Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия детству как феномену, стали уделять достаточно много внимания. Связано это прежде всего с тем, что сегодня ученые и исследователи понимают, что все психологические проблемы идут из детства и по этой причине, для того, чтобы вырастить здоровое поколение, необходимо особое внимание уделять человеку на начальном этапе его жизни, когда происходит его формирование.
При этом речь идет не только о психологических фактор, но и социально –культурном. В частности, ребенку должно быть дано полноценное развитие, защита и внимание.
Именно по этой причине теоретические подходы к анализу детства требуют анализа и являются актуальностью данной темы исследования.
Объект исследования. Детство, как социокультурный и психологический феномен.
Предмет исследования. Научные подходы к пониманию детства.
Цель исследования. Рассмотреть детство, как социокультурный и психологический феномен.
Задачи исследования:
Рассмотреть исторические и социально-психологические аспекты мира детства;
Выделить детскую психологию в состоянии наук;
Предоставить анализ теоретических подходов к феномену детства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Основные положения психологии детства
1.1. Детство как психологическая проблема. Исторические и социально-психологические аспекты мира детства
Сегодня любой человек, отвечая на вопрос, что такое детство, может сказать, что детство - это период расширенного развития, изменений и обучения. Но только в понимании ученых это период парадоксов и противоречий, без которых развитие является невозможным. В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Сколянский писали о парадоксах развития ребенка. Д.Б. Эльконин сказал, что парадоксы в детской психологии - это загадки развития, которые ученые еще не решили. Он неизменно начинал свои лекции с описания двух основных парадоксов развития ребенка, воплощая необходимость исторического подхода к пониманию детства. Хотелось бы рассмотреть данные понятия более подробно .
Человек, появляющийся в мире, наделен только самыми элементарными механизмами поддержания жизни. Согласно физической структуре, организации нервной системы, в зависимости от видов деятельности и методов ее регулирования, человек является самым совершенным существом в природе. Однако, с момента рождения, заметное падение в эволюционных рядах - у ребенка нет готовых форм поведения. Как правило, чем выше живое существо среди животных, тем дольше его детство длится, тем более беспомощным является это существо при рождении. Это один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства .
В процессе развития истории непрерывно возрастало обогащение материальной и духовной культуры человечества. На протяжении тысячелетий человеческий опыт увеличивался много тысяч раз. Но в то же время новорожденный ребенок практически не изменился. Основываясь на данных антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно сделать вывод, что новорожденный современного человека мало чем отличается от новорожденного, который жил десятки тысяч лет назад.
Как получается, что с подобными естественными предпосылками уровень психического развития, который удается достичь ребенку на каждом историческом этапе развития общества, не одинаков?
Детство – это период, который длится от новорожденного до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; Это период, когда ребенок становится полноправным членом человеческого опыта. В то же время продолжительность детства в первобытном обществе не имеет отношения к продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы человеческого детства являются продуктом истории, и они подвержены изменениям, как и тысячи лет назад. Поэтому невозможно детально изучить детство ребенка и законы его формирования вне развития человеческого общества и законов, которые позволяют определить его развитие. Продолжительность детства напрямую зависит от уровня материальной и духовной культуры общества .
Проблема истории детства является одной из самых сложных в современной детской психологии, поскольку в этой области не может быть проведено ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографы хорошо знают, что культурные памятники, связанные с детьми, бедны. Даже в тех, редких случаях, когда игрушки находятся в археологических раскопках, это, как правило, культовые объекты, которые в древности были помещены в гробницы, чтобы служить хозяину в загробной жизни. Миниатюрные изображения людей и животных также использовались для целей колдовства.
Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был развит в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. По словам Л.С. Выготского, ход развития психики ребенка не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Именно поэтому он подчеркнул, что нет вечного ребенка, и есть только исторически детское .
Исторически концепция детства ассоциируется не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с рядом прав и обязанностей, присущими этому периоду жизни, с набором доступных ему типов и форм деятельности. Было собрано много интересных фактов, чтобы подтвердить эту идею французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работе интерес к истории детства в зарубежной психологии стал значительно выше, и исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими .
Ф. Ариес был заинтересован, как в ходе истории понятие детства развивалось в умах художников, писателей и ученых и как оно отличалось в разные исторические эпохи. Его исследования в сфере изобразительного искусства стали причиной выводов о том, что до XIII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались изобразить их. Никто не верил, что ребенок воплощает человеческую личность. Если дети появились в произведениях искусства, они были изображены как уменьшенные взрослые. Тогда не было никаких сведений об особенностях и характере детства. Слово «ребенок» долгое время не имело точного значения, приданного ему сейчас. Таким образом, характерно, например, что в средневековой Германии слово «ребенок» имело схожее понятие со словом «дурак» .
Детство считалось быстро проходящим периодом и имело мало значений. Безразличие к детству, по мнению Ф. Ариеса, было связано с высокой смертностью в данный период, при этом и высокой рождаемостью. Свидетельством преодоления безразличия к детству, по мнению французского демографа, является появление в XVI веке портретов умерших детей. Их смерть, как указывал он, воспринималась как поистине незаменимая потеря, а не как совершенно обычное событие. Дифференциация веков человеческой жизни, включая детство, по мнению Ф. Ариеса, зависит от социальных институтов, т. е. новых форм общественной жизни, порожденных развитием общества. Таким образом, раннее детство впервые появляется в семье, где оно связано с конкретным сообщением - «нежностью» и «баловством» маленького ребенка. Ребенок для родителей - просто симпатичный, забавный ребенок, с которым можно весело провести время, поиграть с удовольствием и в то же время учить и обучать его. Это основная, «семейная» концепция детства. Желание «наряжать» детей, «побаловать» и «нежить» могли появиться только в семье. Тем не менее, данный подход к детям, как «очаровательные игрушки», не может оставаться неизменным в течение длительного времени.
Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям; появилась новая концепция детства. Для учителей 17-го века любовь к детям больше не выражалась в потакании и забаве, но в психологическом отношении к воспитанию и образованию. Чтобы исправить поведение ребенка, прежде всего, нужно его понять, а научные тексты конца XVI и XVII веков полны комментариев по детской психологии. Следует отметить, что глубокие педагогические идеи, советы и рекомендации представлены в работах русских авторов XVI-XVII веков.
Концепция рационального образования, основанная на строгой дисциплине, входит в семейную жизнь в 18 веке. Внимание родителей начинают привлекать все аспекты жизни детей. Но функция организованной подготовки к взрослой жизни не принимается семьей, а специальным государственным учреждением - школой, предназначенной для обучения квалифицированных рабочих и образцовых граждан. Эта школа, по словам Ф. Ариеса, привела детство за первые 2-4 года материнского, родительского образования в семье. Школа, ввиду наличия упорядоченной структуры позволила дифференцировать периоды жизни, одни из которых обозначается общим словом «детство». Универсальная мера, которая устанавливает новую
Фрагмент для ознакомления
3
1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р)
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
4. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000. С. 177.
5. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: этнопе-дагогический подход. М., 2006. С. 21.
6. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2017. - 368 c.
7. Гумплович, Л. Основы социологии / Л. Гумплович. - М.: КД Либроком, 2015. - 368 c.
8. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.,2002.
9. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях. – Балашов, 2004.
10. Истон Д., Деннис Дж. Дети в политической системе: основа политической законности (предисловие Т.Н. Самсоновой) // Вестн.
11. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум / И.Ю. Кулагина. - М.: Юрайт, 2016. - 292 c.
12. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1996.
13. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1997.
14. Меша В.Г. Интелектуальное воспитание. Донецк., 1999
15. Мид М. Культура и мир ребенка. Избр. произведения. М., 1988. С. 322.
16. Социология и политология. 2001. № 3. С. 76-97.
17. Окладникова, Е.А. Социология культуры. СПб., 2008. С. 262-263.
18. Субботский Е.В. Золотой век детства. М., 1981. С. 6.
19. Урунтаева, Г. А. Детская практическая психология. Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Academia, 2015. - 256 c.
20. Урунтаева, Г. А. Детская психология. Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Academia, 2014. - 336 c.