Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что в современном мире с недавнего
времени стало очень популярным обращение к истории, историческим личностям. Для
этого было разработано целое социально-культурное направление, которое называется
исторической реконструкцией.
Это связано с тем, что люди получили финансовую и духовную возможность вернуться к
своим корням, сформировали достаточный интеллектуальный багаж для того, чтобы
научиться жить традициями прошлого.
По большей части, данное явление стало появляться после 90-х годов XX века, но в
некоторых культурных сферах оно возникло еще в самом начале XX века, в виде
костюмированной художественной фотографии, где художники наряжали своих моделей
в костюмы прошлых лет и создавали довольно интересные образы, которые могли
охарактеризовать ту или иную историческую эпоху для современников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФОТОГРАФИИ
1.1. Понятие и принципы фотожурналистики
Фотография – обширный термин, объединяющий в себе все виды деятельности по
созданию фотографических изображений: на бумаге или в виде цифрового файла. В связи
с тотальным распространением фотокамер в том или ином виде среди широких масс
появилось огромное число направлений их применения.
Самый обширный и при этом низкокачественный пласт – любительские снимки из серии
«я тут был, я это видел, я так это делал». Другая, сугубо специализированная крайность, –
различные научные, специфические фотоизображения, например астрономические кадры
звездного неба или рентгеновские снимки в медицине .
2
Бывает сложно отнести то или иное фото к какому-то одному определенному жанру. Но,
тем не менее, можно выделить несколько направлений практического применения, в том
числе популярные жанры, которыми определенные фотографы занимаются
профессионально и зарабатывают себе на жизнь. И один из таких жанров – это
фотожурналистика .
Фотожурналистика – это подвид журналистики, в которой фотография используется в
качестве основного средства выражения. Изначально данным видом деятельности
занимались профессионалы, штатные и внештатные корреспонденты различных средств
массовой информации. Сейчас же фотожурналистика доступна любому любителю с
камерой, попавшему в нужное место в нужное время .
Цель фотожурналистики – объективное отображение действительности, происходящих
событий, интересных и известных людей. Такие кадры отличаются от других жанров
фотографии.
Во-первых, важностью времени снимка – фотография имеет ценность только в привязке к
хронологии развития событий.
Во-вторых, объективностью, которая требует от человека честности и точности.
Журналист беспристрастен. Он не передает через фотографию свое мнение относительно
снимаемого объекта, в отличие от фотохудожника, а только фиксирует в объективе, то,
что есть.
1.2. Историческая реконструкция как социально-культурное явление
Историческая реконструкция – это воссоздание разных явлений прошлого: костюмов,
бытовых предметов, оружия, технологий, занятий, событий.
Реконструкция в России за последние годы стала социально значимым способом
репрезентации прошлого. Движение прошло долгий путь, чтобы разработать направления,
выйти на улицы, вписаться в городские ландшафты .
Сейчас Россия лидирует в мире по масштабам, качеству и количеству исторических
фестивалей. Ежегодно их посещают сотни тысяч россиян, в них участвуют тысячи
реконструкторов, которые представляют эпохи от Античности до конца XX века .
Есть два аспекта реконструкции, которые значимы для активизации исторической памяти
:
Первое – воссоздание предметов материальной культуры и технологий разных эпох. Это
память о том, как и чем жили предки.
Второе – воссоздание для публики исторических событий, в основном – известных
сражений. Это память о славных деяниях предков.
Воссоздание предметов прошлого – это базис движения. Через изучение материальной
культуры активизируется память о том, чем жили предки. Человек осваивает массу
первоисточников, часто начинает практиковать ремесло.
Сотни людей в движении изучают археологические каталоги, гравюры, фрески, книжные
иллюминации, читают летописи и мемуары, ездят в экспедиции, проникают в запасники
музеев. Они ищут ответ: как сделать достоверную реконструкцию костюма или
вооружения .
Параллельно они ездят по деревням за домотканым льном или ткут его сами, работают в
кузнице, льют украшения, выдувают стекло. Кто-то рубит копии древнерусских изб, ктото строит скандинавский драккар или испанский бриг и ходит по морям. Кто-то мастерит
античные кифары, другие восстанавливают танки Второй мировой, или сшибаются на
конях в рыцарском турнире, или учатся заряжать штуцер, как принято в армии Наполеона
.
В ходе проведения исторических реконструкций активизируется не только национальная
память. Человек осознает, что принадлежит к европейской культуре, несмотря на
исторические конфликты. Европейские темы популярны в России не менее, чем
3
собственные. Дело, конечно, не в недостатке патриотизма. Реконструкция вообще слабо
идеологизирована, и в этом часть ее притягательности.
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ
ФОТОГРАФОВ
2.1. Исторические костюмы в творчестве Стивена Майзела
Стивен Майзел родился в 1953 году в нью-йоркском районе Манхеттен. Его мать Сара
имела английские и ирландские корни, отец Леонард – еврейские и русские. Когда
Стивену исполнилось три года, семья Майзелов переехала в Порт Вашингтон. Будущий
фотограф с пяти лет начал листать журналы моды и, по его словам, «знал каждую работу
каждого фотографа, бредил моделями и делал все, чтобы с ними встретиться» .
