;
повышение мотивации и познавательного интереса;
рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей деятельности;
- учителю:
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях;
эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.
1.2 Использование интерактивных средствна уроке в начальной школе
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет – ресурсов помогают реализовать личностно- ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонности.
Однако, выявлено, что в теории и практики еще недостаточно разработаны условия эффективного использования интерактивных технологий в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
В связи с недостаточной разработанностью данной проблемы я определилацельсвоей педагогической деятельности следующим образом: «изучение условий эффективного использования интерактивных технологий при обучении младших школьников». Исходя из цели педагогической деятельности,я поставила перед собой следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2.Изучить педагогический опыт использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников;
3.Выявить и экспериментально проверить условия эффективного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абайдуллина А.Х. Возможности применения интерактивной доски студентами специальности "преподавание в начальных классах" в образовательном процессе начальной школы / Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 15-2. С. 157-158.
2. Безбабичева А.С. Использование интерактивной доски для развития познавательного интереса у младших школьников / Ребёнок в языковом и образовательном пространстве сборник материалов межвузовской web-конференции. 2015. С. 4-7.
3. Варламова Н.В., Стасив Н.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе / Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам XXIII международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. 2017. С. 17-20.
4. Глушкова Е.И. Использование интерактивной доски на уроках предмета "информатика" в начальной школе / Вопросы образования - от теории к практике Материалы I Международной научно-практической конференции. НОЦ «Взгляд» ; Научный редактор: Ю.В. Мамченко. 2015. С. 59-61.
5. Золотарёва Е.П. Использование презентации microsoft powerpoint для интерактивной доски в начальной школе / Традиции и инновации в начальном образовании материалы региональной научно-практической конференции. 2017. С. 109-112.
6. Зыкова Т.Л. Эффективность воспользования интерактивной доски на уроках английского языка в начальной школе / Иностранные языки в вузе и школе Сборник статей. Под общей редакцией С.В. Николаенко, Л.М. Вардомацкого. 2017. С. 95-97.
7. Кальсина О.П., Малышева О.Ю. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе средствами интерактивной доски / Технологии медиаобразования как средство развития универсальных учебных действий обучающихся в условиях реализации ФГОС Сборник научно-методических материалов учителей МБОУ СОШ № 2 города Кирова. Сер. "Региональные инновационные площадки" Киров, 2017. С. 42-48.
8. Кожуханцева Т.Н. Использование интерактивной доски как средство повышения интереса учащихся начальной школы курокам русского языка и литературного чтения / Актуальные проблемы дошкольного и начального математического и естественнонаучного образования Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Составители и ответственные редакторы Н.П. Ходакова, А.В. Калинченко. 2017. С. 110-112.
9. Козлова М.Р., Туйбаева Л.И. Интерактивная доска как современное средство обучения в начальной школе / Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 1 (7). С. 237-239.
10. Корякина А.В. Интерактивные средства на уроке иностранного языка в начальной школе / Инновационная наука. 2018. № 4. С. 124-128.
11. Ляпина Н.С. Использование интерактивной доски на уроках русского языка в начальной школе / Ребёнок в языковом и образовательном пространстве сборник материалов межвузовской web-конференции. 2015. С. 18-21.
12. Макаричева С.Н. Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе / Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 1 (5). С. 26-28.
13. Маркевич Н.А. Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе / Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 6-2 (89). С. 90-93.
14. Махина Н.С. Интерактивная доска как средство развития познавательной активности младших школьников / Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности Материалы VI Международной научно-практической конференции. Э.П. Комарова (ответственный редактор). 2017. С. 136-137.
15. Насибова Б.А. Использование интерактивной доски в начальной школе / Информационные технологии в образовании "ИТО-Саратов-2016" Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 266-268.
16. Нечаева О.Г. Интерактивная доска в начальной школе – помощь учителю и повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т33. С. 44-46.
17. Нечаева О.Г. Использование интерактивной доски в начальной школе: повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности / Наука и образование: инновации, интеграция и развитие Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор О.Б. Нигматуллин. 2017. С. 68-72.
18. Онегина Г.В. Активизирующий потенциал интерактивной доски в начальной школе / информационные технологии в образовательном процессе вуза и школыматериалы ХI Региональной научно-практической конференции. Редколлегия: В.В. Малев (науч. ред.), А.А. Малева (отв. ред.), С.О. Башарина. 2017. С. 100-104.
19. Платунова Е.В. Формирование универсальных учебных действий обучающихся начальной школы средствами интерактивной доски / Использование средств интерактивной доски в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС Сборник материалов участников областного научно-практического семинара. 2017. С. 86-89.
20. Полушкина Г.Ф., Пантелеева В.И. Формирование икт-компетентности на уроках иностранного языка в начальной школе посредством работы с интерактивной доской / Использование средств интерактивной доски в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС Сборник материалов участников областного научно-практического семинара. 2017. С. 6-9.
21. Пупышева Д.А., Авазова М.А. Интерактивная доска как эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста / Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования Электронный сборник статей по материалам XXXIV студенческой международной научно-практической конференции. 2017. С. 34-37.
22. Редникова А.В. Использование средств интерактивной доски при обучении чтению на уроках английского языка в начальной школе / Применение возможностей интерактивной доски в образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС: областной научно-практический семинар Сер. "Федеральные государственные образовательные стандарты" Сборник материалов. 2018. С. 15-18.
23. Рыбкина О.С. Компьютерные технологии обучения в начальной школе: интерактивная доска / О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 112-116.
24. Савинова С.В. Возможности использования интерактивной доски в работе с будущими учителями начальной школы /: Электронная информационно-образовательная среда вуза: проблемы формирования, контекстного наполнения и функционирования IV Всероссийская методическая конференция. под ред. Е.А. Ходыревой . 2015. С. 196-199.
25. Сенченко Е.В., Черкашина С.П. Использование интерактивной доски на уроках русского языка в начальной школе / актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученыхматериалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чеченский государственный педагогический университет. 2017. С. 347-350.
26. Степанова М.И., Александрова И.Э., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Лашнева И.П., Шумкова Т.В., Березина Н.О. Гигиеническая регламентация использования интерактивной доски в начальной школе / Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 2. С. 11-17.
27. Тимергазина Ю.Ф. Приемы работы с интерактивной доской на уроках русского языка в начальной школе / Ребёнок в языковом и образовательном пространстве сборник материалов Всероссийской web-конференции с международным участием. 2017. С. 127-130.
28. Челебий М.С., Кремлева М.М. Обучение говорению с использованием приема “picture making” на основе интерактивной доски на уроках английского языка в начальной школе / Язык. Речь. Коммуникация сборник научных статей. Мурманск, 2016. С. 156-161.
29. Шестакова И.В. Возможности использования интерактивной доски в начальной школе / Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 1 (3). С. 289-290.
30. Шушкова А.М. Применение интерактивной доски в начальной школе / Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении материалы VII Всероссийскойнаучно-практической конференции. 2016. С. 82-84.
31. Щербакова О.А. Использование интерактивных возможностей доски smartnotebook на примере создания интерактивной презентации к уроку математики в 1 классе по теме: "знаки ">", "<", "=" ("больше", "меньше", "равно"). Равенства и неравенства" / Проблемы современной науки и образования. 2016. № 4 (46). С. 164-167.
32. Юнусова А.Х. Подготовка студентов специальности "преподавание в начальных классах" к использованию интерактивной доски в образовательном процессе / Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 11-4. С. 106-107.