Фрагмент для ознакомления
2
Введение
ХХI век принес с собой важные перемены в жизни общества. Они являются столь значимыми, что их влияние на общество в целом и детей в частности имеет уже необратимый характер.
Первая значительная перемена заключена в становлении информационного общества, пришедшего на смену индустриальному. Глобальность этой перемены само общество уже испытывает на себе – дети ХХI века рождаются и живут в информационном мире, мире компьютеров, Интернет, сотовой телефонии, разнообразных цифровых сервисов – как естественной составляющей их жизни и развития, их будущей профессии.
Вторая новизна жизни ХХI века – быстрота изменения мира. Адаптация человека к высочайшим темпам перемен информационного мира зависит от ряда социальных факторов жизни – в первую очередь от того, как общество помогает ребенку научиться жить в таком мире. Конечно, это в первую очередь обусловлено сферой образования, в которой развивается ребенок.
Третье глобальное изменение, которое привнес в жизнь человечества ХХI век – это Интернет как новый элемент цивилизации. Информационная связность человечества, коммуникации, позволяющие обучаться, работать, взаимодействовать без границ, расстояний, политических систем, религиозных убеждений, привнесли в жизнь новую ментальность. Задача общества – помочь детям овладеть гуманной формулой успешности в системе нравственных ценностей – отдавать свой талант, способности этому миру, созидать, нести через свою жизнь чувство ответственности за свои поступки, и получать от общества признание и достойные условия жизни и профессионального развития.
Российское олимпиадное движение имеет двадцатилетнюю историю. И все эти годы приходятся на описанные перемены. Особенностью олимпиадного движения по информатике является то, что оно шло впереди времени. Именно это движение принесло в общество понимание самоценности информационного знания как основы становления иразвития новой информационной культуры.
Талантливые дети в области информатики – это дети будущего, они несут в мир высочайший потенциал его обновления и преобразования, они являются самой передовой частью нового информационного общества.
Олимпиадное сообщество педагогов-наставников и методистов, посвятившее свою профессиональную жизнь развитию олимпиадной информатики, выявлению и представлению профессиональному ИТ-сообществу одаренной молодежи России, оказало огромное воздействие на понимание ценности предмета информатики в школе, важности для каждого региона страны массового вовлечения школьников в олимпиады по информатике, учета скорости обновления содержания обучения в области школьной олимпиадной информатики в условиях становления науки информатики и бурного развития информационных технологий и их проникновения во все профессиональные виды деятельности. Это позволило за 20 лет олимпиад по информатике привлечь внимание общественности к проблеме формирования высококвалифицированных ИТ-кадров как стратегическому потенциалу будущей конкурентоспособности государства, к механизмам их подготовки на основе ранней мотивации талантливых детей к ИТ развитию, когда олимпиады по информатике задают каждый год высокую планку достижений талантливых школьников.
В этом состоит огромная социально значимая роль олимпиадного движения по информатике. Каждая олимпиада по информатике имеет свою историю, свое уникальное детское представительство, свои инновации, достижения и проблемы. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – школьные олимпиады по информатике.
Предмет исследования – олимпиадные задачи по информатике для школьников.
Цель исследования – охарактеризовать особенности организации олимпиад и олимпиадных задач для школьников по информатике.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные сведения об олимпиадных задачах по информатике.
2. Разработать практикум по решению задач по информатике.
Глава 1. Практикум по решению задач по информатике
1.1. История олимпиадного движения по информатике
Дисциплина «Информатика» на сегодняшний день – одна из важнейших дисциплин, изучаемых в школе [21, с. 138]. С использованием информационных технологий, школьники могут расширить и углубить свои знания в определенной области знаний. В связи с этим важной задачей является научить детей грамотно использовать компьютером. Для этого используются не только уроки информатики, но и олимпиады, позволяющие выйти за рамки школьной программы. Олимпиадные задания дают возможность школьникам раскрыть свои способности, учат их применять полученные знания в решении нестандартных ситуаций и способствуют развитию творческого мышления.