В средствах массовой информации Стивена Майзела называют «крестным отцом» моды и
супермоделей. Это один из самых влиятельных фотографов в фэшн-индустрии. Он
снимает редакционные фотографии для таких изданий, как Harper’s Bazzar, Vanity Fair,
Soho, Self Magazine, Weekly News, Mademoiselle, Lei.
В 1988 году Майзел начал сотрудничать с Vogue Italia и вскоре стал единственным
автором всех обложек этого журнала на протяжении более двух десятков лет. Многие
фотосессии Майзела вызывают бурные дискуссии и скандалы. Но в его гениальности не
сомневается никто .
Майзел входит в число наиболее успешных коммерческих фотографов. Он снимал
рекламные кампании для мировых брендов: Versace, Valentino, Dolce & Gabbana, Louis
Vuitton, Balenciaga, Calvin Klein. С 2004 года он снимал все коллекции Prada для каждого
сезона.
С самого начала карьеры Стивен Майзел любил фотографировать понравившихся ему
девушек даже просто на улице. Для большинства такие съемки становились поворотным
событием и трамплином в модельном мире .
Стивен Майзел помог многим начинающим моделям найти образ, который удачно
сказывался на их карьере. Например, британскую супермодель Карен Элсон он уговорил
сбрить густые брови и сделать оригинальную стрижку. Новый образ принес девушке
контракт с крупным модельным агентством и стал ее визитной карточкой .
Среди других звезд моды, которым помог Майзел: Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл,
Кристи Тарлингтон, Кристен Макменами, Эмбер Валетта, Лара Стоун, Коко Роша, Карен
Элсон, Даутцен Крус, Ракель Циммерман, Дарья Вербова, Марина Линчук и многиемногие другие.
2.2. Воссоздание исторических личностей в творчестве Дэвида Лашапеля
Дэвид Лашапель – известный американский фотограф и режиссер, работающий в области
моды, рекламы и художественной фотографии. Знаменит своими сюрреалистичными,
эпатажными, сексуальными работами, часто имеющими юмористический подтекст и
стиль.
Дэвид Лашапель родился 11 марта 1963 года в городе Фэирфилд (штат Коннектикут,
США) и жил там до тех пор, пока ему не исполнилось девять лет. Затем он переезжает в
Северную Каролину, где живет с семьей до 14-летнего возраста, достигнув которого
юноша возвращается обратно в Коннектикут, объяснив свое решение тем, что ему
нравятся школы штата, где хорошо развито художественное образование детей, несмотря
на постоянно растущий там уровень насилия .
Закончив Школу Изящных Искусств в Северной Каролине, Дэвид Лашапель переезжает в
Нью-Йорк, где поступает одновременно в два заведения: ArtsStudent League (Лига
студентов, изучающих искусство) и School of Visual Arts (Школа визуальных искусств).
Первой самостоятельной фотоработой для него становится снимок матери – Хельги
Лашапель, сделанный на семейном отдыхе в Пуэрто Рико.
4
В Нью-Йорке Лашапель некоторое время работает в популярном ночном клубе Studio 54,
где и происходит его знакомство с известным поп-арт художником Энди Уорхолом (Andy
Warhol), который предлагает Дэвиду место фотографа в своем журнале Interview. Это
знакомство сильно повлияло на карьеру Лашапеля, открыв ему дорогу в такие издания,
как Rolling Stone, Vogue, GQ, Photo и Vanity Fair .
2.3. Историческая реконструкция в творчестве Елены Мрозовской
Абсолютной противоположностью двум рассмотренным выше фотографам по идейности
и стилю являлась Елена Мрозовская. Год рождения Мрозовской неизвестен, есть только
данные о том, что умерла она в 1941 году.
Елена Лукинична Мрозовская — выдающаяся отечественная «художница светописи»,
первый официальный фотограф Санкт-Петербургской консерватории, основательница
собственной художественно-фотографической мастерской .
Мрозовская начала свою карьеру как учительница и продавщица. Но, всегда будучи
неравнодушной к фотографии, в 1892 году она решила закончить фотографические курсы
V Отдела светописи при Русском техническом обществе. А сразу после них получила
специализированное образование в Париже у известного мастера фотоискусства Феликса
Надара .
С 1897 года Елена занимала пост члена Дамского фотографического кружка при Русском
женском взаимно-благотворительном обществе в Санкт-Петербурге. Мрозовская — автор
большого числа портретов известных артистов, художников и литераторов. Она была
фотографом на знаменитом костюмированном балу 1903 года в Зимнем дворце, снимала
спектакли театра В.Ф. Комиссаржевской. Очень хорошо ей удавалась и портретная
съемка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: «Костюмированная художественная фотография как способ
реконструкции исторических личностей» написана на примере работ современных
фотографов) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения. В ходе проведенной работы были сделаны следующие последовательные
теоретические и практические выводы, соответствующие задачам, поставленным во
введении.
Фотожурналистика – это подвид журналистики, в которой фотография используется в
качестве основного средства выражения. Изначально данным видом деятельности
занимались профессионалы, штатные и внештатные корреспонденты различных средств
массовой информации. Сейчас же фотожурналистика доступна любому любителю с
камерой, попавшему в нужное место в нужное время.