Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Во время дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности.
Общеизвестно, что одним из самых важных и распространенных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста является игра. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок готовится к взрослой жизни, познаёт мир. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано.
Также играет роль в развитии связной речи дошкольников.
Важным условием становления связной речи дошкольника является выбор эффективных средств, целесообразных форм и методов осуществления данной работы педагогами. Одним из общепризнанных в педагогической науке и практике действенных средств развития связной речи младших дошкольников считается игра. Применение игровой ситуации в работе с детьми 3–4 лет усиливает интерес к родному языку, гарантирует гораздо лучшее усвоение речевого материала. Центральной задачей применения игровых ситуаций считается формирование языковых обобщений и простого осознания явлений языка и речи.
Исследователи детской игры (Е.М. Гаспарова, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова) в своих работах указывают, что в младшем дошкольном возрасте развивается особенный вид сюжетной игры – режиссерская игра. Режиссерская игра опережает в своем появлении в онтогенезе сюжетно-ролевую игру, так как для ее осуществления не требуются умения игрового общения. Но ее отличительные черты такие, как присутствие воображаемой ситуации, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных отношений в игровой форме, и позволяют отнести режиссерскую игру к сюжетной. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. В российской доктрине об играх в ДОУ уже писали: В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Т.Н. Доронова, Н.В. Краснощекова, Л. Лидак, С. Е Шанина, Е.О. Смирнова и другие.
Объект исследования - образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования – игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать организацию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Задачи исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации развивающих игр у детей младшего дошкольного возраста;
2)анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации подвижных игр у детей младшего дошкольного возраста;
3) изучение использования дидактических игр в процессе развития речи у детей младшего дошкольного возраста;
4) раскрытие особенностей развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: системный анализ игр для младшего дошкольного возраста; содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, касающихся организации игрового процесса в дошкольных образовательных организациях; опыта педагогических инноваций; педагогическая диагностика; сравнение, обобщение.
Структура исследования отвечает целям, задачам, объекту и предмету исследования. Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Организация развивающих игр у детей младшего дошкольного возраста
Л.Н. Галигузова в своих трудах отмечала, что: «Наши дети живут и развиваются в новую эпоху-эпоху информационных технологий. Само время требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений навыков, к более перспективному на современном этапе – развивающему обучению.
Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются инновационные технологии и методики, оснащенные развивающими играми и пособиями. Содержание игр, методика и организация их проведения заключает в себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей. В игре создаются условия для экспериментирования, для широкой поисковой деятельности, для развития самостоятельности мышления детей.
Роль воспитателя в этом процессе – помочь в организации детских исследований, сделать их полезными и безопасными для маленького исследователя и его окружения.
Воспитатели создают условия для развития у детей общения со сверстниками, помогают налаживать положительные взаимоотношения друг с другом» [7,с. 38].
Игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, развивающая игра имеет две цели: обучающую и игровую. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Е.В. Дьячкова отмечала, что: «Воспитатель должен научить ребенка следующим правилам.
1. Видеть проблемы. Этот тип задач ориентирован на развитие одного из базовых умений исследователя – сверхчувствительности к проблемам (задания на изменение точки зрения на объект; выявление логичных и неправдоподобных причин событий).
2. Задавать вопросы. Умение задавать вопросы тесно связано с умением видеть проблемы. Если ребенка систематически не отучать от стремления задавать вопросы, то есть шанс, что он вырастет не только очень образованным, но и любознательным (задания типа: узнай с помощью вопросов причину события; какие ты можешь задать вопросы; какие вопросы могут задать тебе).
3. Давать определения понятиям. Понятие – одна из форм логического мышления. Есть предметы, явления, события, и есть наши понятия о них. Умение давать определения понятиям развивает словесно логическое мышление, столь важное и в обучении, и в жизни (найди противоположные понятия; скажи, что такое…).
4. Классифицировать. С помощью классификации можно не только упорядочить результаты наблюдений в значимые блоки, но и преобразовать конкретные сведения в абстрактные категории (найди предметы, сходные по форме, цвету; объедини предметы в группы).
5. Наблюдать. Один из самых доступных методов исследования – наблюдение. Помните, что смотрим мы глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим – умом. Поэтому развитие способности наблюдать означает развитие способности мыслить, а не просто смотреть, слышать или осязать (найди вокруг себя определенные предметы; понаблюдай за животным и опиши его поведение; дай описание предмета).