Если анализировать олимпиадное движение по информатике, то оно начало развиваться относительно недавно. Уроки информатики появились в школах лишь в 1985 г., когда было выпущено Постановление «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс».
В г. Свердловск 1988 г. с 13 по 20 апреля в проходила I Всесоюзная школьная олимпиада по информатике. Ее участниками стали 80 учеников. Стоит отметить, что в тот период времени у организаторов еще не было опыта подготовки такого уровня соревнований.
В советский период олимпиады по информатике проходили еще три раза: в 1989 г. в Минске, в 1990 г. в Харькове и в 1991 г. в Бишкеке.
В 1989 г. первый раз была организована Всероссийская школьная олимпиада по информатике, кроме того, с 1989 по 1991 год она носила статус Всесоюзной олимпиады. В 1992 г. Межгосударственная олимпиада прошла одновременно с Всероссийской и на нее были приглашены ученики всех союзных республик, кроме Азербайджана, Таджикистана и Эстонии. Данная олимпиада состояла из двух туров: первый был посвящен теоретическим заданиями, а второй – проверке умений школьников работать на компьютерах.
В задачах второго тура оценке подвергался непосредственно достигнутый результат, а использование компьютера было только средством. С помощью дополнительных баллов оценивалось изложение метода решения, его обоснование, комментарии к написанной программе.
Однако, уже начиная с III Всесоюзной олимпиады 1990 г. два тура включали в себя только практические задания. Также стоит отметить тот факт, что, поскольку запуск тестов происходил вручную в присутствии учеников, то в ходе организации олимпиад возникли проблемы тестирования решений.
Начиная с 1999 г. тестирование было полностью автоматизированным с помощью сетевых технологий. В связи с наличием достаточного уровня компьютерного оснащения в 1992 г. подмосковным Троицком был получен статус столицы Всероссийской олимпиады по информатике на пяти лет. После этого данной звание было передано г. Санкт-Петербургу на 3 года, а начиная 2001 г., в связи с широкой информатизацией сферы образования и активным экономическим развитием страны, олимпиады по информатике проводились уже в различных российских городах 21, с. 138.
Таким образом, целями олимпиады по информатике является выявление и развитие у школьников творческих способностей и интереса к научной деятельности. Они способствуют интеллектуальному развитию, поддержке талантливых учеников, а также содействие им в дальнейшем выборе профессии и направлении обучения.
В настоящее время самой известной является Всероссийская школьная олимпиада по информатике и информационно-компьютерных технологиях. Данная олимпиада проходит ежегодно и в ней принимают участие ученики 5-11 классов. Основу этой олимпиады составляют задачи по программированию.
В настоящее время победители Всероссийской олимпиады могут принять участие в международной олимпиаде, которая представляет собой ежегодное соревнование для школьников более чем из 80 стран мира и проводится с 1989 года. В соответствии с правилами данной олимпиады в команде не должно быть более четырех участников. В сборную страны участников отбирают в соответствии с результатами национальных олимпиад, таким образом, российская команда формируется по результатам Всероссийской олимпиады по информатике, а также учебно-тренировочных сборов. Соревнования проводятся на протяжении двух туров, каждый из которых длится пять часов, за отведенное время необходимо решить и запрограммировать три алгоритмических задачи. Итоги олимпиады подводятся в индивидуальном зачете.
Таким образом, в настоящее время олимпиадное движение информатики значительно изменилось со времени проведения первой олимпиады. Происходит это в силу развития компьютерных технологий, усовершенствования компьютерной техники, а также параллельным развитием образования в данном направлении.
1.2. Регламенты проведения олимпиад
Всероссийская олимпиада школьников – ежегодное соревнование для учеников 5-11 классов по 24 предметам. На региональном этапе в нем принимают участие учащиеся 9-11 классов, набравшие необходимое количество баллов на муниципальном этапе, а также победители и призеры регионального этапа прошлого года, продолжающие обучение в школе. В данную олимпиаду входит и такой предмет, как информатика.
