Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Хотя в буддизме философской рефлексии в целом приписывались сотериологические функции (устранение неведения служит достижению нирваны, которая отождествляется с опытом вне концептуального и невербального переживания реальности), это не следует понимать как отрицание значения интеллектуальной деятельности.
В буддизме понимание, возникающее из слушания, основано на доверии к личности и слову Учителя, его объектом является буква, то есть само слово Будды.
Понимание, основанное на размышлении и исследовании, имеет объектом смыслы слов. Обе эти формы понимания относятся к дискурсивному мышлению (виджняна) – эмпирическому (лаукика) и подверженному «омрачениям» (са-асрава). Только третья форма – непосредственное переживание, реальность вне концептуальных и вербальных проекций – свободно от «омрачений», безупречно и трансцендентно (локоттара).
Традиция диспутов в тибетской школе Гелуг показывает, что в этом направлении буддизма стадии манана придается очень большое значение (на протяжении 16-летнего цикла монастырского образования монахи диспутируют по шесть часов в день шесть дней в неделю, сдают ежегодные и итоговые экзамены в виде диспутов). Эта практика развивает не только память, но и быстроту и остроту ума, критическое мышление, а также красноречие и умение доходчиво излагать сложнейшие материи и даже артистизм.
Философия, коррелирующая со стадией манана, в большинстве буддийских и индуистских учений считается важнейшим инструментом развития ума, пресечения неведения и обретения достоверного знания по всем вопросам учения, что считается подготовительным этапом к собственно «пробуждению» или просветлению (бодхи). Задача философии таким образом – это, прежде всего логическое опровержение ошибочных взглядов и доказательство взглядов истинных, достоверных, а сверхзадача – трансформация личности философа по всему диапазону его познавательных способностей: воля, чувства, разум, интуиция. Вместе с тем философские и логические теории (равно как и йогическая практика) не должны становиться самоцелью, объектом самоценного интереса.
Для буддиста было бы, наверное, неправильным заниматься исследованием философских вопросов самих по себе как «объектом», «вещью», в перспективе «от третьего лица», вне личностного измерения «от первого лица». В этом случае философия может стать предметом привязанности, а привязанность, в свою очередь, может превратить философию в «пустой разговор», «не ведущий ни к миру, ни к просветлению, ни к нирване» (распространенная буддийская формула). Именно в этом смысле следует понимать неодобрительное отношение Будды к спекулятивным вопросам о конечности и бесконечности мира, об участи души после смерти и им подобным. Темы, которые в своих проповедях и беседах обсуждает Будда, «ведут к миру, просветлению и нирване», то есть имеют непосредственный или опосредованный сотериологический эффект.
Предмет: концепция буддизма.
Объект: буддизм и природа философии.
Цель: рассмотреть особенности буддизм, а природа философии
Задачи:
1.Рассмотреть общие положения буддизма
2. Проанализировать особенности открытия «буддийской философии»
3. Проанализировать философию буддизма и ее актуальность в современном обществе
4. Провести анализ философии и эстетики буддизма как образ жизни.
Глава 1. Теоретическая концепция буддизма
1.1 Общие положения буддизма
Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.
Просветление (бодхи) привело Будду к формулировке собственного учения, которое он определяет как Дхарму – «тонкую, глубокую, трудную для понимания». В нее входят: четыре благородные или арийские истины (слово «арийский» подчеркивает буддийский характер этих истин, поскольку арья – это не просто благородный муж, но благородный буддийский мудрец), восьмеричный путь освобождения, учение о взаимозависимом происхождении (пратитья самутпада), о трех сущностных характеристиках бытия (три-лакшана): анатма (бессущностности), анитья (изменчивости) и духкха (неудовлетворенности, претерпевания, страдания).
Эти доктрины могут рассматриваться на трех уровнях: как религиозные – предмет веры или скорее доверия (для мирских последователей буддизма, находящихся на самой низкой ступени духовного прогресса), предмет медитации – практической реализации, и как философские – предмет знания и понимания. Философский характер им придает ориентация на адресата-интеллектуала и использование рационального арсенала проповеди: строгого логического «сценария» разговора, логических схем (например, тетралеммы), аргументов, объяснений, наглядных моделей (репрезентаторов) и других средств воздействия на разум. [1]
В Махаяне философия, понимаемая, прежде всего, как эпистемология, оказывается в сфере «внешних наук» (бахья-видья) – там, где представители одного направления буддизма соприкасаются с другими интеллектуальными традициями или с теми буддистами, которых они считали «аутсайдерами», по моей давней классификации, в сфере «буддизма для другого» (в отличие «буддизма для себя» – текстов по медитации и ритуалу).
С этим коррелирует и известное буддийское традиционное деление на «внутренние дисциплины знания» (адхьятма-видья) и «внешние науки» (бахъя-шастры), которые буддисты разделяли с другими школами индийской религиозно-философской мысли. [6]
Их обычно четыре:
1) хету-видья (логика и эпистемология),
2) грамматика (въякарана),
3) медицина (чикитса)
4) искусства и ремесла (шильпа).
На протяжении всей своей истории буддийские философы дискутировали и между собой, и с разными брахманистскими школами. И эти дискуссии служили взаимному обогащению обеих сторон. Поэтому буддизм невозможно правильно оценить вне контекста его истории в Индии и вне контекста других направлений индийской философии, равно как философию разных направлений индуизма и джайнизма невозможно изучать вне ее связей с философией буддизма.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Байков А.А. Особенности трансляции представления об иллюзорности феноменального мира из восточной культуры в западную // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 3. С. 70.
2. Берзин А.А. Лекция «Актуальность буддизма в современном мире» Киев, 2011.
3. Будда, буддизм, буддисты. СПб: Ашрам, 2012.
4. Завадская Е.В. Культура востока в современном западном мире. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977.
5. Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. – М.: «Восточная литература», 1994. – 383 с.
6. Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие – М.: ИНФРАН, 2003. – 246 с.
7. Нидал О. Современное введение в учение Будды: Каким все является. СПб: Питер, 2005.
8. Пятигорский А. М. Лекции по буддийской философии // Не прекращаемый разговор. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – С. 38-102. – 432 с.
9. Цао Сюэ-Цинь. Сон в красном тереме. Перевод с китайского. М.: Изд-во Восточной литературы, 1971.
10. Щербатской Ф.И. Рецензия на книгу: L. de la Valle Poussin. Nirvana. Etudes sur l’Histoire des Religions, N 5. Paris, 1925 // Bulletin of the School of Orient Studies. V. 6, pt. 2. Leningrad