6. Делать выводы и умозаключения. Для развития этих важных умений предлагаются такие задания, как: проверь правильность утверждений; сделай выводы из полученных в экспериментах сведений.
7. Структурировать материал. Это умение особенно важно на этапе представления результатов исследования. Из него же вырастает впоследствии умение работать с текстом (составь рассказ; изложи результаты; напиши письмо в картинках).
8. Доказывать и защищать свои идеи. Задания этого типа – интегрирующие. В них объединены и представлены многие из вышеназванных умений. Чтобы защитить добытые в исследовании результаты, надо уметь наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения, давать определения понятиям, связно излагать собственные мысли, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Практически все задания, помещенные в тетради, в той или иной степени ориентированы на развитие этих умений»[13, с. 115].
Исходя из этого, можно выделить следующие правила работы с развивающими играми:
занятия должны быть лёгкими для восприятия: содержать игровую ситуацию, сюрпризный момент;
занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением материала;
обращать внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней;
упрощать задания, если ребёнку трудно их выполнять или вернуться к предыдущему занятию для закрепления пройденного материала (провести индивидуальную работу с ребёнком);
обучение должно проходить в занимательной форме, желательно использовать слайды, презентации для детей;
для поддержания интереса ребёнка к занятиям рекомендую чтобы дети самостоятельно выполняли задания, проверяли правильность их выполнения, самостоятельно придумывали аналогичные задания;
для расширения сказочного пространства вводить новые персонажи;
время проведения занятий не должно превышать допустимого для данного возраста регламента обычных занятий.
Я.Л. Коломенский отмечал, что: «Сформировать у детей умение мыслить логично, самостоятельно, контролировать свои действия в процессе обучения очень сложно. При правильном руководстве, состоящем в побуждении детей к активной деятельности, в совместной деятельности, с совместной с ребенком игре формируется умение находить пути решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний» [17, с.116].
2. Организация подвижных игр у детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра для дошкольника является важным средством психического и физического развития, имеет огромное воспитательное и образовательное значение. «Игра, — как отмечает Э. Я. Степаненкова, —
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулова О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч. ред.: А.Г. Гогоберидзе. – СПб.«ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2013. – 176 с.
2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. –М.: Просвещение,2015.–416с.
3. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. –Владимир: «Астрель», 2016. –169с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2016. –216с.
5. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазить и метать: пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 2015.–115с.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2014. –316с.
7. Галигузова Л.Н. Ступени общения от года до семи лет. – М.: Просвещение, 2016. – 143с.
8. Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам: программа и программные требования. — М.: Владос, 2015.–215с.
9. Глущенко Л. И. Подвижные игры как средство физического воспитания для детей дошкольного возраста: учебное пособие. — М.: Физическая культура, 2016.–314с.
10. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 –314с.
11. Данилова Л. Пальчиковые игры. –Москва: «Росмэн», –2017. –214с.
12. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. – Минск: «Попурри», 2015. –125с.
13. Дьячкова Е.В. Игровая деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.–М.: Просвещение, 2015.–314с.
14. Князева О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.А. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2016.–358с.
15. Коджаепирова Г. М. Педагогический словарь. М.: Просвещение,2016. – 576 с.
16. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2015.–315с.
17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). – Минск, 2015.–356с.
18. Краснощекова Н.В. Сюжетно‐ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д. – Феникс, 2016. –215с.
19. Лисина М.И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения с взрослыми у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М.: Педагогика.–№2.–С.18-22.
20. Махалова И.В. Солнышко сияет, играть нас приглашает / И.В. Махалова, Е.И. Николаева. – Чебоксары: Новое время, 2016. –414с.
21. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. –Москва: «Сова», 2016.–115с.
22. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.
23. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада.– М.: Просвещение, 2016.–314с.
24. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. Пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 160 с.
25. Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. — М.: Терра-Спорт; Олимпия Пресс, 2016.–413с.
26. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2016.–258с.
27. Тихомирова О.А. Дошкольное образовательное учреждение как социальная ступень развития ребенка // Дошкольная педагогика. – №7. – 2017. – С. 10-13.
28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. –336 с.
29. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3-х месяцев до 7 лет. – Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2016.-215с.
30. Шанина С. Е. Играем пальчиками — развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2016. –212с.
31. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. –415с.