Всероссийская олимпиада проходит в несколько этапов:
Первый этап – школьный. В ходе данного этапа образовательным учреждениям необходимо внести результаты олимпиады в АИС «Олимпиады». Сдача отчёта о проведении школьного этапа олимпиады в АИС «Олимпиады» является обязательным условием для допуска учащихся на муниципальный этап.
Следующий этап – региональный. На него этап приглашаются победители и призеры муниципального этапа олимпиады для 9-11 классов, а также призеры регионального этапа олимпиады прошлого года 11, с. 35.
Граничные баллы для прохождения на региональный этап для участников муниципального этапа (совпадают с граничными баллами призеров муниципального этапа):
9 класс – 295 баллов;
10 класс – 310 баллов;
11 класс – 345 баллов.
Для знакомства участников олимпиады с тестирующей системой и правилами проверки и оценивания задач проводятся тренировочные туры. Для участия в региональном этапе олимпиады проводится предварительная регистрация.
Далее следует муниципальный этап.
В муниципальном этапе принимают участие:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев А.В., Беляев С.Н. Подготовка школьников к олимпиадам по информатике с использованием веб-сайта: учебно-методическое пособие для учащихся 7-11 классов. – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2008. – 284 с.
2. Андреева Е.В., Фалина И.Н. Информатика: Системы счисления и компьютерная арифметика. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. – 256 с.
3. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. — Пер. с англ. — М.: Мир, 1979. — 536 с.
4. Бентли Д. Жемчужины творчества программистов: пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1990. – 224 с.
5. Брудно А.Л., Каплан Л.И. Московские олимпиады по программированию/ Под ред. акад. Б.Н. Наумова.- 2-е изд., доп. и пераб. – М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. – 208 с.
6. Волчёнков С.Г., Корнилов П.А., Белов Ю.А. и др. Ярославские олимпиады по информатике. Сборник задач с решениями. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010. – 405 с.
7. Задачи по программированию /С.М. Окулов, Т.В. Ашихмина, Н.А. Бушмелева и др.; Под ред. С.М. Окулова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 820 с.
8. Златопольский Д. М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 223 с.
9. Иванов С.Ю., Кирюхин В.М., Окулов С. М. Методика анализа сложных задач по информатике: от простого к сложному // Информатика и образование. – 2016. – №10. – С. 21-32.
10. Кирюхин В.М. Информатика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. – М.: Просвещение, 2014. – 220 с.
11. Кирюхин В.М. Информатика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. – М.: Просвещение, 2015. – 222 с.
12. Кирюхин В.М. Информатика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3. – М.: Просвещение, 2016. – 222 с.
13. Кирюхин В.М., Лапунов А.В., Окулов С.М. Задачи по информатике. Международные олимпиады 1989-1996 гг. – М.: ABF, 1996. – 272 с.
14. Кирюхин В.М., Окулов С. М. Методика анализа сложных задач по информатике // Информатика и образование. 2006. №4. С. 42 – 54.
15. Кирюхин В.М., Цветкова М.С. Методическое обеспечение олимпиадной информатики в школе. Сборник трудов XVII конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Часть IV. – М.: «БИТ про», 2007. – 180 с.
16. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2018/2019 учебном году - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/inf-sm-2019.pdf - Дата обращения 10.12.2018.
17. Московские олимпиады по информатике. 2002 – 2009. / Под ред. Е.В. Андреевой, В.М. Гуровица и В.А. Матюхина. – М.: МЦНМО, 2009. – 414 с.
18. Нижегородские городские олимпиады школьников по информатике. / Под ред. В.Д. Лелюха. – Нижний Новгород: ИПФ РАН, 2010. – 130 с.
19. Пинаев В.Н. Олимпиадные задачи по программированию: Учебное пособие / РГАТА. – Рыбинск, 1997. – 41 с.
20. Скиена С.С., Ревилла М.А. Олимпиадные задачи по программированию. Руководство по подготовке к соревнованиям. – М.: Кудиц-образ, 2015. – 416 с.
21. Черный Ю.Ю. Информатика вчера, сегодня, завтра // Прикладная информатика. – 2014. – № 6. – С. 138.